Перспективой развития форм социального обслуживания населения является организация сопровождаемого проживания инвалидов. Одной из самых сложных категорий людей с инвалидностью являются молодые люди с интеллектуальной недостаточностью. При обеспечении специальных социальных условий, формировании развивающей психолого-педагогической среды, они успешно интегрируются в обществе: ведут самостоятельную жизнь, учатся, работают, создают семьи и становятся полноценными членами нашего общества.
Обеспечение таких условий регламентирует ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов, где говорится об уважении человеческого достоинства и обеспечении равных прав и возможностей всем гражданам страны [1].
Кроме того, Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит практическую направленность образовательного процесса, обеспечивающего овладение жизненными компетенциями [2].
Сопровождаемое проживание — такая социальная технология, которая обеспечивает форму жизнеустройства человека с инвалидностью, при которой он живёт в домашних условиях (один или в группе), получает комплекс социальных услуг и различных форм сопровождения, направленных на поддержку его максимально возможной независимости и самостоятельности в организации быта, досуга, общения и социальных связей, с учетом его индивидуальных потребностей [5].
Внедрение настоящей технологии должно осуществляться в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [3].
Такая технология уже развивается во многих субъектах Российской Федерации: Псковская область (город Порхов) [4], Владимирская область [8], Санкт-Петербург, Москва [7]. В мире также реализуется такой подход к социализации лиц с интеллектуальными нарушениями (Минск, Беларусь) [6]. С недавних пор началось внедрение технологии в Республике Карелия, поселок Ладва, Прионежский район [5].
Анализ программ сопровождаемого проживания показал их образовательные сходства. Каждая программа включает в себя следующие блоки обучения навыкам самостоятельной жизнедеятельности:
− самообслуживание: прием пищи, обращение с одеждой и обувью, пользование туалетом, гигиена тела;
− уборка помещения: подметание пола, вытирание пыли, уборка пылесосом, влажная уборка пола, мытье стеклянных поверхностей, чистка сантехники, вынос мусора;
− уход за вещами: уход за обувью, чистка одежды, хранение одежды, ручная и машинная стирка, утюжка;
− экономика домашнего хозяйства: обращение с деньгами, ведение бюджета, планирование и осуществление покупок;
− организация питания: приготовление пищи, сервировка стола, мытье посуды;
− социально-коммуникативная деятельность: ориентировка во времени, ориентировка в окружающей среде, правила и нормы поведения;
− досуговая деятельность.
Обучение проходит во вне классно-урочной системы, оно проходит в рамках жизнедеятельности в условиях тренировочной квартиры, для этого каждый день для каждого участника индивидуально составляется план (в перспективе участник сам прорабатывает план). В помещении тренировочной квартиры везде расположены визуальные опоры с алгоритмом действий. Выработанный алгоритм в тренировочной квартире переносится в новые условия — квартиры сопровождаемого проживания, после этого этапа выработанные навыки молодые люди с интеллектуальными нарушениями должны будут применить в условиях самостоятельного проживания.
Технология сопровождаемого проживания обеспечивает комплексную работу специалистов различных сфер: здравоохранение, образование, социальная сфера.
В настоящее время воспитанники Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Ладвинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» проживают в условиях тренировочной квартиры в рамках проекта «Шаг в жизнь». Учебное пособие по созданию социальных условий и обучению самостоятельности было составлено на основе анализа опыта других регионов с учетом особенностей регионального карельского компонента.
Таким образом, анализ программ и опыта реализации технологии сопровождаемого проживания показывают, что обеспечение равных прав и возможностей, воспитание толерантного отношения у общества к людям с ментальными нарушениями возможно при организации межведомственного взаимодействия специалистов образовательной, социальной сфер и сферы здравоохранения.
Литература:
- Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приказ Минтруда России от 14.12.2017 № 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях».
- Жизнь с достоинством (сопровождаемое проживание) /Под ред. А. М. Царёва. Практическое пособие. — Москва: Издательство «Перо», 2017. -272 с.
- Методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания «Шаг в жизнь» / Окунева Н. А., Быкова А. Н. — Петрозаводск, 2018. — 92 с.
- Новые формы проживания для молодых людей с особенностями психофизического развития в Беларуси / Синякевич М., Бойко Е. — Минск, 2010. — 60 с.
- Помощь людям с инвалидностью в организации самостоятельной жизни (Сопровождаемое проживание) / Информационно- методический сборник. — Москва, 2017. — 200 с.
- Формы сопровождаемого проживания во Владимирской области: юридические аспекты и опыт работы ВООО АРДИ «СВЕТ» по внедрению и развитию сопровождаемого проживания / Кац Л. И., Сторожук О. Г., Кац Ю. М. — Владимир: Транзит-Икс, 2015. — 204 с.