Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 30.06.2019

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Быкова, А. Н. Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями / А. Н. Быкова, Е. С. Казько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61222/ (дата обращения: 16.12.2024).



Перспективой развития форм социального обслуживания населения является организация сопровождаемого проживания инвалидов. Одной из самых сложных категорий людей с инвалидностью являются молодые люди с интеллектуальной недостаточностью. При обеспечении специальных социальных условий, формировании развивающей психолого-педагогической среды, они успешно интегрируются в обществе: ведут самостоятельную жизнь, учатся, работают, создают семьи и становятся полноценными членами нашего общества.

Обеспечение таких условий регламентирует ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов, где говорится об уважении человеческого достоинства и обеспечении равных прав и возможностей всем гражданам страны [1].

Кроме того, Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит практическую направленность образовательного процесса, обеспечивающего овладение жизненными компетенциями [2].

Сопровождаемое проживание — такая социальная технология, которая обеспечивает форму жизнеустройства человека с инвалидностью, при которой он живёт в домашних условиях (один или в группе), получает комплекс социальных услуг и различных форм сопровождения, направленных на поддержку его максимально возможной независимости и самостоятельности в организации быта, досуга, общения и социальных связей, с учетом его индивидуальных потребностей [5].

Внедрение настоящей технологии должно осуществляться в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [3].

Такая технология уже развивается во многих субъектах Российской Федерации: Псковская область (город Порхов) [4], Владимирская область [8], Санкт-Петербург, Москва [7]. В мире также реализуется такой подход к социализации лиц с интеллектуальными нарушениями (Минск, Беларусь) [6]. С недавних пор началось внедрение технологии в Республике Карелия, поселок Ладва, Прионежский район [5].

Анализ программ сопровождаемого проживания показал их образовательные сходства. Каждая программа включает в себя следующие блоки обучения навыкам самостоятельной жизнедеятельности:

− самообслуживание: прием пищи, обращение с одеждой и обувью, пользование туалетом, гигиена тела;

− уборка помещения: подметание пола, вытирание пыли, уборка пылесосом, влажная уборка пола, мытье стеклянных поверхностей, чистка сантехники, вынос мусора;

− уход за вещами: уход за обувью, чистка одежды, хранение одежды, ручная и машинная стирка, утюжка;

− экономика домашнего хозяйства: обращение с деньгами, ведение бюджета, планирование и осуществление покупок;

− организация питания: приготовление пищи, сервировка стола, мытье посуды;

− социально-коммуникативная деятельность: ориентировка во времени, ориентировка в окружающей среде, правила и нормы поведения;

− досуговая деятельность.

Обучение проходит во вне классно-урочной системы, оно проходит в рамках жизнедеятельности в условиях тренировочной квартиры, для этого каждый день для каждого участника индивидуально составляется план (в перспективе участник сам прорабатывает план). В помещении тренировочной квартиры везде расположены визуальные опоры с алгоритмом действий. Выработанный алгоритм в тренировочной квартире переносится в новые условия — квартиры сопровождаемого проживания, после этого этапа выработанные навыки молодые люди с интеллектуальными нарушениями должны будут применить в условиях самостоятельного проживания.

Технология сопровождаемого проживания обеспечивает комплексную работу специалистов различных сфер: здравоохранение, образование, социальная сфера.

В настоящее время воспитанники Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Ладвинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» проживают в условиях тренировочной квартиры в рамках проекта «Шаг в жизнь». Учебное пособие по созданию социальных условий и обучению самостоятельности было составлено на основе анализа опыта других регионов с учетом особенностей регионального карельского компонента.

Таким образом, анализ программ и опыта реализации технологии сопровождаемого проживания показывают, что обеспечение равных прав и возможностей, воспитание толерантного отношения у общества к людям с ментальными нарушениями возможно при организации межведомственного взаимодействия специалистов образовательной, социальной сфер и сферы здравоохранения.

Литература:

  1. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ.
  2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Приказ Минтруда России от 14.12.2017 № 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях».
  4. Жизнь с достоинством (сопровождаемое проживание) /Под ред. А. М. Царёва. Практическое пособие. — Москва: Издательство «Перо», 2017. -272 с.
  5. Методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания «Шаг в жизнь» / Окунева Н. А., Быкова А. Н. — Петрозаводск, 2018. — 92 с.
  6. Новые формы проживания для молодых людей с особенностями психофизического развития в Беларуси / Синякевич М., Бойко Е. — Минск, 2010. — 60 с.
  7. Помощь людям с инвалидностью в организации самостоятельной жизни (Сопровождаемое проживание) / Информационно- методический сборник. — Москва, 2017. — 200 с.
  8. Формы сопровождаемого проживания во Владимирской области: юридические аспекты и опыт работы ВООО АРДИ «СВЕТ» по внедрению и развитию сопровождаемого проживания / Кац Л. И., Сторожук О. Г., Кац Ю. М. — Владимир: Транзит-Икс, 2015. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сопровождаемое проживание, тренировочная квартира, анализ программ, Карелия, Российская Федерация, социальная сфера.


Похожие статьи

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Выявление предпосылок сформированности девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Выявление предпосылок сформированности девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос