Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Автор: Сенчурова Светлана Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.06.2015
Статья просмотрена: 2891 раз
Библиографическое описание:
Сенчурова, С. В. Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / С. В. Сенчурова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8398/ (дата обращения: 16.12.2024).
Согласно концепции Дошкольного воспитания (16 июня 1989 г.) общей основой воспитание и обучение в детском саду любого вида является овладение ребенком речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Доказано, что в возрасте до трех лет речевое развитие ребенка ведет за собой психическое, а после трех лет психическое ведет за собой речевое. Данные положения основаны на трудах Л. С. Выгодского, Д. Б. Эльконина, Н. Л. Гвоздева, Л. А. Венгера, Н. Н. Подьякова, М.Монтессори.
Основываясь на идеях этих ученых, личном опыте работы, можно отметить, что детям с задержкой речевого развития в трехлетнем возрасте характерно отставание в освоении сенсорного опыта в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Сенсорное воспитание представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка в младшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок познает предметный мир, явление природы, события общественной жизни, доступные наблюдениям и практическим действиям, но в то же время он получает от взрослого сведения словесным путем. Оба эти пути познания тесно связаны между собой, неразделимы, детям с нарушением речи для полноценного развития необходимо особая комплексная помощь. Это касается всех сторон развития личности ребенка, а сенсорной речевой в особенности.
Хочу поделиться практическим опытом по работе в данном направлении.
В нашей группе в процессе развития речи мы используем различные педагогические средства и методы: общение, игра, культурная языковая среда, обучение, изобразительное искусства, музыка, театр, художественная литература. Рассматривая сенсорное воспитание как средство развития и коррекции речи детей, мы ставим следующие задачи:
1. Формировать и обогащать сенсорный опыт детей;
2. Воспитывать речевую активность (обогащать пассивный и активный словарь, формировать фонетическое восприятие);
3. Способствовать психическому развитию ребенка в рамках его индивидуальных возможностей, состояние здоровья, уровня речевого развития.
При выборе форм и методов сенсорного воспитания детей нами были учтены следующие принципы:
1. Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении;
2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы;
3. Сообщение детям обобщенных знаний и умений связанных с ориентировкой в окружающей действительности;
4. Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах предметов.
Так как успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от простых познавательных процессов (сенсорных) и более сложных (мыслительных) мною были организованы занятия направленные на специальное восприятие предметов с целью использования полученных результатов в той или иной содержательной деятельности («обследование»).
Обследование — основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет, пространственное отношение, особенности музыкальных звуков и звуков человеческой речи. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. При проведении обследования мы опираемся на такие важные моменты как:
1. Восприятие целостного облика предмета;
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (цвет, форма, величина);
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположение по отношению к основным частям;
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Вся наша работа по сенсорному развитию детей идет по трем направлениям:
1. Работа с педагогическим коллективом и самообразование;
2. Взаимодействие с родителями воспитанников;
3. Работа с детьми.
Всю педагогическую деятельность по данному направлению можно представить в виде алгоритма:
Диагностический этап.
На данном этапе проводилось анкетирование и педагогов. Это позволило выявить:
- Знания значимости сенсорики в развитии ребенка, в частности его речи;
- Заинтересованность данным вопросом;
- Опыт работы по данному направлению.
Результаты данного этапа определили уровень необходимости целенаправленной работы со всеми субъектами педагогического процесса. Так же на данном этапе с помощью специальных упражнений определились индивидуальные возможности и уровень сенсорного и речевого развития каждого ребенка.
Планово-прогностический этап.
На данном этапе нами были разработаны планы работы с родителями и педагогами (консультации, мероприятия по оформлению предметно-пространственной среды, открытые занятия). Разработан план самообразования.
Особое внимание было уделено перспективному планированию работы с детьми. При составлении плана опирались на содержание программ реализуемых в ДОУ, что позволило распределить речевой и сенсорный материал в соответствии изучаемой лексической темой, а так же определить круг детского чтения. Перспективный план работы с детьми включил в себя такие формы: обучающие занятия, в том числе специальные занятия и занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры, индивидуальная коррекционная работа.
Деятельный этап.
На данном этапе было реализованы намеченные перспективы планы работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников.
Практическая работа с детьми начиналась с создания соответствующей предметно-пространственной развивающей среды. В группе созданы следующие условия:
- Сенсорный стол;
- Зона для игр с песком и водой;
- Картотека дидактических игр сенсорных упражнений;
- Конспекты занятий;
- Подобраны (постоянно пополняются) материалы для педагогического просвещения родителей воспитанников и коллег.
Контрольно-аналитический этап.
Итогом данного этапа являются результаты проделанной работы. Работа по данной теме на протяжении четырех лет мы пришли к выводу:
1. Сенсорные игры увлекают детей яркими эталонами, вызывают у них положительные эмоции, дает детям самые главные и простые понятия об окружающих предметах;
2. У детей лучше развивается речь, память, мышление и другие высшие психические функции;
3. Отмечается заинтересованность родителей и воспитанников и коллег в работе по данной теме.
Рефлексивный этап.
На данном этапе происходит анализ деятельности, осмысление полученных результатов, их сравнение с поставленной целью, поиск путей нашей дальнейшей деятельности и деятельности ДОУ в целом. На данном этапе нами были определены перспективы работы по всем трем направлениям:
1. Подготовка методических и практических рекомендаций для воспитателей логопедических групп по обогащению сенсорного опыта детей в организации коррекционно-образовательного процесса;
2. Разработка, совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом программы коррекционных занятий (логочасов) с использованием сенсорного материала;
3. Выпуск рекомендаций для родителей «Сенсорика для малышей».
Систематичность работы позволяет вывести детей с задержкой речевого развития на уровень возрастной нормы по усвоению сенсорных эталонов — цвета, формы, величины, о чем свидетельствуют полученные результаты практической деятельности в данном направлении.
Приложение 1
Примеры игр, используемых в нашей работе:
Т. В. Башаева «Развитие восприятия у детей Формы, цвета, звука» |
|
«Помоги рыбкам» стр. 35 |
«Собери капельки в стакан» стр. 36 |
«Какого цвета предмет?" стр. 37 |
«Собери листочки» стр. 37 |
«Помоги козлятам быстро спрятаться от волка» стр. 38 |
«Сложи пирамидку» стр. 39 |
«Сложи радугу» стр. 39 |
«Подбери пару» стр. 40 |
«Какие шарики летят?" стр. 40 |
«Собери бусы для мамы» стр. 36 |
О. М. Дъяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает?" |
|
«Воздушные шары» стр. 11 |
«Спрячь мышку» стр. 11 |
Л. А. Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. |
|
«Воздушные шары» стр. 29 |
Улетающие шары» стр. 29 |
«Игрушки» стр. 30 |
«Зажги фонарик» стр. 30 |
Издательство «Карапуз» «Цвет и форма» |
|
«Помоги гномику подобрать цвет» |
|
О. М. Дъяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает?" |
|
«Веселый гном» стр. 20 |
«Почтовый ящик» стр. 7 |
«Сделай узор» стр. 8
|
«Сделай как я« стр. 16 |
Приложение 2
Анкета
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к педагогическому совещанию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
- да;
- нет;
- не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
- считаю нужным;
- не считаю нужным;
- затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
- да;
- нет;
- не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
- информация отсутствует;
- есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
- я не обращаю внимание на информацию;
- информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
- наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
- высокий;
- средний;
- низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
- да;
- нет;
- не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Литература:
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для твоспитателя дет.сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина/ Под ред.Л. А. Венгера, — М., Просвещение, 1998.
2. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание.-2000.-№ 11.
3. Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание.-2002.
4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред Л. А. Венгера, — М., Просвещение, 1988.
5. Абдуллаева Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975.
6. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — № 12. — 2006.
7. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. — Мн.: БрГУ, 2007.
8. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова / Составитель Г. М. Лямишев, — М., «Просвещение», 1981