Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 21.10.2021

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Корнилова, А. Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий / А. Н. Корнилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 255-268. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84768/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Ключевые слова: сенсорное развитие, дети, дидактические игры, пособия.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. 5.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли) и хорошо известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) считали, что сенсорное воспитание является одной из главных сторон в дошкольном образовании 2.

Благодаря сенсорному воспитанию детей раннего возраста идет приток новых впечатлений, что необходимо для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что при ограниченности притока впечатлений, ребенок испытывает «сенсорный голод», в результате чего происходят задержка общего развития. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте детей дошкольного возраста не стоит недооценивать.

Представляю педагогический опыт работы по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Целью данной работы является внедрение эффективных механизмов по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Задачи:

  1. Развитие инициативы педагогов по организации предметной, безопасной, развивающей и социализирующей среды для жизнедеятельности детей через обновление дидактических игр по сенсорному развитию.
  2. Внедрение эффективных механизмов совершенствования сенсорного и сенсомоторного опыта детей через использование дидактических игр и пособий.
  3. Распространение опыта работы педагогов в использовании обучающих дидактических игр и пособий в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты по внедрению данных приемов в работе с детьми:

— Развитие игровой и познавательной сфер каждого ребенка.

— Повышение речевой активности и интереса к играм и пособиям сенсомоторного содержания.

— Осуществление качественного сенсорного развития и воспитания дошкольников, стимулирующее их к активному самопознанию и получению максимальной информации из окружающего мира посредством развивающей предметной среды.

На первом этапе работы определили основные особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста:

1-й год жизни:

Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2–3 год жизни:

Дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине 7.

Главное на данном этапе в работы, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.

На следующем этапе работы мы обогатили предметную развивающую среду группы, подготовили дидактические игры и пособия.

В различных видах деятельности дидактические игры и пособия использовали по-разному. Свойства предметов дети постигали в организованной образовательной деятельности, а в самостоятельной деятельности позволяли детям сосредоточиться на решении более сложных конструктивных задач. В оформлении предметной развивающей среды придерживались зональности. Время игр для детей не регламентировали.

С учетом сенсорного развития оформляли зону еды: родители приносили салфетки разного цвета, вырезали снежинки разной формы, складывали цветы, делали вместе с детьми. См. рис. 1,2,3.

.

Рис. 1.

.

Рис. 2.

.

Рис. 3.

Подобрали детскую посуду и нарядили кукол в одежду разного цвета. См. рис. 4,5.

.

Рис. 4.

.

Рис. 5.

Продумали варианты пособий и предметов для дидактической игры «Разложи (найди) по цвету». См. рис. с 6 по 16.

Рис. 7. Рис. 7.

Рис. 6. Рис. 7.

.

Рис. 8.

.

Рис. 9.

.

Рис. 10.

Рис. 12. Рис. 12.

Рис. 11. Рис. 12.

.

Рис. 13.

.

Рис. 14.

.

Рис. 15.

.

Рис. 16.

Дидактическая игра «Веселые гномы»:

.

Рис. 17.

Дидактическая игра «Спрячь мышку». См. рис. 18, 19.

.

Рис. 18.

.

Рис. 19.

Игра с разноцветными прищепками. См. рис. 20, 21.

.

Рис. 20.

.

Рис. 21.

Дидактическая игра «Наряди елочку на Новый год» (раскрась жирафа, божью коровку). Рис. 22–24.

.

Рис. 22.

Рис. 24. Рис. 24.

Рис. 23. Рис. 24.

Дидактическая игра «Собери урожай» (большое//маленькое). См. рис. 25.

.

Рис. 25.

Варианты дидактической игры «Собери по цвету» с использованием разных пособий. См. рис. 26, 27.

Рис. 27. Рис. 27.

Рис. 26. Рис. 27.

Дидактические пособия для игры «Вкладыши». См. рис. с 28 по 31.

Рис. 29. Рис. 29.

Рис. 28. Рис. 29.

Рис. 31.

Рис. 31.

Рис. 30. Рис. 31.

«Завяжи шнурочки на ботинках по цвету». См. рис. 32.

.

Рис. 32.

«Найди пару для потерявшейся варежки». См. рис. 33.

.

Рис. 33.

«Собери пирамидку большую и маленькую». См. рис. 34, 35.

Рис. 35. Рис. 35.

Рис. 34. Рис. 35.

Сшили «Дидактическую юбку» (шнуровка, липучки, кнопки, пуговки, ленточки//завязочки, молнии и т. п.). См. рис. 36.

.

Рис. 36.

Родители сшили «волшебную подушку» (шнуровка, липучки, кнопки, пуговки, ленточки, молнии и т. п.). См. рис. 37.

.

Рис. 37.

Сделали «Волшебный зонтик». См. рис. 38.

.

Рис. 38.

Дидактическая игра «Собери узор из фигур». См. рис. 39, 40.

Рис. 40. Рис. 40.

Рис. 39. Рис. 40.

Обучающие игры в Уголке экспериментирования с водой и песком. См. рис. 41, 42.

Рис. 42. Рис. 42.

Рис. 41. Рис. 42.

На заключительном этапе педагогической работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий получены качественные результаты:

— Обновлена и пополнена предметная развивающая среда, стимулирующая детей к активному самопознанию и получению максимальной информации из окружающего мира.

— Усовершенствован сенсорный и сенсомоторный опыт, а так же познавательная сфера детей.

— Накопленный педагогический опыт работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий имеет возможность использования в других областях знаний, влияющих на личное развитие каждого ребенка.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
  2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1988г.
  3. Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях. Журнал «Воспитатель ДОУ» 2008г., № 1 с.24–28.
  4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2011.
  5. Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1981г.
  6. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г., № 1 с.58–70.
  7. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, сенсорное развитие детей, игра, ранний дошкольный возраст, пособие, ребенок, сенсорное развитие, предметная развивающая среда, ранний возраст, активное самопознание.


Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности

В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора

В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности

В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора

В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Задать вопрос