В статье авторы-педагоги о риентируют родителей воспитанников на применение в физическом воспитании детей раннего возраста адекватных методов и приёмов, главными из которых являются игровые упражнения.
Ключевые слова: развитие детей, ранний возраст, физическое развитие, игровые упражнения, родители, дошкольная образовательная организация.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам оздоровления ребенка раннего возраста (2–3 года), физического воспитания является одним из главных направлений работы дошкольного учреждения.
Задача такого взаимодействия — обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Цель педагога — сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса
Достичь высокого качества физического развития наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии заинтересованности всех участников педагогического процесса, выбор и применение интересных форм работы. Формами взаимодействия детского сада и родителей является организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно и быть нацеленными на полноценное физическое воспитание ребенка. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы.
В данном направлении проводилось анкетирование, опросы родителей воспитанников для определения наиболее интересующих вопросов родителей. Родителей беспокоит отставание малышей в речевом развитии. В рамках данного запроса родителей были подобраны подвижные игры с текстом, где взрослые играют с ребенком, используя тексты детских произведений, а ребенок не только выполняет определенные движения, но его побуждают повторять и отвечать, таким образом, пополняя словарный запас, закрепляя звукопроизношение и активизируя речь. При проведении мастер-класса «Учимся говорить и играть», также выявлено — многие родители не знают игр для малышей и не умеют играть с детьми. В рамках выявленных проблем, детский сад разработал картотеки подвижных игр на различные темы.
Мы постарались подобрать подвижные игры, основанные на потешках, детских коротких стихах, коротких песенках: «По кочкам», «Комарик», «Зайка серенький» (русские народные потешки); «Мишка бурый» (стихотворение Ю. Капотова), «Курочка» (русская народная песенка). Возможно использовать стихи К. Чуковского, А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака.
Важно, чтобы стихи прозвучали выразительно, в нужном темпе, удобном для игры. Взрослый старается активизировать речь малыша, поощряет его желание проговаривать вместе с ним отдельные слова и фразы. Развитию у детей интереса к игре способствует и ее оформление. В играх «Мишка», «Комарик», например, следует использовать шапочки с изображением, медведя, комариков и лягушки. По просьбе родителей был оформлен буклет по теме мастер-класса «Учимся говорить и играть», в него вошли подвижные игры с речевыми текстами и описанием.
Дети очень любят, когда зарядка превращается в маленькое приключение или сказочное приключение, когда знакомая с первых лет жизни сказка вдруг открывается с другой стороны. Дети начинают не просто хорошо выполнять упражнения, в их глазах зажигаются маленькие искорки. И тут уже самые нерадивые и грустные дети включаются в занятие, превращаются в настоящих артистов. Да и как иначе?
В такой форме занятий дети не просто выполняют упражнения, а участвуют в увлекательных играх, например, рубят дрова для избушки или едут на машине. При этом они даже не замечают, что их тело получает физическую нагрузку.
Например, во время весёлой игры дети настолько увлекаются, что не замечают, сколько раз они выполнили то или иное полезное движение. При этом они играют и в процессе игры укрепляют свой организм.
Родители воспитанников обратились с просьбой познакомить с играми и игровыми упражнениями, направленными на предупреждение развития плоскостопия, нарушение осанки. Для практического занятия в парах, направленного на профилактику плоскостопия «Топ-топотушки» упражнения подбирались на основании рекомендаций детского врача ортопеда, они настоятельно советовали молодым мамам принимать профилактические меры, чтобы избежать таких «современных проблем» как плоскостопие, нарушение осанки, деформацию позвоночника… В комплекс «Топ-топотушки» вошли упражнения «Весёлые качели», «Пружинки», «Пока-пока» и другие, все упражнения выполняются босиком и совместно с мамой. Регулярное выполнение такой гимнастики несомненно поможет укрепить стопу малыша, но и поможет закалить организм ребёнка, а также ещё сильнее сблизить самых родных — маму и ребёнка.
В рамках запросов родителей были подобран комплексы игровых упражнений «Среди нас есть бегемотики», эти упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса, комплекс выполняется вместе с папой или мамой, можно обыграть упражнение и с мягкой игрушкой — бегемотиком.
Для развития ловкости и чувства равновесия детям раннего дошкольного возраста предлагают такие игровые упражнения как: «Пройди по дорожке», «Пройти через ручеек», где воспитатель чертит две линии, если упражнение выполняется на улице или использует два шнура(скакалку) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску (длиной 2–3 метра, шириной 25–30 см) — мостик.
Также представлены игровые парные комплексы на развитие дыхания «Ветерок», развитие мышц опорно-двигательного аппарата ребёнка «Потягушки-порастушки» или «Дорастем до папы», где идет речевое сопровождение:
«Выше руки поднимаем,
Мы до папы дорастаем».
При этом выполняем упражнение вместе с ребенком. И.п. ноги слегка расставлены, руки опущены вниз. Поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши. Вернуться в исходное положение.
Также можно подключить серию игровых упражнений «Мамины помощники». Например «Вытираем пыль», «Выбиваем пыль из ковра», «Разложим игрушки по полкам», «Дружно маме помогаем» — физминутка, в которой дети выполняют подражательные движения по тексту.
Текст:
Дружно маме помогаем — пыль повсюду вытираем. Мы бельё теперь стираем, полощем, отжимаем. Подметаем всё кругом и бегом за молоком. Маму вечером встречаем, двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.
Движения:
При словах «Дружно маме помогаем — пыль повсюду вытираем» дети выполняют соответствующие действия, например, вытирают пыль. При словах «Мы бельё теперь стираем, полощем, отжимаем» — стирают бельё, полощут и отжимают его. При словах «Подметаем всё кругом и бегом за молоком» — подметают всё вокруг и бегут за молоком. При словах «Маму вечером встречаем, двери настежь открываем, маму крепко обнимаем» — встречают маму вечером, открывают двери и крепко её обнимают.
Большим успехом пользуются тематические комплексы игровых упражнений со спортивным инвентарём. Например, использование обручей по теме «Дорожное движение», где воспитанники совместно с родителями становились автомобилистами и отправлялись в путь. При таком путешествии участники образовательного процесса выполняли корригирующую ходьбу по кругу. На пути им встречались и кочки, и ровная и гладкая дорога, и поднимались в гору и спускались вниз, при этом они выполняли различные движения.
В детском саду проходят совместные спортивные мероприятия, где используются различные игровые упражнения из серии «Олимпийские резервы», которые родители смогут самостоятельно использовать дома. Применяются такие стихотворения как «Зарядка» А. Барто, «Стихотворение о здоровье» (Анастасия Болюбаш) и другие под которое выполняется движения соответствующие тексту.
Во время встреч с родителями необходимо создать необходимую атмосферу. Обращали внимание не только на правильное выполнение упражнений, но и на создание благоприятных условий: удобные и цветные маты для выполнения упражнений, удобная и уютная одежда, яркие пособия, приятная музыка — всё это немаловажно для желания заниматься физической культурой не только для малышей, но и взрослых.
Также по просьбе родителей, были подобраны игровые упражнения для занятия с малышами с разнообразными пособиями, что также способствуют желанию заниматься физической культурой. Подобраны комплексы с игрушками, мячами, ленточками, платочками, в данный буклет для родителей были также включены подвижные игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть со своим малышом на свежем воздухе.
Выполнения совместных комплексов показали наличие интереса к данной деятельности у детей и родителей. Об этом же свидетельствуют отзывы родителей, имеющие положительную эмоциональную окраску и о желании посещать их чаще. Такая форма выполнения упражнений имеет высокую эмоциональную окраску, частый тактильный контакт помогает родителям и детям почувствовать общность, желание вместе играть, радоваться, получать удовольствие от посещения детского сада.
Литература:
- Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. // Москва: Издательский центр «Академия». — 2006. — 272 с.
- Погадаев, Г. И. Физкульт — Ура! Физическая культура дошкольников / Г. И. Погадаев // Москва: Школьная пресса. — 2003. — 96 с.
- Соколова, Л. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. / Л. А. Соколова // Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс» — 2017.
- Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская // Москва: Те-ревинф — 2007. — 112 с.
- Ковалева, Г. А. Физическое развитие детей и подростков / Г. А. Ковалева, А. В. Лукьянов // Омск: Издательство «ОмГМА». — 2001. — 48 с.
- Соколова Л. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. ФГОС: Детство-Пресс, 2017 г