В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьников посредством развития их эмоций и чувств.
Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции, чувства, эмоциональная отзывчивость, начальная школа.
На современном этапе развития российского общества в социально-культурной обстановке требуется целенаправленный подход к нравственному воспитанию подрастающего поколения. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в стране, предопределили необходимость разработки теоретических и методических основ формирования нравственной гармоничной личности.
Проблема нравственного воспитания отмечена в трудах А. И. Герцена, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого и др.
В педагогической науке проблема нравственного воспитания нашла отражение в исследованиях А. Д. Алфёрова, Н. Н. Болдырева, Н. П. Иванова, Р. В. Овчаровой, З. И. Васильева. В их работах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, определены формы, методы, принципы нравственного воспитания.
Проблема формирования эмоциональной сферы, развития чувств нашла достаточное освещение в исследованиях И. Д. Беха, О. В. Запорожца, Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, Г. М. Бреслава, Л. С. Выготского, B. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и др. Они доказывают, что развитие эмоций и чувств у детей активно влияет на совершенствования их нравственных качеств.
Анализ психологических исследований позволяет определить и разграничить такие понятия, как чувства и эмоции. Под эмоциями понимается элементарное психическое явление, ситуативное переживание, вызванное определенными событиями, явлениями, предметами, выявляет отношение к окружающему. Чувства представляют относительно устойчивые психические состояния или процессы, которые возникают в результате многократного переживания одной и той же эмоции. Процесс развития эмоций и чувств личности представляет собой системообразующий фактор, определяющий весь жизненный путь человека, что позволяет интерпретировать его как значимую психолого-педагогическую проблему.
На основе теоретических исследований были выявлены особенности развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте. Этот возраст обусловлен возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. У младших школьников постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя некоторые еще не могут сдерживать проявление эмоций. Анализ теоретических работ по проблеме развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте позволяет говорить о важности их учета при организации системы нравственного воспитания.
На основе анализа психолого-педагогических исследований были выделены следующие педагогические условия развития нравственных чувств и эмоций:
‒ организация продуктивной интеграции гуманитарного содержания учебных предметов с личностно-развивающими возможностями сферы искусства;
‒ организация творческой деятельности учащихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний персонажей;
‒ развитие коммуникативных навыков у обучающихся в совместной творческой деятельности;
‒ расширение словаря эмоций младшего школьника;
‒ организация взаимодействия «ученик-родитель», «учитель-родитель».
‒ создание педагогом духовно-воспитывающего пространства, которое способствует практике формирования нравственных чувств младших школьников.
Экспериментальное исследование особенностей нравственного воспитания младших школьников посредством развития их эмоций и чувств было проведено на базе третьего класса школы № 1 города Елабуги.
На первом этапе эксперимента проводилась диагностика эмоциональной сферы и нравственных чувств учащихся третьего класса.
Результаты исследования оказались следующими: высокий уровень нравственной воспитанности и нравственных чувств выявлен у 30 % учащихся, средний уровень нравственной воспитанности выявлен у 40 % учащихся, низкий уровень нравственной воспитанности был выявлен у 30 % младших школьников. В процессе диагностики было выявлено, что высокий уровень проявления нравственных чувств и эмоций наблюдается у25 % детей, средний — у 45 %, низкий — у 30 %.
На формирующем этапе исследования осуществлялась работа по нравственному воспитанию младших школьников посредством развития их эмоций и чувств. Работа проводилась как на уроках, так и во внеурочное время, посредством внеклассных мероприятий.
С целью формирования нравственных чувств и эмоций у учащихся начальной школы нами были разработан комплекс заданий, реализуемый в процессе в ходе изучения каждой из дисциплин и во внеклассных занятиях.
Для работы со своими эмоциями мы совместно изготовили «Веер эмоций».
Веер эмоций представлял собой набор для каждого ребенка, который включал панель, на которой был изображен треугольник. На вершине треугольника стоял ребенок, и было написано «Я — идеальный». Слева был изображен тоже ребенок «Я — реальный», справа — ребенок «Я — родитель».
Вместе с детьми мы изготовили 45 карточек, на которые дети печатными буквами написали определенную эмоцию или чувство и добавили к ней небольшой рисунок. Положительные эмоции дети записывали красным фломастером. Отрицательные эмоции дети записывали синим фломастером. Нейтральные эмоции дети записывали зеленым фломастером.
Каждый учащийся вначале работал самостоятельно. Он записал все эмоции, который были ему известны, или которые он часто испытывал. Мы говорили учащимся:
«Вспомните, что вы чувствовали вчера? Что вы чувствовали перед контрольной? Что вы чувствовали, когда получили плохую оценку?»
В процессе обсуждения было замечено, что многие учащиеся не догадывались о таких эмоциях, как сострадание, сочувствие, спокойствие.
Работая над определением своих эмоций, учащиеся пытались определять свое эмоциональное состояние, учились анализировать свои чувства.
Далее учащихся мы учили работать с картотекой эмоций. Мы предложили учащимся вспомнить, что они чувствовали, когда получили двойку. Многие из них отобрали следующие карточки: обида, злость, негодование, печаль. Эти карточки мы предложили расположить на человечка «Я реальный». Затем, мы спросили, чтобы они чувствовали, если бы они были родителями. Тогда они отобрали следующие карточки: «заставить наказать», «негодование», «заставить кого-то». Эти карточки мы предложили расположить на человечка «Я — родитель». Затем мы сказали, чтобы они чувствовали, если бы были идеальным человеком, правильным рассудительным. Тогда дети отобрали карточки с такими эмоциями, как «прощение», «выдержка», «сочувствие». Отбирая эти карточки, дети поясняли, что правильно бы было просто просить себя за двойку, простить и не злиться на учителя, проявить выдержку, сочувствие. Работая таким образом с веером эмоций, учащиеся поняли, что эмоциональное состояние человека многогранно. Можно испытывать порой различные чувства и эмоции. Иногда нами руководит «плаксивый и обидчивый ребенок», тогда мы гневаемся, сердимся. Иногда нами руководит «родитель», который часто воспитывает, наказывает. Но очень сложно взглянуть на ситуацию со стороны, с позиции идеального Я. Ведь идеальный Я может испытывать лишь позитивные, нейтральные эмоции, прощать и благодарить.
Работа с веером эмоций осуществлялась на протяжении длительного времени. Дети научились распознавать свои эмоциональные состояния, учились заменять негативные эмоции позитивными и нейтральными, учились проявлять сострадание и прощение. Дети комментировали ситуации, которые с ними случались, обращались к вееру эмоций и дома.
В результате контрольной диагностики было выяснено, что количество детей с высоким уровнем нравственного воспитания увеличилось на 20 % и составило 50 %, со средним уровнем нравственного воспитания снизилось на 5 % и составило 35 %, с низким уровнем нравственного воспитания снизилось на 15 % и составило 15 %. В процессе контрольной диагностики выявлено, что высокий уровень нравственных чувств и эмоций повысился у 15 % детей и составил 35 %, средний — повысился на 5 % и составил 50 %, низкий — уменьшился на 15 % и составил 15 %.
Исходя из данных, можно сказать, что проведенная работа по развитию нравственных чувств и эмоций способствовала тому, что у детей повысился уровень нравственного воспитания.
Литература:
- Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — № 9. — С. 458–460.
- Провоторова В. П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В. П. Проворотова// Начальная школа. — 2011. — № 1 — С. 51–53.
- Колесникова А. Н. Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта/ А. Н. Колесникова, Г. С. Айрумян, Н. Ф. Борисова // Молодой ученый. — 2015 — № 9. — С.190–193.