Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 10.05.2023

Статья просмотрена: 445 раз

Библиографическое описание:

Черных, Н. Д. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. Д. Черных, О. А. Жильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102474/ (дата обращения: 17.12.2024).



Эмоциональное развитие — важная сфера личности ребенка, требующая значительного педагогического внимания. По утверждению Л. С. Выготского, «эмоциональная черта личности составляет заботу и предмет воспитания в такой же мере, как воля и ум, и имеет не меньшее значение, чем другие стороны личности дошкольника»

Опираясь на содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и требованиям нашего времени, одним из важных качеств дошкольного образования является разработка условий для эмоционального развития и воспитания детей.

С нашей точки зрения к наиболее актуальным условиям следует отнести: особенности взаимодействия воспитателя с ребенком, поддерживающее сохранению активного положения и эмоционального комфорта ребенка; порядок методов и приемов (словесных, наглядных, практических, игровых), подтолкнувший развитие у детей способностей к называнию и распознаванию, и описанию эмоциональных принадлежностей; применение всевозможных форм осуществления педагогического процесса, устремленного на развитие у детей понимания, восприятия и вербализации эмоциональных принадлежностей; устройство развивающей предметно-пространственной среды на основе принципов индивидуальной комфортности, эмоциогенности и эмоционального благополучия любого ребенка, беспритворности своего «Я».

Разберем вышеуказанные условия: эмоциональная сфера есть одна из существенных регуляторных систем, гарантирующие активные явления жизнедеятельности организма. Значит, эмоции являются существенным звеном в общей цепи приспосабливающих процессов, которые реагируют на любые воздействия среды.

Как говорил Л. С. Выготский, эмоциональное развитие детей является одним из главных направлений профессиональной деятельности педагога.

Эмоции есть «центральное звено» психической сферы в жизни человека, и конечно же ребенка. Эмоциональное развитие включает в себя ряд важных и связанных между собой направлений, каждое из которых имеет свои существенные способы влияния на эмоциональную сферу и являются механизмом включения эмоций. Жизнь человека насыщена различными предметами, явлениями и ничто не оставляет его равнодушным. Все чувства и эмоции, которые испытывает человек, оказывают непосредственное влияние на восприятие Окружающей среды. Эмоции играют важную роль и в жизни детей.

Отношения с другими людьми и окружением зарождаются и наиболее глубоко формируются в период дошкольного возраста. Первый опыт таковых отношений является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие человека. От того, как сложатся качество отношений дошкольника в группе детского сада, во многом зависит дальнейший путь его социального и личностного развития, и конечно его дальнейшая судьба. Сверстники постоянно находятся в общении друг с другом, всегда включены в систему взаимодействия, их совместной деятельностью, в межличностные отношения.

Дети нашего века стали менее эмпатийными к чувствам других, они иногда не способны владеть своими эмоциями, а это приводит к импульсивности в поведении. У детей наблюдаются недостаточно развитые умения узнавать и описывать свои эмоции и выражать своё эмоциональное состояние применяемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детского коллектива, и у детей появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в замкнутость, застенчивость, гиперактивность, тревожность, агрессивность.

Система личных отношений всегда бывает, склонна к аффективной окраске для любого человека, поскольку связана с его оценкой общества и признанием как личности. Характер детей, их взаимоотношения и направленность корректируют, развивают и формируют эмоциональную сферу дошкольника. Особенности эмоций оказывают большое влияние на характер взаимоотношений детей, регулируя их общение. Эмоции являются признаком успешности общения детей в дошкольном возрасте. Выражение эмоций носит у дошкольников непосредственный характер, они точно проявляются в движениях, словах, мимике.

Неудовлетворенная потребность в общении со сверстниками ведет к развитию повышенной агрессивности, тревожности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у детей. Таким образом, накопившийся эмоциональный опыт выявляет характер общения. Если ребенок переживает неблагоприятные эмоции в процессе общения, то у него не складываются отношения со сверстниками, и тогда в коллективе он неуспешен, что приводит к негативным эмоциям.

Актуальность нашего исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности развития у детей старшего возраста эмоциональной сферы в процессе общения со сверстниками. Исследования психологов Б. Г. Ананьев, М. Р. Битянова, А. А. Бодалев, Л. А. Венгер свидетельствуют о том, что старший дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы в процессе общения со сверстниками.

Обращаясь к актуальности исследования, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных организаций не представлена психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение сформированости уровня развития эмоциональной сферы у дошкольников.

Анализ научных исследований и педагогической практики по проблеме развития эмоциональной сферы у детей старшего возраста в процессе общения со сверстниками позволил нам выявить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы у детей старшего возраста в процессе общения со сверстниками и недостаточной реализацией работы в данном направлении воспитателями дошкольных образовательных организаций.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

Цель теоретически обосновать и апробировать возможность развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками будет проходить более успешно если:

– обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе детского сада;

– разработать и реализовать комплекс игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие их эмоциональной сферы в процессе общения со сверстниками;

Для проверки гипотезы представляется необходимым решить следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей старшей группы.
  3. Определить возможность развития эмоциональной сферы у детей старшей группы в процессе общения со сверстниками.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические методы исследования (наблюдение, опросные методы, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).

Методологической основой исследования являются положения М. И. Лисиной об общении как особой коммуникативной деятельности и особенностях его возрастного развития, положение о сущности личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы критерии, показатели и охарактеризованы уровни развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками, обоснована возможность развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами-психологами в процессе работы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

В наше время, заботясь о познавательном и физическом развитии ребёнка, родители и воспитатели зачастую забывают о приоритетах его эмоционального развития, которое напрямую связано с социальной и психологической успешностью ребёнка. Развитие ребенка взаимосвязано с особенностями поведения, мира его эмоций, восприятием окружающего мира. Научно доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются взгляды на отношения с окружающими и миром. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции растет.

Таким образом, одна из главных задач педагога и родителей ребенка, создать максимально комфортные условия, для благоприятного формирования эмоционального развития. Помочь ребенку осознать свои чувства, научить контролировать свои эмоции, а также сформировать понимание и уважение к чувствам других людей. Управление эмоциями — это естественная сторона детского психического развития. Если этого не происходит, возникает нарушение эмоциональной регуляции, что может привести к различным поведенческим расстройствам, которые потребуют вмешательства психолога и длительной коррекционной работы.

Эмоциональное благополучие ребенка — это путь к успешному взаимодействию с миром, к развитию гармоничной личности и для достижения этой цели детям просто необходимы умные, доброжелательные, любящие родители, и педагоги, которые не только передадут необходимые знания, но и подготовят к самостоятельной жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера, процесс общения, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, эмоциональное развитие, эмоция, возможность развития, старший возраст, уровень развития.


Задать вопрос