К современному этапу развития теории и практики специальной педагогики, общей и специальной психологии относится углубление изучения различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно — практическое значение. В последнее время продолжает уделяться внимание проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей с задержкой психического развития.
Актуальность выбранной темы исследования определяется ее значимостью для адаптации и социализации детей с ОВЗ. Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ продолжает оставаться актуальной.
Целью нашего исследования по данной тематике стало изучение своеобразия эмоций детей с ОВЗ, а также разработка путей коррекционной работы по развитию их эмоциональной сферы.
Объект исследования — эмоциональная сфера детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Предметом данного исследования является изучение путей развития эмоциональной сферы у детей с ОВЗ.
Научной гипотезой данного исследования послужило предположение о том, что при проведении специально организованной коррекционной работы по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ в развитии их эмоциональной сферы произойдут положительные изменения.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
- В ходе экспериментального исследования выявить особенности эмоций младших школьников с ОВЗ.
- Провести коррекционную работу по развитию детей с ОВЗ.
- Провести анализ полученных результатов исследования.
Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения и развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ продолжает оставаться актуальной.
Практическая часть исследования включала констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интернат № 73 для детей с ОВЗ. Эксперимент проводился с 2 группами детей 10–11 лет: ЭГ и КГ. В каждую группу входило по 10 человек.
Констатирующее исследование проводилось с каждым ребенком в индивидуальной форме. Использовались следующие диагностические задания:
Диагностическое задание № 1: тест тревожности (Р. Темпел, М. Дорки, В. Амен).
Диагностическое задание № 2: методика «Закончи историю».
Диагностическое задание № 3: методика «Сюжетные картинки».
Диагностическое задание № 4: Тест агрессивности (Л. Г. Почебут).
Диагностическое задание № 1: тест тревожности (Р. Темпел, М. Дорки, В. Амен). Сравнение результатов ЭГ и КГ.
В ходе экспериментального исследования особенностей развития эмоций были получены следующие результаты:
при количественном анализе результатов теста тревожности детей из экспериментальной группы (ЭГ) было выявлено, что у 60 % учащихся индекс тревожности (ИТ) более 50 %, что означает высокий уровень тревожности. 20 % детей показали средний уровень тревожности, что составляет 25–30 % ИТ и 20 % учащихся показали низкий уровень тревожности 15–20 % ИТ.
при количественном анализе результатов теста тревожности детей контрольной группы (КГ) было выявлено, что у 70 % учащихся ИТ равен 50 % и более, что означает высокий уровень тревожности. 20 % детей обладают средним уровнем тревожности и у 10 % детей был выявлен низкий уровень тревожности.
При анализе методики «Закончи историю»детей из ЭГ 6 из 10 детей получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные двое детей получили по 1 баллу, два ребенка получили 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития.
При анализе методики «Закончи историю» детей из КГ 8 из 10 детей получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития. Остальные двое детей получили по 1 и 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития.
Результаты ЭГ при анализе методики «Сюжетные картинки» 5 детей получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 5 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации, изображенные на картинках, но по их рассуждениям и описанию тех или иных картинок дети правильно делали выбор.
При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» КГ 4 детей получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 6 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации изображенные на картинках, но по их рассуждениям и описании тех или иных картинок дети правильно делали выбор.
Результаты выполнения детьми ЭГ теста агрессивности
Таблица 1
|
Аня |
Дима |
Арина |
Максим |
Андрей |
Рита |
Дима |
Таня |
Данила |
Саша |
ВА |
3 |
1 |
6 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
ФА |
2 |
4 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
0 |
3 |
ПА |
3 |
5 |
2 |
2 |
1 |
6 |
1 |
4 |
2 |
2 |
ЭА |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
СА |
4 |
7 |
6 |
2 |
4 |
6 |
1 |
5 |
5 |
5 |
Сумма баллов |
15 |
20 |
16 |
6 |
10 |
18 |
4 |
17 |
11 |
14 |
Суммируя данные по ЭГ, можно сказать, что дети обдают высоким и среднем уровнем адаптивности, низким и средним уровнем агрессивности. Результаты выполнения детьми КГ теста агрессивности.
Таблица 2
|
Саша |
Леша |
Настя |
Антон |
Володя |
Люда |
Паша |
Женя |
Ваня |
Миша |
ВА |
3 |
6 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
ФА |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
3 |
4 |
3 |
ПА |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
4 |
5 |
ЭА |
1 |
3 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
СА |
5 |
6 |
6 |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
7 |
4 |
Сумма баллов |
17 |
16 |
14 |
12 |
5 |
10 |
5 |
17 |
19 |
18 |
Анализ полученных баллов по всем шкалам, показал, что у учащихся КГ средняя и низкая степень агрессивности, средняя и высокая степень адаптированности.
В результате проведения констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоциональной сферы детей ЭГ и КГ: снижение эмоционального фона настроения, недифференциированность и неточность, их неадекватность и некоторые другие. Исследование выявило неустойчивость настроения и повышенную тревожность у детей в обеих группах. [6]
Не следующем этапе экспериментального исследования нами был проведен обучающий эксперимент с детьми ЭГ на базе школы города Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интернат № 73. Занятия проводились в течение 6 месяцев 2 раза в неделю только с детьми ЭГ.
Эксперимент проводился с учениками ЭГ в форме фронтальных занятий 6 месяцев, 2 раза в неделю. Коррекционная работа проводилась в виде игровых занятий в одно и то же время в помещении игровой комнаты. Все занятия были спланированы и продуманы.
На занятиях детям предлагались упражнения для распознавания и уточнения разных эмоциональных состояний, разыгрывались этюды на выражение разнообразных эмоций, использовались так же игры — драматизации.
Так, например, в 3 раздел занятий, направленном на закрепление полученных знаний об эмоциях, было проведено такое занятие игра — драматизация «Опять двойка».
Перед группой детей лежала репродукция картины Решетникова «Опять двойка».
Занятие проводилось по плану:
– обсуждение картины, ее названия;
– выделение главного героя;
– определение настроения каждого из героев;
– распределение ролей;
– проигрывание ситуации;
– «Что надо сделать, чтобы герои были довольные и радостные?»;
– проигрывание ситуации;
– в обсуждение входит рассказ каждого ребенка о его эмоциях при первой постановке и при второй. Улучшилось ли у него настроение после проигрывания второй сценки; что вызывает у нас радость, а что грусть.
Для получения сведений о результатах проведения обучающего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент с двумя группами детей: ЭГ и КГ.
при количественном анализе результатов теста тревожности детей ЭГ было выявлено, что у 70 % учащихся ИТ 15 %, что означает низкий ИТ и только 30 % детей выполнили методике на 20–30 %, что означает средний ИТ.
Качественный анализ данных показал, что после проведенной коррекционно — педагогической работы у детей повысилась способность к адекватному восприятию ситуаций.
при количественном анализе результатов детей КГ теста тревожности было выявлено, что у 60 % учащихся ИТ более 50 %, что означает высокий уровень тревожности, 30 % детей показали средний уровень тревожности и 10 % учащихся показали низкий ИТ.
Качественный анализ данных не показал положительных сдвигов в эмоциональном развитии детей КГ.
При анализе методики «Закончи историю» 6 из 10 детей ЭГ получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные четверо детей получили по 2 балла, дети правильно оценивали представленную ситуацию, называли нравственную норму, но не мотивировали свою оценку.
При анализе результатов, полученных после проведения методики «Закончи историю» 7 из 10 детей КГ получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные двое детей получили по 1 и 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития. Один ребенок получил 2 балла: правильно называл нравственную норму, но не мотивировал свою оценку.
При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» 6 детей ЭГ получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой моральной норме, дети обосновывали свой выбор, эмоциональные реакции были ярко выражены. 4 ребенка получили по 2 балла: дети правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была не ярко выражена, дети обосновывали свои действия.
При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» 5 детей КГ получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 3 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации изображенные на картинках. 2 балла получили двое детей: эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо, дети правильно раскладывали картинки, обосновывали свой выбор.
Результаты выполнения детьми ЭГ теста агрессивности
Таблица 3
|
Аня |
Дима |
Арина |
Максим |
Андрей |
Рита |
Дима |
Таня |
Данила |
Саша |
ВА |
1 |
1 |
6 |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
ФА |
2 |
4 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
ПА |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
5 |
0 |
2 |
2 |
0 |
ЭА |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
СА |
2 |
5 |
6 |
2 |
2 |
5 |
1 |
4 |
1 |
4 |
Сумма баллов |
8 |
15 |
16 |
5 |
6 |
15 |
3 |
14 |
7 |
9 |
По полученным результатам можно сделать вывод, что дети ЭГ группы, после проведения обучающего эксперимента понизили показатели агрессивности и повысили показатели по степени адаптированности.
Результаты выполнения детьми КГ теста агрессивности
Таблица 4
|
Саша |
Леша |
Настя |
Антон |
Володя |
Люда |
Паша |
Женя |
Ваня |
Миша |
ВА |
2 |
6 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
ФА |
2 |
2 |
0 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
ПА |
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
4 |
4 |
ЭА |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
4 |
3 |
СА |
6 |
6 |
6 |
3 |
2 |
4 |
1 |
4 |
7 |
5 |
Сумма баллов |
17 |
20 |
14 |
12 |
11 |
10 |
5 |
16 |
21 |
18 |
При анализе результатов выполнения этого задания у детей КГ положительной тенденции выявлено не было.
Таким образом, по итогам выполнения учащимися экспериментальных заданий можно сделать вывод о том, что у учащихся ЭГ наметилась тенденция к положительным сдвигам в процессах опознания, осознания и воспроизведения различных эмоциональных состояний. Улучшилось понимание детьми эмоций, они правильнее стали определять причины эмоциональных состояний, расширился диапазон определяемых эмоций по конкретной ситуации. Повысилась адекватность восприятия эмоций других людей.
Положительной тенденции в развитии эмоциональной сферы детей КГ выявлено не было.
Задания и упражнения, использованные в обучающем эксперименте, могут применяться педагогами и практическими работниками образовательных организаций для детей с ОВЗ при коррекции недостатков эмоционального развития детей. [5]
Таким образом, цель, поставленная в исследовании была достигнута, задачи исследования решены, а предполагаемая гипотеза подтвердилась.
Проведение коррекционно-педагогической работы положительно сказывается на эмоциональном фоне младшего школьника с ОВЗ.
При проведении коррекционно-педагогической работы, при подборе занятий, следует учитывать особенности развития таких детей. Материал должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников с таким развитием, требуется использование наглядности. В занятиях должна наблюдаться связь с жизнью ребенка, а также обязательное закрепление полученных знаний должно входить в структуру занятий. [3]
Литература:
- Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
- Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014.№ 3.
- Выготский Л. С. Проблема эмоций [Текст]: Вопросы психологии. — 1958. — № 3. -С. 125–134.
- Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции [Текст]: Психологический журнал. -1989. — № 5. — С. 87–94.
- Ланге Н. Н. Избранные психологические труды. — М; Воронеж, 1996.
- Макаренко Ю. А. Пути изучения эмоций у детей. 1976 [Текст]: — М.: Ин-т педиатрии АМН СССР, 1976.