В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: нарушение интеллекта, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, ребенок.
Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр явлений, который охватывает и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной сферы жизни человека. То есть эмоциональная сфера активизирует, побуждает и мыслительную и аффективную сферы жизни индивида, организует целостные формы поведения, участвует в разрешении простых и адаптационных задач (П. К. Анохин, В. К. Вилюнас, JI. C. Выготский, К. Изард, А. Н. Леонтьев, C.JL Рубинштейн, В. П. Симонов и др.).
Наличие органического нарушения и связанного с ним нарушения динамики нервных процессов неизбежно откладывает свой отпечаток на высших формах психической деятельности ребенка с нарушенным интеллектом, изменяя тем самым и его эмоциональные прявления. У всех у них нарушено развитие познавательных процесов, в особенности сложных таких как, мышление (обобщение, абстрагирование, синтез, анализ), память, воображение, ощущения, восприятия. При нарушении интеллекта страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом.
Изучение специфики выражения эмоциональных состояний детей и подростков с нарушением интеллекта проблема, лежащая на стыке нескольких областей психологического знания: психологии эмоций, психологии состояний и специальной психологии (олигофренопсихологии) и специальной педагогики (олигофренопедагогика) лиц с нарушенным интеллектом.
В настоящее время увеличилось число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально- личностном развитии. Также данная статистика повышена и среди детей дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. У детей отмечается состояние эмоциональной напряженности, заниженная самооценка, повышенный уровень тревожности, агрессия, аффективные эмоциональные вспышки. У детей с нарушением интеллекта наличие в эмоциональной сфере изменений, способствует формированию психопатологического поведения, появлению новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию его основного нарушения. Вот почему изучение эмоциональной сферы у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста, их формирование и воспитание имеют столь важное значение. Так как образовательный процесс в школе не включает развитие эмоциональной сферы личности ребенка. Поэтому, в таких условиях дети с интеллектуальными нарушениями часто бывают неспособны самостоятельно регулировать собственную учебную деятельность. Исследования ученых указывают и на тот факт, что данная группа детей, у которых не развита эмоциональная сфера, также проявляют слабые функциональные целенаправленные, повышается неусидчивость, импульсивность, возбудимость.
Практическая часть экспериментальной работы проводилась на базе специального (коррекционного) ясли-сада № 2 для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития). В эксперименте приняли участие 30 детей с нарушением интеллекта в возрасте 5–6 лет.
Для нашего исследования мы использовали следующие методы:
- Организованное наблюдение, для выявления эмоциональных реакций детей в различных ситуациях.
- Изучение медицинской и педагогической документации, психолого- педагогической характеристики детей.
- Беседа, анкетирование педагогов и воспитателей специального-коррекционного ясли-сада.
- Подбор методик для выявления и составления характеристик уровней развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением.
Были определены параметры для выявления уровня эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта:
– Адекватная реакция на различные явления окружающей среды;
– Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
– Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень эмоционального состояния в речевом плане;
– Адекватное проявления эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Для составления характеристик уровней эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта мы использовали следующие методики:
Методика №1- «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой, целью которой является: выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей, возможности в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализация. Детям предлагались карточки с изображенными на них эмоциональными состояниями: радость, смех, гнев плач.
При проведении данной методики были получены следующие данные:
Уровни |
Узнавание- Кто изображен? |
Осмысление- Что он делает? |
Воспроизведение- Покажи, как он/она… |
Высокий уровень |
5 детей |
3 ребенка |
- |
Средний уровень |
8 детей |
3 ребенка |
- |
Низкий уровень |
17 детей |
24 ребенка |
- |
Полученные числовые данные графически изображены
Рис. 1. Процентные показатели по выявлению особенностей идентификации эмоций
Анализ результатов:
Высокий уровень: ребенок правильно называл все эмоциональные состояния, смог из воспроизвести. При этом он не нуждался в помощи. Дети с данным уровнем эмоционального развития понимают и не только свои чувства, но и переживания других людей. Он различает эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.
Средний уровень: ребенок нуждался в содержательной помощи. Смог определить 1–2 эмоции, правильно их назвать и воспроизвести. То есть дети только учатся понимать свои и чужие эмоции и эмоциональные проявления через мимику. Но затрудняется в воспроизведении той или иной эмоции.
Низкий уровень: потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно- действенная. Самостоятельной активности у ребенка не наблюдалось. Дети с низким уровнем эмоционально нестабильны, собственные эмоции не всегда адекватны. Не понимают и не различают эмоциональные проявления чужих людей.
Методика №2- «Выявление уровня эмоционального развития» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, целью данной методики является: выявление уровня развития эмоциональной сферы. Детям предлагалось прослушать рассказы, содержащие в себе ситуации, направленные на проявление чувства сопереживания, сочувствия. После прослушивания рассказа и с помощью сюжетных картинок, ребенок должен выбрать правильную пиктограмму с изображенной на ней эмоцией.
При проведении данной методики были получены следующие данные:
Уровни |
1 ситуация |
2 ситуация |
3 ситуация |
Высокий уровень |
2 ребенка |
2 ребенка |
1 ребенок |
Средний уровень |
5 детей |
4 ребенка |
5 детей |
Низкий уровень |
23 ребенка |
24 ребенка |
24 ребенка |
Полученные числовые данные графически изображены
Рис. 2. Процентные показатели по выявлению уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Анализ результатов:
Высокий уровень: У детей высоко развита эмоциональная сфера, по картинке они соотнесли правильно каждую эмоцию. Могут выполнить задание самостоятельно. Хорошо развита эмоциональность. Они обладают рефлексией, то есть, они способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Они выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики.
Средний уровень: Не всегда активно проявляют эмоции, путаю их. Соотнесли правильно только одну картинку. Нуждаются в помощи. Дети не всегда активно проявляют свои чувства, они способны сопереживать и сочувствовать, в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны.
Низкий уровень: Не обладают высоко развитым чувством эмоциональности. Не могут разобрать их по картинкам. дети не различают и не проявляют эмоциональные чувства, они эмоционально регидны и сдержаны. Им свойственны серьезные затруднения при контактах с окружающими.
Исходя из полученных результатов, мы можем отметить то, что большинство детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеют низкий уровень эмоционального развития. У большинства из детей отсутствует эмоциональная децентрация, при которой ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений. Также детям присуще такое эмоциональное нарушение, как повышенная аффективная возбудимость. То есть у ребенка быстро возникает состояние гнева по незначительным поводам. Возникают нарушения динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и наоборот).
Литература:
- Акулова, Е. Ф. Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте [Текст] / Е. Ф. Акулова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2009. — № 3. — С. 5–17.
- Безрукова, В. С. Социальная ориентация старшего дошкольника: условия и результат формирования [Текст] / В. С. Безрукова // Интеграция образования. — 2010. — Т. 58 — № 2. — С. 61–66.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
- Герасимова, Е. Н. Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Н. Герасимова, И. В. Фаустова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2009. — Т.
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет: Пособие для практических работников детских садов [Текст] / Автор-составитель И. А. Пазухина. — СПб.: Детство-пресс, 2004. — 272 с. 94
- Еськова, С. Н. Методические рекомендации для психологов и воспитателей дошкольных учреждений по организации работы, предупреждающей отклонения в поведении детей [Текст] / С. Н. Еськова. — Курск, 2002. — 45 с.