В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, нарушение слуха, ребенок, младший школьный возраст, исследование, методы.
Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального [1, с.24].
Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.
Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В. Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот [2, с.134].
У младших школьников с нарушением слуха процесс развития личности затрудняется из-за недостаточного развития речи, маленького объема знаний, а также из-за ограниченного общения с окружающими [5, с.88].
Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста имеют характеристику различной степени выраженности и вариативности. Характеризуются ограниченностью или отсутствием сведений об эмоциях; затруднениями в использовании эмоционально–экспрессивных средств языка; трудностями в вербализации различных эмоций, в установлении причинно-следственных связей появления эмоциональных состояний у человека [3, с.33].
Результаты обследования детей с помощью метода «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» показали недостаточность объема знаний об основных эмоциях, трудности их вербализации. Изучение успешности распознавания эмоций показало, что наиболее распознаваемыми эмоциями оказались эмоции радости и гнева (испытуемые чаще употребляли слово «злой», хмурили брови, также при распознавании эмоции радости дети улыбались). Для детей оказалось наименее знакомыми слова, обозначающие эмоции интереса и удовольствия.
Высоким уровнем знаний об основных эмоциях обладают 45 % исследуемых, 35 % имеют средний уровень и 20 % — низкий.
На рис. 1 представлены данные уровня знаний об эмоциях.
Рис. 1
При исследовании адекватности эмоциональных реакций, исследуемые так же показали наиболее низкие результаты. Всего лишь 20 % показали высокий уровень, средний и низкий уровень составили 40 %.
В таблице 1 представлены описательные статистики показателей по всей группе испытуемых. В данной таблице указаны средние значения по методикам: «Несуществующее животное», «Эмоциональная идентификация», «Карта Стотта».
Таблица 1
№набл. |
Среднее |
Минимум |
Максим. |
Ст.откл. |
|
Несуществующее животное |
40 |
0,55 |
0 |
1 |
0,32 |
Эмоциональная идентификация |
40 |
4,75 |
0 |
8 |
1,89 |
Карта Стотта |
40 |
0,63 |
0 |
1 |
0,42 |
У детей были выявлены особенности эмоциональной сферы: не знание эмоций, неправильное дифференцирование эмоциональных состояний, затруднения в понимании и использовании эмоций. Также дети не способны понимать чувства других людей. У детей недостаточно сформированы навыки распознавания мимики на лице, им незнакомо сочувствие и проявление помощи друг к другу. Так же у детей с нарушением слуха отмечаются затруднения в распознавании похожих эмоций, которые имеют разную номинативную характеристику. Таким детям тяжело адаптироваться и социализироваться в обществе, тяжело вести учебную деятельность.
При развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха целесообразно применять методы арт-терапии и игровой терапии, так как с их помощью можно снизить напряжение, страхи, повысить уровень уверенности в себе.
Необходимо учить детей позитивно относиться к себе, обучать описывать свое настроение, развивать умение правильно выражать собственные чувства через мимику. Обучить детей выходу негативных эмоций можно через игры и различные упражнения.
Литература:
- Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — с. 3–203
- Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. с. — 134; 170
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Речицкая Е. Г., Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина — М.: Книголюб, 2006. — 208с.
- Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение / С. Г. Шевченко — М.: Просвещение, 1999. -112с.