Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 14.02.2018

Статья просмотрена: 1442 раза

Библиографическое описание:

Каверина, Н. А. Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста / Н. А. Каверина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48377/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описывается опыт проведения диагностической работы по развитию социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: социальные эмоции, эмпатия.

На основе проведенного теоретического анализа научной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме нами были выделены ключевые моменты эмоционального развития ребенка младшего дошкольного возраста:

– освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;

– интенсивное развитие любознательности, которое способствует развитию удивления, радости открытий;

– развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;

– эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

В качестве основных взаимосвязанных направлений (линий) развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте считаем правомерным назвать эмоционально-экспрессивное направление, эмоциональное регулирование поведения и общения, развитие социальных эмоций. В период дошкольного детства определяющая роль в формировании у детей адекватного эмоционального отношения к социальным нормам и ценностям принадлежит взрослому: от эмоциональных реакций авторитетного взрослого и характера его взаимоотношений с окружающими во многом зависит содержание формирующихся у ребенка социальных эталонов — регуляторов поведения ребенка в социуме.

На базе ДОО экспериментально проверили исследование на развитие социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста. У детей данного возраста изучили социальные эмоции по следующим методикам:

  1. Методика на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р. М. Чумичевой;
  2. Методика «Паровозик» С. В. Велиевой;
  3. Модифицированный вариант методик оценки эмоциональных реакций и выраженных состояний К. К. Платонова, Е. А. Зинченко;
  4. Методика «Межличностные отношения дошкольников» Смирновой — Холмогоровой.

По результатам диагностики социальных эмоций по методикам, указанным выше, было получено, что дети младшего дошкольного возраста достаточно легко отличают базальные эмоции: радость, страх и затрудняются в распознавании социальных эмоций: приветливость, удивление, задумчивость. Дети могут определять негативные и позитивные эмоциональные состояния других людей (радость, грусть, страх, злость). У дошкольников распознавание эмоций задумчивости и приветливости вызывают особые затруднения, часто их путали, выделяя в них схожие характеристики, такие как раскрытый рот, приподнятые брови. Это может быть связано с редким использованием детьми дошкольного возраста в активном словаре названий эмоциональных состояний. Детям привычнее общаться в быту, используя базальные эмоции, т. к. некоторые понятия эмоций они еще не усвоили.

На основе проведенного теоретического анализа подходов отечественных и зарубежных психологов и педагогов к представлению о социальных эмоциях детей можно сформулировать рекомендации для воспитателей, которые в своей работе чаще должны совместно играть с детьми, обсуждать с детьми их отношения со сверстниками, обсуждать чувства, важно учитывать особенности младшего дошкольного возраста.

Воспитателям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым и их нравственно-этическим ценностям. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувства безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.

Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребёнок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребёнок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику [50].

Литература:

  1. Вудвортс, Р. Выражение эмоций/ Р. Вудвортс // Экспериментальная психология. — М.: Смысл, 2000. — С. 668.
  2. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений/ Л. Я. Гозман. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — С. 322.
  3. Додонов, Б. И. В мире эмоций/ Б. И. Додонов. — Киев: Политиздат, 2007. — С. 272.
  4. Коломинский, Я. А. О взаимоотношениях в группе детей / Я. А. Коломинский // Дошкольное воспитание. — 2006, № 1. — С. 14–16.
  5. Колычева, Н. Ф. Формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя ребенка к миру в процессе игровой деятельности / Н. Ф. Колычева // Дошкольная педагогика. — 2015. № 9 — с. 17–20.
  6. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей / Н. Л. Кряжева. — Ярославль, 2006. — 250 с.
  7. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М.: Педагогика, 2006. — 176 с.
  8. Смирнова Е. О. Ребенок — взрослый — сверстник. Методические рекомендации. — М.: МГППУ, 2003. — 140 с.
  9. Ткаченко Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей. — М.: Книголюб, 2005. — 56 с.
  10. Фесюкова Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет. — Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, ребенок, эмоция, дошкольный возраст, методика, проведенный теоретический анализ, развитие.


Ключевые слова

эмпатия, социальные эмоции

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Коммуникативные способности дошкольников с разным эмоциональным интеллектом

В статье рассматривается влияние эмоционального интеллекта на коммуникативные способности дошкольников и важность развития способности к пониманию собственных чувств и эмоций.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Коммуникативные способности дошкольников с разным эмоциональным интеллектом

В статье рассматривается влияние эмоционального интеллекта на коммуникативные способности дошкольников и важность развития способности к пониманию собственных чувств и эмоций.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Задать вопрос