В статье описывается опыт проведения диагностической работы по развитию социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: социальные эмоции, эмпатия.
На основе проведенного теоретического анализа научной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме нами были выделены ключевые моменты эмоционального развития ребенка младшего дошкольного возраста:
– освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;
– интенсивное развитие любознательности, которое способствует развитию удивления, радости открытий;
– развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;
– эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
В качестве основных взаимосвязанных направлений (линий) развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте считаем правомерным назвать эмоционально-экспрессивное направление, эмоциональное регулирование поведения и общения, развитие социальных эмоций. В период дошкольного детства определяющая роль в формировании у детей адекватного эмоционального отношения к социальным нормам и ценностям принадлежит взрослому: от эмоциональных реакций авторитетного взрослого и характера его взаимоотношений с окружающими во многом зависит содержание формирующихся у ребенка социальных эталонов — регуляторов поведения ребенка в социуме.
На базе ДОО экспериментально проверили исследование на развитие социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста. У детей данного возраста изучили социальные эмоции по следующим методикам:
- Методика на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р. М. Чумичевой;
- Методика «Паровозик» С. В. Велиевой;
- Модифицированный вариант методик оценки эмоциональных реакций и выраженных состояний К. К. Платонова, Е. А. Зинченко;
- Методика «Межличностные отношения дошкольников» Смирновой — Холмогоровой.
По результатам диагностики социальных эмоций по методикам, указанным выше, было получено, что дети младшего дошкольного возраста достаточно легко отличают базальные эмоции: радость, страх и затрудняются в распознавании социальных эмоций: приветливость, удивление, задумчивость. Дети могут определять негативные и позитивные эмоциональные состояния других людей (радость, грусть, страх, злость). У дошкольников распознавание эмоций задумчивости и приветливости вызывают особые затруднения, часто их путали, выделяя в них схожие характеристики, такие как раскрытый рот, приподнятые брови. Это может быть связано с редким использованием детьми дошкольного возраста в активном словаре названий эмоциональных состояний. Детям привычнее общаться в быту, используя базальные эмоции, т. к. некоторые понятия эмоций они еще не усвоили.
На основе проведенного теоретического анализа подходов отечественных и зарубежных психологов и педагогов к представлению о социальных эмоциях детей можно сформулировать рекомендации для воспитателей, которые в своей работе чаще должны совместно играть с детьми, обсуждать с детьми их отношения со сверстниками, обсуждать чувства, важно учитывать особенности младшего дошкольного возраста.
Воспитателям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым и их нравственно-этическим ценностям. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувства безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.
Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребёнок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребёнок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику [50].
Литература:
- Вудвортс, Р. Выражение эмоций/ Р. Вудвортс // Экспериментальная психология. — М.: Смысл, 2000. — С. 668.
- Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений/ Л. Я. Гозман. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — С. 322.
- Додонов, Б. И. В мире эмоций/ Б. И. Додонов. — Киев: Политиздат, 2007. — С. 272.
- Коломинский, Я. А. О взаимоотношениях в группе детей / Я. А. Коломинский // Дошкольное воспитание. — 2006, № 1. — С. 14–16.
- Колычева, Н. Ф. Формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя ребенка к миру в процессе игровой деятельности / Н. Ф. Колычева // Дошкольная педагогика. — 2015. № 9 — с. 17–20.
- Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей / Н. Л. Кряжева. — Ярославль, 2006. — 250 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М.: Педагогика, 2006. — 176 с.
- Смирнова Е. О. Ребенок — взрослый — сверстник. Методические рекомендации. — М.: МГППУ, 2003. — 140 с.
- Ткаченко Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей. — М.: Книголюб, 2005. — 56 с.
- Фесюкова Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет. — Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. — 192 с.