В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, младший школьный возраст, задержка психического развития.
The article describes an experimental study aimed at optimizing the emotional states of children of primary school age with mental retardation in correctional work.
Keywords: emotions, emotional states, primary school age, mental retardation.
Помощь детям с проблемами в обучении — одна из важнейших задач современной образовательной системы. При этом акцент делается на многоаспектности такой помощи — не только формально «подтянуть» обучающегося, сколько провести анализ причин, ведущих к трудностям в обучении, проработать их психологическими, педагогическими, социальными средствами. Так, обращает на себя внимание проблема социальной дезадаптацией детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, одной из причин которой является незрелость эмоциональной сферы, что отражается в неустойчивости, тусклости, неадекватности переживаемых эмоций и чувств, преобладании негативных эмоциональных состояний — как тревожности, напряжения, так и гнева, агрессии, обиды [1–3].
Реализованное эмпирическое исследование на базе КГБОУ «Красноярская школа № 7» с участием обучающихся 3–4 классов с задержкой психического развития подтвердило основные выводы исследователях о специфике эмоциональных состояний детей указанной категории. Дети относительно часто находятся в агрессивном эмоциональном состоянии, в состоянии враждебности; при этом направленность агрессивной реакции характеризуется ориентацией вовне, а доминирующим типом реакции является «фиксация на препятствие». Дети могут «застревать» в агрессивной реакции, с трудом переключаются в другую эмоцию, что говорит о трудностях в эмоциональной саморегуляции. Нередко и переживание тревожности, беспокойства в ситуации школьного обучения. Соответственно, в эмоциональных состояниях младших школьников с задержкой психического развития доминируют негативные эмоции, чувства, обнаруживается незрелость эмоциональной сферы в целом.
Результаты исследования стали основанием для разработки и апробации программа по коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Направления работы с детьми определены при опоре на выявленные «дефициты» в их эмоциональной сфере: например, особенности фрустрационных реакций младших школьников определили необходимость обучения их реагированию на фрустрацию конструктивным способом, развития умений адекватно оценивать свое эмоциональное поведение и поведение окружающих.
Разработанная программа включает в себя 24 коррекционно-развивающих занятий, реализуется в малых группах (по 5 детей), систематично (2 занятия в неделю). Программа структурирована на четыре блока: 1 блок мотивационный «Вот такой Я!», 2 блок «Мои эмоции», 3 блок «Конфликт», 4 блок «Мы вместе», которые реализовывались последовательно и логично — от понимания своих эмоциональных состояний дети подходили к способности их регуляции. Основными методами работы с младшими школьниками с задержкой психического развития выступили метод моделирования, сказкотерапию, коммуникативных игр, метод психогимнастики, релаксационный метод, эмоционально-символические методы, рисование.
Выбранный подход к коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказался эффективным — после реализации программы обучающиеся стали чаще проявлять положительные эмоции, а отрицательные — реже. Снизились показатели тревожности и агрессивности. Экстрапунитивные реакции на фрустрирующие события стали более редкими, а процент интропунитивных и импунитивных направлений реакций — повысился. Преобладающая «фиксация на препятствие» сменилась приоритетом на «фиксация на удовлетворение потребностей», что говорит о повышении внимательности детей к своим эмоциональным состояниям, о развитии способности их регулировать.
Таким образом, коррекционная работа в отношении эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития целесообразна. Социальным следствием произошедших изменений, по нашим предположениям, станет повышение успеваемости и адаптированности к учебному процессу, улучшение в выстраивании межличностных отношений со сверстниками и учителями.
Литература:
- Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. — Москва: Просвещение, 2009. — 287 с.
- Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии / В. В. Кисова, И. А. Конева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 352 с.
- Фролова, О. В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с ЗПР младшего школьного возраста: дис. … к. псих. н. / О. В. Фролова. — Екатеринбург, 2001. — 193 с.