В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.
Ключевые слова: тревожность, старший дошкольный возраст, дошкольник.
Каждое исследование начинается с поиска и обработки предыдущих исследователей в данной области. В данном случае основой стали теории и концепции таких авторов, как Аракелов Г.Г, Астапов В.М, Лысенко Н. Е., Прихожан. А.М., Роджерс К., Славина Л. С., Спилбергер Ч., К. Хорни и других не менее значимых исследователей.
Хотелось бы думать иначе, но тревожность испытывается каждым. Отрицательные эмоции неотъемлемая часть жизни любого человека.
Сам термин «тревожность» — обозначает индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения [3, 500с.].
Так, например, в отечественной психологии большая часть авторов пришла к выводу, что при исследовании понятия особенно важно разделять тревожность как реакцию психики на конкретную ситуацию и как свойство личности с ее переходными состояниями и динамикой.
Зачастую тревожность становится пусковым механизмом в формировании расстройств эмоциональной сферы, неврозов. И требует к себе внимание со стороны не только детских психологов, но и медицинских специалистов. Интерес вызывают ситуации, индивидуальный социальный опыт детей, определяющий уровень тревожности [5].
В настоящее время существует несколько видов тревожности, которые зависят от подходов к изучению понятия. Так, Ч. Спилбергер предложил разделить классификацию тревожности, на два вида: ситуативную и личностную.
Так первый вид тревожности обозначен проявлением в конкретной ситуации, которая вызывает беспокойство. Такое состояние может возникнуть у любого, ожидающего возможных неприятностей или осложнений. Важно понимать, что такое состояние нормально, к тому же играет положительную и важную роль, работая некоторым мобилизующем механизмом. Который позволяет человеку сосредоточиться на решении возникающих проблем со всей серьезностью и ответственностью [4]. В это же время не является нормой снижение ситуативной тревожности, когда человек, оказавшись в проблемной ситуации, не проявляет эмоций и ответственности. Такое поведение является показателем инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Второй вид — это личностная тревожность. Ее можно рассматривать, как черту личности, которая проявляется в постоянной склонности к переживанию тревожности, в независимости от того располагает ли к этому жизненная ситуация, то есть даже если ситуация объективно не может быть причиной тревоги. Личностная тревожность — это состояние страха без причины, постоянного ощущения угрозы, когда любое событие воспринимается, как непосредственная угроза и опасность [8].
Дошкольник, который подвержен такому состоянию, почти постоянно насторожен и подавлен, ему сложно контактировать с окружающим миром, ведь его он воспринимает, как угрозу и опасность. Закрепление такого состояния в характере ребенка ведет к формированию заниженной самооценки и пессимизму [6]. Но внешние проявления тревожности, такие как повышенная двигательная активность (качание ногой, теребление волос и одежды), неуверенность в речи, тихий голос, подавленность, плохое настроение, растерянность и др. — это еще не все и, конечно, признаки не дают стопроцентной возможности выявить тревожного ребенка, и здесь на помощь приходят диагностические методики.
В процессе исследования 2019 года были использованы такие методики, как тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен и опросник Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко. В нем приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста. С ними были проведены диагностические мероприятия, указанные выше, после чего с группой дошкольников, получивших высокий уровень, в течение месяца проводились занятия, направленные на уменьшение уровня тревожности. Далее последовала повторная диагностика всех участников.
В результате первичной диагностики 44 дошкольника получили низкий или средний уровень тревожности, и 6 получили высокий уровень. Из детей, результат диагностики которых равен высокому уровню тревожности, были сформированы две группы по три дошкольника в каждой. Занятия проводились с каждой группой по два — три раза в неделю, по 25–35 минут. Цикл занятий включал в себя элементы игровой терапии, арт-терапии и развивающие занятия.
Основной сложностью в работе с детьми стало нерегулярное посещение несколькими детьми детского сада из-за дополнительных занятий и болезней.
По завершению курса развивающих занятий по снижению уровня тревожности была проведена повторная диагностика старших дошкольников, по результатам которого можно судить об эффективности проведенной работы.
Итак, после курса занятий в экспериментальной группе уровень страха и тревожности снизился до среднего и низкого, когда результат в контрольной группе не изменился.
Стоит отметить, что по результату двух диагностик, преобладал средний уровень — своеобразный показатель нормы. В тоже время высокий уровень не обязательно свидетельствует о высоком самочувствии и самооценке — это вполне может быть показатель недостаточной честности испытуемого.
С высоким уровнем можно и нужно работать на его снижение. А данное исследование доказывает необходимость и эффективность развивающих занятий, направленных на снижение повышенной тревожности.
Литература:
- Аракелов, Г.Г., Лысенко Н. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. — 2007. № 2. С. 102–113
- Астапов, В. М. Тревожность у детей. М.: Просвещение, 2002. — 160 с.
- Большой психологический словарь /ПЕР СЭ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: АСТ, 2008. — 864 с.
- Великова, С. А. Влияние отношения матери на тревожность у детей дошкольного возраста // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2010. № 16. С. 150–152.
- Калашникова, А. А. Особенности проявления тревожности у дошкольников // Бюллетень медицинских интернет-конференций — 2018. № 1. — С. 29.
- Кожогулова, Ж. Д., Агеева, И.А, Лысенкова, И.А., Киселева, О.В., Коржова, О. А. Влияние тревожности на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2011. -№ 4. — С. 53–59.
- Неймарк, М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика. — 1963. № 15. — С. 38–40
- Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. — Москва // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В. М. Астапов. — Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008. — С. 218.