Исследование тревожности и фобий у лиц юношеского возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 22.12.2019

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, А. В. Исследование тревожности и фобий у лиц юношеского возраста / А. В. Смирнова, К. А. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 300-303. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65544/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены данные исследования тревожности и фобий у лиц юношеского возраста.

Ключевые слова: тревожность, фобии, юношеский возраст.

В современном динамично развивающемся обществе молодежь подвержена влиянию множества социально психологических стрессов, что отражается на их эмоциональном состоянии. Наличие тревоги и фобий является одним из показателей психического состояния человека [1].

Цельисследование тревожности и фобий у лиц юношеского возраста.

Материалы иметоды исследования.

Обследовано 106 респондентов, учащихся образовательных организаций города Кирова (общеобразовательная школа № 16–42 чел., Кировский ГМУ — 31 чел., медицинский колледж — 33 чел.), средний возраст 17,13±0,02 лет, из них юноши — 51 чел. (48,1 %), девушки — 55 чел. (51,9 %).

В исследовании использовались психодиагностический метод, включающий шкалу тревожности Спилбергера-Ханина; авторскую анкету, содержащую вопросы на выявление фобий (Приложение 1); статистическая обработка результатов (описательная статистика).

Результаты.

Результаты исследования показали наличие личностной тревожности (ЛТ) у 92 чел. (86,8 %), из которых высокая ЛТ отмечена у 36 чел. (39,1 %).

Реактивная тревожность (РТ) была отмечена у 94 чел. (88,7 %), из которых высокая РТ — 46 чел. (48,9 %).

Исследование выявило наличие фобий у 63 чел. (59,4 %).

Страх заболеть каким-либо заболеванием был отмечен у 13 чел. (12,3 %): раком — 19 чел. (17,9 %), СПИДом — 12 чел (11,3 %), страх заболеть любым неизлечимым заболеванием — 5 чел. (4,7 %), гепатитом — 2 чел. (1,9 %), алкоголизмом — 2 чел. (1,9 %), наркоманией — 2 чел. (1,9 %).

Страх насекомых отметили — 14 чел. (13,2 %).

Среди других фобий были выделены: смерть близких родственников — 4 чел. (3,8 %), страх высоты — 4 чел. (3,8 %), страх темноты — 4 чел. (3,8 %), боязнь крови — 3 чел. (2,8 %), страх наказания со стороны родителей — 3 чел. (2,8 %), страх смерти — 2 чел. (1,9 %), страх людей –2 чел. (1,9 %), страх собак — 2 чел. (1,9 %).

Среди причин своих фобий респонденты отмечали: неуверенность в себе — 1 чел. (0,9 %), низкую самооценку — 1 чел. (0,9 %), «трудное» детство — 1 чел. (0,9 %), плохое самочувствие — 1 чел. (0,9 %), «раннее вступление во взрослую жизнь» — 1 чел. (0,9 %).

Вывод: исследование показало у большинства респондентов наличие личностной (86,8 %) и реактивной (88,7 %) тревожности, при этом наличие фобий отмечено у 59,4 % опрошенных, из которых преобладали страх заболеваний и насекомых. В связи с этим можно предположить, что наличие тревожности у большинства опрошенных не связано с наличием конкретных фобий.

Приложение 1.

АНКЕТА

Ваш возраст___________Пол______________

Где вы учитесь?

Школа____________Класс_________

Техникум_________________Курс_________ Университет_______________________________Курс__________

Инструкция: подчеркните ответ «да» для утверждений, характерных для вас.

  1. Вы боитесь высоты? ДА
  2. Вы боитесь плавать на глубине? ДА
  3. Охватывает ли вас страх при виде мертвых людей? ДА
  4. Вы боитесь посещать кладбища? ДА
  5. Вы боитесь темноты? ДА
  6. Вы боитесь находиться в комнате одни? ДА
  7. Вы боитесь ездить в лифте один? ДА
  8. Мысль о необходимости лечения вызывает у Вас панику? ДА
  9. Вы боитесь заболеть тяжелым заболеванием? ДА Напишите каким заболеванием Вы боитесь заболеть? _____________________________
  10. У вас часто бывают мысли о том, что ваши родные могут заболеть? ДА
  11. Вы часто думаете о том, что может произойти катастрофа/теракт? ДА
  12. Вас часто посещают мысли о том, что ваши родные могут погибнуть в чрезвычайных ситуациях? ДА
  13. Вы боитесь летать в самолетах? ДА
  14. Мысль о необходимости полета на самолете вызывает у вас панику? ДА
  15. Вы постоянно тревожитесь о возможных неудачах на экзаменах? ДА
  16. Вы боитесь постоянного неодобрения со стороны преподавателя? ДА
  17. Вы боитесь наказания за учебу со стороны родителей? ДА
  18. Страх ожидания плохой оценки вызывает панику? ДА
  19. Необходимость общения с новым человеком вызывает у Вас страх? ДА
  20. Вы боитесь общаться с людьми старше Вас? ДА
  21. Вы боитесь насмешек, неодобрений со стороны сверстников? ДА
  22. Вы испытываете страх при общении с противоположным полом? ДА
  23. Мысль о необходимости выступления перед аудиторией вызывает панику? ДА
  24. Вы боитесь находиться в толпе? ДА
  25. Вы боитесь ездить в общественном транспорте? ДА
  26. Вы боитесь заразиться в общественном транспорте? ДА
  27. Вы боитесь ходить по улице один/одна в вечернее время? ДА
  28. На улице у вас часто беспокоит мысль о том, что на Вас могут напасть или ограбить? ДА
  29. Постоянно ли вы сомневаетесь о том, что могли что-то забыть? ДА
  30. Вы боитесь насекомых/животных? ДА
  31. Напишите каких насекомых/животных Вы боитесь? ______________
  32. Вы стесняетесь своей внешности? ДА
  33. Есть ли в вашей семье какие-либо страхи? ДА
  34. Напишите страх, о котором вы постоянно думаете_______________
  35. Напишите с чем вы связываете появление этого страха?___________
  36. С какого возраста у Вас появился этот страх?____________________
  37. Консультировались ли вы у специалиста по поводу страхов? ДА
  38. Было ли назначено какое-то лечение? ДА

Шкала Спилбергера-Ханина.

Шкала ситуативной тревожности

пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личной тревожности

пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Литература:

1. Собкин В. С., Ваганова М. В. Российский подросток: жизненные перспективы и страхи // В сборнике: Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Собкин В. С. Сер. «Труды по социологии образования» Российская акад. образования, Центр социологии образования; Под редакцией Собкина В. С.. Москва, 2006. С. 7–18.

Основные термины (генерируются автоматически): страх, юношеский возраст, мысль, наличие фобий, общественный транспорт, сторона родителей, том, фобия.


Похожие статьи

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Особенности тревожности подростков с задержкой психического развития

В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции.

Феноменология аутодеструктивного поведения в юношеском возрасте

В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.

Особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью

В статье представлены новые эмпирические факты, позволяющие уточнить выраженность структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Страхи и фобии в старшем подростковом возрасте

В статье авторы пытаются определить основные страхи и фобии в старшем подростковом возрасте.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные про-явления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Исследование личностных особенностей у детей младшего подросткового возраста

В статье рассматривается проявление личностных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Похожие статьи

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Особенности тревожности подростков с задержкой психического развития

В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции.

Феноменология аутодеструктивного поведения в юношеском возрасте

В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.

Особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью

В статье представлены новые эмпирические факты, позволяющие уточнить выраженность структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Страхи и фобии в старшем подростковом возрасте

В статье авторы пытаются определить основные страхи и фобии в старшем подростковом возрасте.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные про-явления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Исследование личностных особенностей у детей младшего подросткового возраста

В статье рассматривается проявление личностных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Задать вопрос