Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ефремова, Ю. О. Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов / Ю. О. Ефремова, А. Н. Курбакова, Н. В. Репалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101192/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций и информационных потоков, невозможно игнорировать факт резкого увеличения уровня тревожности всего населения в принципе и студентов вузов в частности. Понимание влияния типологических свойств высшей нервной деятельности студентов на уровень личностной тревожности позволит создать наиболее благоприятные условия, необходимые для сохранения здоровья студентов и повышения результативности процесса обучения.

Ключевые слова: темперамент, нервная система, высшая нервная деятельность, тревожность, студент.

This article presents the results of a study of the dependence of personal anxiety on the typological properties of the higher nervous activity of medical students. In the modern world, when a lot of stressful situations and information flows fall upon each person, it is impossible to ignore the fact of a sharp increase in the level of anxiety of the entire population in principle and university students in particular. Understanding the influence of the typological properties of the higher nervous activity of students on the level of personal anxiety will create the most favorable conditions necessary to preserve the health of students and increase the effectiveness of the learning process.

Keywords: temperament, nervous system, higher nervous activity, anxiety, student.

В современном мире, когда на каждого человека ежедневно обрушивается множество стрессогенных ситуаций и информационных потоков, невозможно игнорировать факт резкого увеличения уровня тревожности всего населения в принципе и студентов вузов в частности.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. [6] Ч. Д. Спилберг выделил два типа тревожности: личностную, являющуюся стабильным свойством личности и ситуативную, связанную с конкретной внешней ситуацией. Личностная тревожность отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций, способных спровоцировать состояние тревожности. Ситуативная тревожность- это эмоциональное состояние, характеризуемое субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, появляется в ответ на реальную угрозу и длится так долго, как этого требует ситуация и базируется на личностной тревожности. [9;10] Ряд авторов рассматривает личностную тревожность как свойство темперамента [5].

Под темпераментом подразумевается психические различия каждого человека. По мнению многих ученых (Э. Крэчмер, И. Павлов, С. Рубинштейн, Г. Айзенк, Б. Теплов и др.) личность формируется, как социальное существо благодаря темпераменту [1]. Согласно учению И. П. Павлова, тип нервной системы определяется тремя свойствами нервных процессов: силой — способностью нервной системы выдерживать сильные раздражители, уравновешенностью — соотношением процессов возбуждения и торможения и подвижностью — быстротой смены процессов возбуждения и торможения [7]. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 типа высшей нервной деятельности, которые актуальны и на сегодняшний день: безудержный (холерик) — сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы; живой (сангвиник) — сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы; спокойный(флегматик) — сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы; слабый (меланхолик) — слабый, неуравновешенный, инертный тип нервной системы [8]. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Понимание влияния типологических свойств высшей нервной деятельности студентов — медиков на уровень личностной тревожности позволит создать наиболее благоприятные условия, необходимые для сохранения здоровья студентов и повышения результативности процесса обучения.

Цель исследования: изучить влияние типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков на уровень личностной тревожности.

В эксперименте приняло участие 300 человек обоих полов, в возрасте от 19 до 25 лет. В число респондентов вошли студенты КГМУ как из России (154 человека), так и иностранные студенты из Индии, Нигерии, Малайзии, Шри-Ланки, Южной Африки, Бразилии, Таиланда (146 человек). Все участники эксперимента были предварительно ознакомлены с целью и ходом исследования и дали свое согласие на добровольное участие в эксперименте, подписав информированное согласие. Для определения типа темперамента использовался модифицированный тест Айзенка, а для определения уровня тревожности — тест Спилберга.

Определение типа высшей деятельности проводили следующим образом. Участникам эксперимента было предложено ответить на 66 вопросов теста, 23 из которых направлены на выявление силы нервных процессов, 22- на выявление подвижности нервных процессов, 21- на выявление уравновешенности нервных процессов. Если указанная черта характера или привычка соответствовала респонденту, необходимо было поставить знак «+», в случае если утверждение не соответствует характеру — знак «-», в случае, когда участник мог ответить как положительно, так и отрицательно, он ставил «±». [3]

Личностная тревожность респондентов была выявлена с помощью теста Спилберга, состоящего из 20 высказываний. Опрос содержал прямые и обратные вопросы, на которые респондент отвечал соответствующей цифрой: 1 — если респондент почти никогда не чувствует состояние, предложенное в вопросе, 2 — иногда чувствует, 3 — часто чувствует, 4 — чувствует почти всегда [2; 4]. Для получения результатов от суммарного числа баллов, полученных за ответы на прямые вопросы, отнимались баллы за обратные вопросы и к полученному результату прибавлялось число 35. Оценку полученных результатов производили следующим образом: уровень тревожности до 30 баллов считали низким, от 30 до 45 баллов — умеренным, от 46 баллов и выше — высоким.

Среди респондентов преобладающим типом темперамента стали сангвиники, которые составили 47,3 %(145 человека) от общего числа респондентов. Холерики составили 10 %(33 человек) от общего числа участников, флегматики — 15,4 % (46 человек), меланхолики — 10,3 %(34 человека), смешанный тип- 17 %(42 человека).

В группе сангвиников (145 человек) уровень личностной тревожности составил 43,6±1, что соответствует умеренному уровню тревожности. При этом уровень тревожности у женщин-сангвиников был несколько выше, чем у мужчин (44,9±1,1 (92 человека) и 42,3±1,09(53 человека) соответственно). Среди иностранных студентов мужчины имели умеренный уровень тревожности (43,3±1,2)- 41 человек, в то время как женщины — высокий уровень тревожности (47,9±1,4)-46 человек. Среди русских студентов уровень тревожности был умеренным как для мужчин, так и для женщин (38,6±2,5(12 человек) и 42,1±1(46 человек) соответственно).

Уровень тревожности для холериков составил 52,7±4,4(33 человека), что соответствует высокому уровню. Интересно, что уровень тревожности у мужчин был немного выше, чем у женщин (53,3±6,5(5 человек) и 52±2,2 (28 человек) соответственно). Если сравнивать русских и иностранных студентов, то иностранные мужчины имели больший уровень тревожности, чем русские (55,5±10(2 человека) и 49±1 (2 человека) соответственно), в то время как русские женщины имели большую тревожность, чем иностранные (52,1±2,4(26 человек) и 47,5±2,5(2 человека) соответственно).

У представителей флегматичного типа темперамента преобладает умеренный уровень тревожности (42,05±1,6)-46 человек. При этом уровень тревожности у женщин был выше, чем у мужчин (43,6±1,4(35 человек) и 40,5±1,8(11 человек) соответственно). Если сравнивать русских и иностранных студентов, то для иностранных студентов уровень тревожности был равен: мужчины-46,5±3,8(4 человека) (высокий уровень тревожности); женщины-45,5±1,4(21 человек)(граница умеренного и высокого уровня тревожности); У русских респондентов как мужчины, так и женщины имели умеренный уровень тревожности (37,8±1,4(7 человек) и 42,2±2,2(14 человек) соответственно).

Меланхолики имели высокий уровень личностной тревожности, который составил 52,4±3(25 человек). При этом уровень тревожности у женщин был выше, чем у мужчин (56±2,1(27 человек) и 48,8±3,9 (7 человек) соответственно). Если сравнивать русских и иностранных студентов, то как у иностранных, так и у русских студентов наблюдался высокий уровень тревожности — для иностранных студентов: мужчины-46±1(1 человек), женщины-55±9,1(5 человек); для русских респондентов: мужчины-49,4±4,8(6 человек), женщины-56±2,3(22 человека). Из приведенных средних данных можно сделать вывод о том, что большим уровнем тревожности из группы меланхоликов обладают женщины, как русские, так и иностранки.

В группе смешанного типа уровень личностной тревожности составил 47,9±1,6(42 человека) что соответствует высокому уровню тревожности. При этом уровень тревожности у женщин был выше, чем у мужчин (52,5±1,8 (23 человека) и 43,3±1,3 (19 человек) соответственно. Если сравнивать русских и иностранных студентов, то для иностранных студентов уровень тревожности был равен: мужчины — 43±1,4 (15 человек) (умеренный уровень тревожности); женщины — 54,2±1,8 (15 человек) (высокий уровень тревожности). Для русских респондентов: мужчины — 44,3±3,4 (4 человека) (умеренный), женщины — 48,8±4,1 (8 человек) (высокая тревожность).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Сангвиники и флегматики имеют умеренный уровень личностной тревожности, в то время как холерики, меланхолики и представители смешанного типа имеют высокий уровень тревожности. Это позволяет говорить о ведущей роли уравновешенности нервных процессов в формировании уровня личностной тревожности. Кроме того, прослеживаются гендерные различия в проявлении личностной тревожности. Женщины сангвиники, флегматики, меланхолики и представители смешанной группы имеют больший уровень личностной тревожности, чем мужчины. В то же время Мужчины холерики проявляют большую тревожность, чем женщины. Также прослеживаются различия по национальному признаку. Иностранные студенты имеют преимущественно больший уровень личностной тревожности. Таким образом, уровень личностной тревожности зависит от генетических факторов, степени подвижности нервных процессов и гормонального фона организма.

Литература:

  1. Ибрагимова, Э. С. Темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии / Э. С. Ибрагимова, Р. М. Эхаева // Наука и молодежь: Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов, Грозный, 27–28 октября 2016 года. — Грозный: Чеченский государственный университет, 2016. — С. 215–218. — EDN YJFZAB.
  2. Малахова, А. Н. Сангвиник как оптимальный тип темперамента, отражающий психологическую норму / А. Н. Малахова // Национальная Ассоциация Ученых. — 2017. — № 4(31). — С. 34–35. — EDN YLFPDX.
  3. Загуменнова, И. В. Разработка программы для выявления типа личности и типа темперамента личности на основе теста Айзенка / И. В. Загуменнова, Г. И. Шкатова // Молодежь и современные информационные технологии: Сборник трудов XI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 13–16 ноября 2013 года. — Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. — С. 510–512. — EDN SBEXVH.
  4. Быховец Ю.В., Падун М. А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса // Клиническая и специальная психология. — 2019. — № 1. — С. 78–89.
  5. Климова Л. А., Падун М. А. Регуляция эмоций и психологическое благополучие // Психологическое здоровье и духовно-нравственные проблемы современного общества / Под ред. А. Л. Журавлева, М. И. Воловиковой, Т. В. Галкиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 242–256.
  6. Электронный ресурс- Соловьева Л. С. Тревога и тревожность: теория и практика. URL [http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php]
  7. Ноздрина, Н. А. Понятие о темпераменте. Виды и свойства темперамента / Н. А. Ноздрина, Р. Р. Дегтярев // АКТУАЛЬНЫЕ вопросы ТЕОРИИ и практики РАЗВИТИЯ научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 24 декабря 2019 года. Том Часть 2. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2019. — С. 136–140. — EDN BFMCPB.
  8. Халилюлина, А. К. К вопросу о влиянии темперамента на успешность учащихся / А. К. Халилюлина // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях, Тамбов, 30 декабря 2013 года. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. — С. 152–156. — EDN STKHOV.
  9. Комиссарова, О. А. Личностная тревожность студентов как показатель изменения в ценностно-смысловой сфере / О. А. Комиссарова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2020. — № 1. — С. 42–45. — DOI 10.24147/2410–6364.2020.1.42–45. — EDN GFQUBS.
  10. Шуткина, Ж. А. Взаимосвязь стрессоустойчивости и личностной тревожности у студентов с разным уровнем саморегуляции / Ж. А. Шуткина, Е. А. Бурова, С. Н. Лобанов // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. — С. 417–419. — EDN TTEIJV.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, уровень тревожности, высокий уровень тревожности, нервная система, высшая нервная деятельность, студент, умеренный уровень тревожности, женщина, мужчина, русский.


Ключевые слова

темперамент, студент, нервная система, тревожность, высшая нервная деятельность

Похожие статьи

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Влияние уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе

В своей жизни почти каждый студент испытывал стресс во время учебного года, а особенно, стресс возникает в период сдачи экзаменов. В связи с возникновением актуальности проблемы стресса возникает и актуальность изучения темы влияния творческого потен...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период студенчества

Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса. На сегодняшний день в России не производилась статистика подверженности общества стрессу. В настоящее время большинство работ посвящено рас...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Похожие статьи

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Влияние уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе

В своей жизни почти каждый студент испытывал стресс во время учебного года, а особенно, стресс возникает в период сдачи экзаменов. В связи с возникновением актуальности проблемы стресса возникает и актуальность изучения темы влияния творческого потен...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период студенчества

Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса. На сегодняшний день в России не производилась статистика подверженности общества стрессу. В настоящее время большинство работ посвящено рас...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Задать вопрос