В статье авторы пытаются определить основные страхи и фобии в старшем подростковом возрасте.
Ключевые слова: страхи, фобии, подросток, старший подростковый возраст.
В процессе социализации личности мы сталкиваемся с большим количеством трудностей, стоящих на пути благополучного вхождения человека в социум. К таким затруднениями мы можем отнести «страх» и «фобии», которые могут выступать причиной эмоциональных нарушений развития личности.
Страх считается самой древней и сильной человеческой эмоцией. Страхи присущи всем людям и сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. В состоянии страха активизируется симпатическая нервная система, которая подготавливает организм к физической нагрузке [4].
Страх — эмоциональная реакция на реальную или потенциальную угрозу «которая располагается в пространстве и к которой, по крайней мере теоретически, можно приспособиться», базирующаяся на инстинкте самосохранения [2, с.102].
Страх — это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия [4, с.178].
В словаре психологических терминов страху дается следующее определение «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Диапазон оттенков страха: опасение, боязнь, испуг, ужас» [5].
Стоит отметить, что человеческий страх отличается от страха животных именно тем, что может возникать при предвосхищения события.
Таким образом, страх представляет собой эмоциональное состояние человека, возникающий в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида как при предвосхищении события, так и в момент протекания события, направленный на источник действительной или воображаемой опасности.
Фобия в свою очередь представляет собой навязчивые страхи и относится к разновидности навязчивых состояний. Люди, подверженные фобиям, постоянно сталкиваются с неослабевающим чувством тревоги. Существует большое количество различных видов фобий: например, ксенофобия (чувство крайнего страха и опасения, возникающее при встрече с незнакомцем или иностранцем), гемофобия (страх от вида крови), арахнофобия (панический ужас пауков) и т. д. [1, с. 178].
Основное и существенное различие между этими видами боязни — природа возникновения: страх имеет, как правило, врожденный характер, фобия в свою очередь это приобретенный симптом.
Над решением проблемы со страхами и фобиями человечество задумывается очень давно. В 1915 году Фрейд З. Ш. пишет работу «Бессознательное», в которую входит часть ранее написанной, но не изданной работы «Страх». В 2006 г выходит книга «Психология страха» Юрия Викторовича Щербатых. Как мы видим эта проблема актуальна в разное время и в разных странах.
Но на сегодняшний день, я думаю, что это наиболее актуально. В связи с пандемией COVID-19, в сложившейся обстановке изоляцией людей и множеством ограничений страхи и фобии могут провялятся гораздо чаше, чем раньше, в обычной жизни. Поэтому на сегодняшний день важна диагностика и помощь детям на начальной стадии, без применения медикаментов.
В нашем исследовании ставилась цель — изучить и проанализировать страхи и фобии в старшем подростковом возрасте.
Была выдвинута гипотеза о том, что девушки, в отличии от юношей, больше подвержены различным страхам и фобиям.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 27. В исследовании принимали участие учащиеся 11-го класса в количестве 25 человек (11 юношей и 14 девушек).
Нами были использованы качественные не стандартизированные методики «Виды страха» И. П. Шкуратовой, «Свободное описание страхов» (СОС) И. П. Шкуратовой.
В таблице 1 отображены результаты исследования по методике «Виды страха» И. П. Шкуратовой: страхи девушек и юношей по пяти категориям: мистические, криминальные, социальные, учебные страхи и фобии.
Таблица 1
Сравнение процентных соотношений видов страхов у девушек и юношей
Мистические страхи |
Криминальные страхи |
Социальные страхи |
Фобии |
Учебные страхи |
|
Юноши |
8,3 % |
14,8 % |
11,3 % |
12,7 % |
10 % |
Девушки |
58,5 % |
32,5 % |
26,4 % |
23 % |
23 % |
Из данных таблицы мы видим, что, распространённым страхом у девушек является — мистические страхи. Его испытывают 58,5 % испытуемых. Менее распространены криминальные страхи -— 32,5 % и социальные страхи — 26,4 %. Меньше всего девушки испытывают учебные страхи и фобии — 23 %.
Распространённым страхом у юношей является криминальные страхи — 14,8 %, менее распространены: фобии — 12 %, социальные страхи — 11,3 %, учебные страхи — 10 %. Меньше всего юноши испытывают мистические страхи — 8,3 %.
Результаты данной методики показали, что девушки больше подвержены разным страхам и фобиям.
Методика «Свободное описание страхов» (СОС) И. П. Шкуратовой показала следующие результаты:
— Более воплощенным у молодых людей оказался страх одиночества (юноши 20 баллов, девушки 50 баллов).
— Самые распространенные страхи у юношей: страх смерти близких людей — 18,11 %, страх одиночества — 12,52 %, страх высоты — 14,17 %. Меньше всего парни боятся: полёта на самолетах и Бога — 3,93 %.
— девушки больше всего боятся: одиночества — 23,69 %, террористического взрыва — 20,20 %, вызова родителей в школу — 19,21 %. Менее распространенными страхами у старшеклассниц были: страх сглаза и порчи — 12,34 %, страх критики и наказания за неуспеваемость — 13,86 %.
Наибольший страх у всех учеников: страх одиночества. При этом у девушек он выражен ярче (23,69 %), чем у юношей (12,52 %). Это связанно с тем, что в подростковом возрасте тело и психика меняются так быстро, что организм не успевает с этим справляться и поэтому испытывает сильный стресс. Становится трудно управлять эмоциями, переживать негативные чувства (боль, отчаяние, печаль), справляться с жизненными трудностями.
Таким образом, в ходе работы была подтверждена гипотеза о том, что девушки больше подвержены различным страхам и фобиям, в отличии от юношей. Это можно объяснить различием в воспитании. Традиционно мальчиков с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах.
Полученные результаты вносят определенный вклад в понимание страхов и фобий в старшем подростковом возрасте. И позволяют взглянуть на них в новом ракурсе.
Литература:
- Дорофеева Г. А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ЮФУ. Технические науки. 2002. № 5 — с. 177–184.
- Заворуева А. С. Психологические и социально-философские аспекты феноменов тревоги и страха (от Фрейда до Мадди) // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2007. № 2–3 — с. 101–111.
- Изард К. Э. Психология эмоций. Перев. с англ. — СПб: Издательство «Питер», 1999–464 с.
- Крутых Е. В. Социальные страхи студентов: страх ошибки // Инновационная наука. 2016. № 1–2 (13) — с. 258–259.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Самоукина Н. В. Экстремальная психология. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 2000. — 208 с
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006–256 с.
- Щербатых Ю. В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий: [Монография] / Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева; Центр эксперим. медицины и безопасности жизнедеятельности во МАНЭБ. — Воронеж: Истоки, 1998. — 281 с.