В период полового созревания у подростка происходят, как физиологические, так и эмоционально-психологические изменения в организме. Такие перемены обуславливают активизацию интереса подростка к противоположному полу, что можно интерпретировать как влюбленность. Установлено [1], что в этот возрастной период состояние влюбленности обусловливает возникновение специфических коммуникативных трудностей как в общении с возлюбленными, так и во взаимодействии с другими людьми.
Коммуникативные трудности, зачастую, значительно нарушают внутреннее равновесие субъектов общения, препятствуют решению коммуникативных задач, осложняют межличностное взаимодействие. Исследования О. А. Бычковой, А. Г. Самохваловой [1] и др. дают основание полагать, что коммуникативные трудности обусловлены изменениями психологического и психического состояния подростков в период влюбленности. Они могут быть застенчивы, испытывать робость и неуверенность в себе; проявлять враждебность, агрессивность, замкнутость, острое переживание одиночества, низкий самоконтроль и самоуважение, эмоциональную напряженность. В связи с этим, нам видится актуальным эмпирическое изучение психических особенностей у подростков в период влюбленности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать в психолого-педагогической практике при разработке коррекционных тренингов для подростков.
Цель представленного в статье исследования: изучить взаимосвязь влюбленности и эмоционального напряжения в подростковом возрасте.
В ходе теоретического исследования нами было выявлено, что влюблённость — это неустойчивое, интимное, интенсивное эмоциональное состояние, сопряженное с сексуальным влечением, которое сопровождается сильной эмоциональной вовлеченностью субъект [1; 2; 3].
Также было установлено, что в период влюбленности подросток испытывает ряд коммуникативных трудностей, которые обусловлены завышенными требованиями к себе и искаженной оценкой, отсутствуем критики к партнеру, более яркой выраженностью мечтательности. Подростки могут быть застенчивы, испытывать робость и неуверенность в себе; проявлять враждебность, агрессивность, замкнутость, острое переживание одиночества, низкий самоконтроль и самоуважение, эмоциональную напряженность [1; 4; 5; 6].
Эмпирическое исследование проходило на базе МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска» (Амурская область). В исследовании участвовали 26 подростков в возрасте 14–15 лет.
С целью разделения респондентов на две выборки (влюбленных и не влюбленных подростков) нами была разработана анкета. Анкета представляла собой 7 вопросов:
- Что такое влюбленность по Вашему мнению?
- Вы влюблены на данный момент?
- Есть ли у Вас парень/девушка?
- Испытываете ли Вы к своему партнёру ревность? Как часто?
- Мечтаете ли вы о совместном будущем со своим партнером?
- Как часто Вы критикуете своего партнёра?
- Как много времени Вы готовы тратить на общение со своим партнёром?
Вопросы анкеты составлены на основе результатов проведенного нами теоретического анализа, которые показали специфику влюбленности в подростковом возрасте.
Анкетирование позволило разделить исследуемых нами подростков на две выборки: 13 влюблённых подростков и 13 не влюблённых подростков.
С целью определения уровня развития эмоциональной напряженности нами была отобрана методика изучения эмоциональной напряжённости, авторов Н. М. Пейсаховой и Г. Ш. Габлреевой. Кроме этого, нами был использован метод наблюдения за деятельность подростков, который позволял сделать результаты исследования более достоверными.
Результаты были отображены графически и представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни развития эмоциональной напряженности подростков (%)
Из диаграммы видим, что у влюбленных подростков в равной степени преобладает высокий и средний уровни эмоциональной напряжённости (50 %). У не влюбленных подростков преобладает средний уровень эмоциональной напряженности (62 %), а 25 % имеют низкий уровень развития эмоциональной напряженности. Отметим, что 13 % показали высокий уровень эмоциональной напряженности. Высокий уровень эмоциональной напряженности проявляется в рассеянности внимания, потеря желания действовать при неудачах (или без них) и повышенном смущении. Средний уровень эмоциональной напряженности проявляется в неполной или отсутствием рассеянности внимания, присутствие желания выполнять какие-либо действия. Низкий уровень эмоциональной напряженности выражен в устойчивости морального духа, отсутствием рассеянности внимания. Подростки с низким уровнем эмоционального напряжения характеризуются высокой степенью самообладания, бесконфликтным поведением, преобладанием положительных эмоций.
Полученные результаты были подтверждены методом наблюдения за деятельностью подростков. Было отмечено, что подростки с высоким уровнем эмоционального напряжения были более конфликтными, чаще вступали в спор. Если речь заходила об объекте влюбленности, то подросток проявлял, как вербальную, так и физическую агрессию. В тоже время, подростки с низким уровнем эмоционального напряжения были более спокойны, более коммуникабельны, а также адекватно реагировали на критику.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод: у большинства влюбленных подростков преобладает высокий и средний уровни эмоциональной напряженности. Эмоциональная напряженность может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Для влюбленных подростков, таким образом, характерно неадекватное преобладание негативных эмоций, высокая степень конфликтности с окружающими людьми, иногда снижение познавательных способностей, повышение или понижение аппетита, а также трудности с засыпанием.
Полученные результаты подтверждают актуальность выбранной темы исследования. Перспективу дальнейшего исследования видим в разработке психолого-педагогического практикума, направленного на коррекцию эмоциональной напряженности у подростков, пребывающих в состоянии влюбленности.
Литература:
- Бычкова О. А., Самохвалова А. Г. Влюбленность как фактор возникновения коммуникативных трудностей в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2015. — № 4. — С. 54–60.
- Ильин Е. П. Психология любви. — СПб.: Питер, 2012. — 550 с.
- Хаернасова Э. Ф. Особенности понимания феномена юношеской влюбленности // Наука и современность. — 2013. — №. 26–1. — С. 183–188.
- Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. — 358 с.
- Шелковникова И. А., Белогай К. Н. Нервно-психическое напряжение как фактор суицидального риска в подростковом возрасте: гендерные различия // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2019. — № 1. — 2019. — С.12–18.
- Юматов Е. А. Диалектика эмоционального стресса // Вестник Международной академии наук. Русская секция. — 2020. — № 1. — С. 31–35.