Страхи подростков в произведении Марьям Петросян «Дом, в котором…» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 03.03.2023

Статья просмотрена: 333 раза

Библиографическое описание:

Гончаров, А. А. Страхи подростков в произведении Марьям Петросян «Дом, в котором…» / А. А. Гончаров, М. А. Кремнёв, И. И. Килин, А. А. Санников. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3568/ (дата обращения: 17.12.2024).



В рамках школьного дискуссионного клуба обсуждалась тема страхов в ходе чтения книги Марьям Петросян «Дом, в котором». Каждый человек в той или иной мере задумывается о себе, людях вокруг, о прошлом и будущем, свойство думать заложено в нашей природе, а заключаемые идеи и выводы вызывают разные эмоции и чувства, и страх одно из них. Чего я боюсь? Чего я боялся? Пугает ли меня будущее? Эти вопросы мы решили обсудить. Страх имеет внутреннее происхождение, ограждает от внешнего мира, защищает нас от возможных проблем и опасностей, однако часто становится препятствием при выполнении важной работы, принятии решений, общении. Страх проявляется на самых разных путях и этапах нашей жизни. Именно чувства — ключевая тема художественной литературы и любой сферы искусства.

В словаре по психологии страх определяется как «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительности или воображаемой опасности» [3, с. 209].

В других словарях даны такие определения страха: 1) страх, как базовая эмоция негативного спектра, отражающая реакцию человека на реальную или мнимую опасность и страх; 2) страх как философская категория, выражающая реакцию личности на явления внешнего и внутреннего мира. При анализе страхов героев «Дома, в котором» обратимся к философскому содержанию понятия. Серен Кьеркегор различает страх «эмпирический», под которым следует понимать боязнь конкретных предметов и явлений внешнего мира, свойственную всем живым существам, и страх «метафизический», безотчётный страх перед неизведанным, свойственный только человеку. Мартин Хайдеггер связывает страх с осознанием личностью конечности существования [1, с.63].

Таким образом, страх — естественная эмоция и механизм выживания. В первую очередь страх проявляется и описывается в героях через физические реакции: потливость, учащенное сердцебиение, высокий уровень адреналина, жар, холод, появление пятен на коже. А вот эмоциональные реакции на страх очень индивидуальны. Любопытно, что страх имеет общее с такими чувствами как счастье и волнение. Когда человек смотрит фильм ужасов, посещает аттракцион «Комната ужасов», то испытывает положительные эмоции, получает удовольствие, поднимается настроение.

Эмоции, порождаемые страхом, процесс их переживания и изменений в течение времени рассматриваются нами как основные в жизни человека. Страхи проявляются и развиваются с самого детства, поэтому произведение Мариам Петросян, рассказывающее о большом страхе, индивидуальном для каждого жителя дома, но и о общем для всех людей, стало объектом нашего изучения. «У моих героев та же проблема, что и у меня, — они не хотят расставаться со своей молодостью», — отвечает сама автор [Кошкин 2020]. Сюжет книги выстраивается вокруг боязни будущего, взросления и внешнего мира за стенами дома.

Страхи домовцев выстраиваются в соединении с обязательным ценностным для подростка понятием:

секрет: Потом продолжает свой путь — еще более осторожный и внимательный, чем прежде, потому что разгуливающие по ночам опасны своими страхами и секретами ;

Секрет, — говорю я. — Страшная тайна. Так и передай всем, кто, наблюдая за нами, чуть не повываливался из окон.

боль: Дотрагиваясь до него, он всякий раз содрогался, но одновременно испытывал странное, притуплявшее боль чувство невозможности случившегося;

Просыпаюсь резко, как от пощечины, кажется, даже с криком, и вскакиваю, мокрый от старого кошмара, с отдающимся в ушах хохотом. Утробным «хо-хо-хо», причиняющим почти физическую боль;

В нем таились их боль и страх перед кем-то, о ком он пока не имел понятия;

Люблю скорость и боль в животе от испуга, когда разгоняешься так, что уже не можешь остановиться;

От всего этого больно и страшно, друзья мои! Как и от сознания собственного неучастия во всех этих процессах…

Трясясь от страха и боли в желудке, Бабочка греет над ним ложку ;

Он научился находить больные места, этого тоже боялись.

сомнения: Жить сегодня, а не вчера и не завтра. Когда начал сокращать дни и часы страхами и сожалениями? Мои догадки, сомнения и страхи размазались по четырем дням нашей вахты в опустевшем Доме, притупились разговорами и ожиданием.

Мои догадки, сомнения и страхи размазались по четырем дням нашей вахты в опустевшем Доме, притупились разговорами и ожиданием.

вина: Посмотреть ему в глаза и узнать. Почему он торчал на крыше тогда и почему делает это теперь. В чем его вина и страх ;

тревога: Ему хорошо здесь, как в знакомом доме, и даже если Горбач сейчас прогонит его, он унесет с собой кое-что ценное. Его тревогу и страх ;

надежда: Стирается личность, остается животная оболочка, смесь страха и надежды, боли и сна;

Но кто-то побывал здесь до меня, перетащил сюда свои страхи и надежды и изуродовал дерево, подучив его шептать каждому, кто окажется рядом: «Когда меня срубят, разведите костер из моих ветвей»;

Оставивший меня наедине со всеми этими лицами и кличками, с их страхом и надеждами, жутчайший исход, какой я могу себе представить, и единственный, который, как мне кажется, устроил бы самого Слепого. Мой страх доступен слуху даже менее острому, чем его слух, но он только смеется, превращая в шутку то, что совсем не смешно.

Мы видим, что страхи присутствуют в жизни героев, одновременно вызывая тревогу, боль, сомнения, вину. Однако страх не обязательно угнетает, ещё он высвобождает надежду. Важно отметить, что чувство страха ощущается как что-то постыдное, вызывающее смех, обнажающее слабости, поэтому держится в секрете. Вряд ли подросток будет раскрывать свои страхи просто так, говорить о них и признавать их существование. Таким образом, страх вызывает гамму эмоции, соединяющихся ценностными ориентирами домовцев. С одной стороны, страх заставляет подростков двигаться, искать пути, сопротивляться, с другой угнетает существование и причиняет осязаемую боль.

В период взросления развивается мировоззрение, набирается опыт моделей взаимоотношений с другими людьми, формируются интересы, увлечения, социальная ориентация подростка. Подросток, с одной стороны, отстаивает свою индивидуальность, право быть самим собой, а с другой быть как все, принадлежать к группе, соответствовать ценностям и стандартам, принятым в этой группе. На этом пути достаточно много трудностей, а вариантами выхода из противоречий становится уход в себя, замыкание, эгоцентризм, поэтому теряется контакт со сверстниками, либо происходит слепое, некритичное восприятие любых групповых правил, отвергается личная свобода и независимость во мнениях и суждениях.

В качестве художественного изображения переживаний и страхов автор использует различные характеристики: одеревеневший от страха;отвратительный страх; сильный страх; благоговейным страхом; холодный и сосущий страх; коллективный страх; необъяснимый страх; позор страха; приручая страх; детский страх перед пустотой и безмолвием; жить в страхе; в вечном страхе; цепенея от страха; мой страх; страх перед выпуском; укол страха;овладевший им страх превратил ее в холод.

Мы видим, насколько меняется поведение героев, выбор решений, реакции в отношении ситуаций и людей, к самому себе. У каждого подростка есть своя предрасположенность и пусковой фактор которые способствуют формированию фобий. Они мешают занять достойное место в обществе, поэтому их необходимо победить. Это можно сделать как путем развития поведенческих навыков, так и путем развития чувств уверенности и смелости. Примером такого образа может служить Македонский: колючий свитер искупал позор страха перед ночью. Страха, который заставлял его укутываться в одеяло с головой, не оставляя ни малейшей лазейки для кого-то, кто приходит в темноте. Страха, который не давал ему пить перед сном, чтобы потом не мучиться, борясь с желанием пойти в туалет. Страха, о котором не знал никто, потому что его носитель спал на верхней койке, и снизу его не было видно. Македонский — воспитанник четвёртой группы. Один из самых таинственных обитателей Дома и, при этом, один из самых «здешних», по мнению Шакала. Он боялся своей сущности красного дракона. Незадолго до выпуска Македонскому снится сон, где он летает по городу и сжигает дома. Испугавшись, он одевается в белые одежды, чтобы скрыть свою натуру, но это ему не удаётся. В тоже время он преобразуется.

Рыжая — девушка, значащая для жителей Дома слишком много. Почти сестра Рыжего, близкая подруга Сфинкса, любовь Лорда, которая сама была влюблена в Слепого. Она боится взрослеть, ведь таскала с собой жутковатого мишку, скрывая детскостью давно повзрослевшего в реалиях Дома человека, также боится будущего, что станет с людьми из Дома, когда его покинут. Рыжая — это мать, заботливая и строгая, прекрасная и ужасная, сберегающая и развивающая. Рыжая спит, съежившись между подушками, зажав ладони между коленями, волосы — алыми перьями подстреленного дятла. Нельзя только думать о том, что будет дальше. Когда я не смогу приносить его сюда, потому что не будет никакого сюда. Меньше всего стоит думать об этом.

Страх проявляется не только как эмоция, но и в форме живого, он подталкивает к определённым действиям, превращаясь в активную силу и влияя на происходящее:

страх овладевает: Овладевший им страх превратил ее в холод ;

страх приручается: Мальчик затаенно дышит, приручая страх ;

страх можно видеть: Вголосе раздражение — я и мои страхи его достали. Должно быть, они видны невооруженным глазом ;

страх можно выжать: Он выжал из меня страх и заставил верить себе ;

страх влиятелен и не зависим от воли: Ябоялся. Мой страх мог сделать это, помимо моей воли. Ты знаешь, я не хотел бы причинить тебе боль ;

страх трансформирует: Овладевший им страх превратил ее в холод .

страх влияет на здоровье и физиологическое состояние: А у Македонского со страху приключился приступ, — уже совсем расстроившись, продолжает Лэри ; Трясясь от страха и боли в желудке, Бабочка греет над ним ложку;

страх подобен смерт и: Понимаешь, их надо было чем-то отвлечь. Немного подбодрить. Не мог я сидеть сложа руки и глядеть, как они помирают со страху ;

страх как расплата: Дом этого не любит. Потом приходится расплачиваться. Страхом, добавляет он про себя ;

страх лишает сил: Рыжий слушает через дверь пустоту запертой комнаты и кусает ногти, цепенея от страха ; Некоторые из нас плакали уже тогда, на бегу, просто от страха, ведь мы еще ничего не знали ; Они окружают его и начинают болтать про его одежду, сыпь и про то, что он, видать, не может и шагу ступить от страха, в общем, дразнят ;

страх становится главным: Два дня он меня не трогал и ни о чем не напоминал. Но я устал жить в страхе .

Таким образом, страх вездесущ, проявляется неизбежно и связан с жизнью. Страх становится видимым через телодвижения, тело перестает подчинятся волевым усилиям, разум перестает контролировать действия, происходящее перестает быть выбором человека. Герои этого романа понимают, как жить в страхе, как страхом расплачиваться, как не умереть от страха. Дом одновременно является убежищем и творцом страхов как для всех, так и для каждого. В тоже время автор говорит о существующей возможности приручения, сопротивления, контроля. Страх в произведении становится не только чем-то отрицательным, но и способным научить героев чему-то позитивному. В данном романе важен не столько описание проявлений страха, а посыл, что даже пребывание в страхе в течение жизни, не означает отсутствие возможности найти позитивный выход, контролировать и использовать.

Литература:

  1. Ибахаджиева Л. А. Теоретическое содержание понятия «детский страх»// International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3. № 4. С. 63–67.
  2. Петросян М. Дом, в котором. М.: Лайвбук, 2016. 960 с.
  3. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Политиздат», 1990. 499 с.


Задать вопрос