Роман о взрослении, воспитательный роман, роман-монстр — критики называют его по-разному, но все сходятся во мнении, что «Дом, в котором…» — уникальное произведение. Несмотря на то, что роман был опубликован сравнительно недавно, — в 2009 году — уже есть немало разноплановых исследований, и с каждым годом их количество только растет. Фольклорные традиции в романе представляют особую ценность в качестве исследовательского материала. Авторское же переосмысление порой абсолютно переворачивает привычные трактовки, и их изучение необходимо для полного понимания текста. В данной работе мы будем рассматривать ключевых персонажей романа и анализировать их прототипы из волшебных сказок.
«Надо сказать, что скорее я плясала под дудку своих персонажей, чем они под мою» [3] — неоднократно повторяла сама писательница, добавляя, что персонажи к ней пришли уже готовыми, «с именами и характерами» [1]. Много раз автор переписывала черновики, аргументируя это тем, что «герой вел себя не так, как он бы себя повел скорей всего» [2]. При этом персонажи многогранны и многофункциональны, что позволяет нам рассматривать их с разных сторон. В. Я. Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» предлагает системный подход к изучению персонажей, рассматривая их как набор выполняемых в романе постоянных функций, так как «номенклатура и атрибуты действующих лиц представляют собой переменные величины сказки» [8]. «Между тем, равно как одни и те же функции могут выполняться различными персонажами, так один и тот же персонаж может играть самые разнообразные роли» [5]. На этой основе и мы будем строить свое исследование.
В романе Мариам Петросян «Дом, в котором…» собрано большое количество разнообразных персонажей, при анализе каждого из которых можно находить элементы того или иного вида персонажа по Проппу. Между тем, ключевыми можно назвать четверых: Курильщик, Слепой, Сфинкс и Шакал Табаки. Именно этим персонажам уделяется большая часть внимания как автора, так, соответственно, и читателя. Мы предлагаем проанализировать этих четверых персонажей в связи с функциями, выполняемыми ими в романе.
Курильщик — главный герой первой части книги, он открывает для нас Дом как пограничную зону между Наружностью (посюсторонним миром) и Изнанкой (соответственно, потусторонним миром). По функциям, выполняемым им в сюжете романа, мы можем отнести Курильщика к героям-искателям. В силу обстоятельств он оказывается в Доме, где попадает в комнату к Фазаном, которые, важно подчеркнуть, отторгаются остальными воспитанниками и не являются частью Дома. Отличительной чертой Фазанов является как раз отсутствие этих черт внутри своей небольшой группы. В данном случае, запретом по Проппу можно считать запрет на привлечение внимания к своей персоне в этой группе. Курильщик нарушает этот запрет, посмев надеть ярко-красные беговые кроссовки и привлечь внимание и к себе, и к своему недугу, ведь он инвалид-колясочник. После этого Курильщик отправляется в путешествие, его переселяют в другую комнату, и именно с этого момента начинается знакомство персонажа с Домом, его обитателями и тайнами. Он встречает на своем пути героев, выполняющих все функции, представленные В. Я. Проппом, «а именно антагонист (вредитель), даритель, помощник, царевна или ее отец, отправитель, герой (это сам Курильщик, однако в роли героя можно рассматривать и других персонажей романа. — прим. автора) , ложный герой» [8]. По ходу сюжета Курильщик встречает воспитателя Ральфа, который выполняет функцию вредителя и дает ему задание следить за своими новыми соседями, однако Ральфа можно рассматривать и как отправителя; далее Курильщик перемещается в пространстве, оказываясь на Изнанке и знакомясь со своим внутренним зверем, которого можно рассматривать как волшебного помощника; борьба и возвращение тоже присутствуют: Курильщик переживает ночь выпуска и благополучно возвращается в Наружность, где становится успешным художником, соответственно, повышает свой социальный статус.
Следующий персонаж в нашем списке Слепой. Его функции в сюжете не ограничиваются одной конкретной, однако его можно рассматривать как очень четкий аналог одного из типичных персонажей волшебной сказки. Слепой — «хозяин Дома», хранитель его тайн и законов. Если рассматривать Дом как пограничную территорию между потусторонним и посюсторонним миром, то его аналогом является избушка Бабы Яги, причем сама Баба Яга часто выступает в волшебных сказках именно как даритель, охраняющий вход в царство смерти. Таким образом, мы можем рассматривать Слепого как своеобразный аналог Бабы Яги. Как мы уже отмечали, он является «хозяином Дома», причем его физический недуг — слепота — символизирует то, что ему доступны тайные знания, связывает с «иной» стороной мира. Также многие исследователи сходятся во мнении, что Баба Яга — слепая, об этом говорил еще Потебня. «Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое» [8]. Более того, одной из функций Бабы Яги является помощь в перерождении, так называемый обряд посвящения, который уходит корнями в глубокое прошлое. «Сказка сохранила не только следы представлений о смерти, но и следы некогда широко распространенного обряда, тесно связанного с этими представлениями, а именно обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости» [8]. Это объясняет, во-первых, почему подавляющее большинство героев мужского пола, во-вторых, связывает Дом с мужским домом, присущим древней ритуальной культуре, и в-третьих, конечно, связывает происходящее в Доме с обрядом инициации. «Связь обряда посвящения с лесом настолько прочна и постоянна, что она верна и в обратном порядке. Всякое попадание героя в лес вызывает вопрос о связи данного сюжета с циклом явлений посвящения» [8], а герои Дома (в частности Курильщик), попадая на Изнанку, попадают именно в лес, и Слепой, как и Баба Яга, помогает его пройти. В. Я. Пропп представляет два вида Яги — это яга-дарительница и яга-похитительница. В нашем случае, Слепой выполняет обе эти функции, то есть его можно классифицировать как дарителя. В то же время Слепой и яга-похитительница, то есть вредитель, потому что в конце истории он уводит за собой на Изнанку большое количество детей.
Сфинкс в романе тоже выполняет несколько функций. В интерлюдиях он предстает как герой-искатель и проходит свое путешествие героя, которое заканчивается только с концом основной истории, но мы будем принимать во внимание только его более поздний образ, в котором он встречается с основным героем. В классификации Проппа есть так называемые дарители-помощники, то есть комбинированный персонаж, которым и выступает в нашем случае Сфинкс. Он спутник Слепого, который тоже является дарителем в нашей схеме. Нельзя сказать, конечно, что Слепой подарил Сфинкса Курильщику, однако происходит своего рода переход от одного персонажа к другому. Сфинкс помогает пройти через испытания Дома, не разбираясь с проблемами за него, но давая знания, позволяющие разобраться с препятствиями на пути. При этом Сфинкс выступает и в функции дарителя так как «дарует» герою новое имя, таким образом помогая ему стать частью Дома. При этом Сфинкс определенно не является частью обыденного мира, а скорее наоборот представитель потустороннего, что является важной частью образа волшебного помощника.
Последним персонажем в нашем списке является Шакал Табаки. Этот персонаж соединяет в себе огромное количество ролей и архетипов, однако в нашем случае он гораздо больше похож на классического дарителя, чем двое предыдущих. Табаки предстает перед нами как мудрец, который все знает и все ведает, к нему обращаются с вопросами даже Слепой и Сфинкс, однако его помощь не всегда очевидна так как Табаки (как классический архетип мудреца) говорит долго и загадками. При этом у этого персонажа есть огромное количество волшебных предметов, которыми он щедро делится с окружающими. Так, например, он подарил Сфинксу (второму герою) перо, благодаря которому можно изменять реальность, а другому персонажу шестеренку, позволяющую переходить из одной реальности в другую. Курильщику Табаки тоже делает подарки, которые не несут практической направленности, но позволяют сохранить память о Доме. Благодаря этому воспоминания Курильщика о Доме не меняются с переходом в Наружность, ему «разрешено помнить» [7].
Элементы волшебной сказки, связь с клишированными ролями и архетипичными образами прослеживается даже в современных авторских романах. Мариам Петросян в своем произведении создает живых многогранных персонажей на основе древних образов, что в свою очередь говорит о мастерстве как писателя. Эти мотивы органично вплетаются в канву повествования: «они не просто дополняют образность произведения, но также становятся одной из основополагающих элементов художественного мира романа» [4]. Таким образом, роман о взрослении накладывается на существующие в подсознании читателя привычные образы и роли героев, делая их одновременно и проще, и сложнее.
Литература:
- «Дом, которого могло не быть. Мариам Петросян о том, как появился ее роман-монстр». (Интервью от 03.10.2019). URL: https://www.livelib.ru/news/post/44522-dom-kotorogo-moglo-ne-byt-mariam-petrosyan-o-tom-kak-poyavilsya-ee-romanmonstr?ysclid=m4h0pxtqn0929237157
- «Мариам Петросян: Новых книг от меня ждать не стоит…» (Интервью от 12.04.2010). URL: https://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml?id=1269
- «Мариам Петросян: Скорее я плясала под дудку персонажей, чем они под мою». (Интервью от 02.09.2019). URL: https://ircity.ru/text/society/2019/09/02/70656353/?ysclid=m4h1cd8uj8244169712
- Матевосян А. А. Фольклорные мотивы волшебной сказки в художественном мире романа М. Петросян «Дом, в котором…» // Наука и школа. 2021. № 3. С. 23–28.
- Новик Е. С. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Система персонажей русской волшебной сказки. URL: https://ruthenia.ru/folklore/novik8.htm
- Петросян М., «Дом, в котором…». URL: https://www.100bestbooks.ru/files/Petrosyan_Dom_v_kotorom.pdf
- Петросян М., «Ключики к «Дому, в котором…"». URL: https://fantlab.ru/article1332
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Азбука, 2020. URL: https://rodnovery.ru/images/knigi/Propp_Istoricheskie_korni_Volshebnoj_Skazki.pdf