Волшебный мир сказов П. П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №10 (73) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.10.2023

Статья просмотрена: 604 раза

Библиографическое описание:

Литвинова, Э. А. Волшебный мир сказов П. П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха / Э. А. Литвинова, Е. П. Зубова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 10 (73). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/73/3932/ (дата обращения: 23.12.2024).



Данное исследование посвящено выявлению сходства поэтики сказов П. П. Бажова и художественных особенностей палехских миниатюр. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав художественные образы сказов П. П. Бажова, представленные в иллюстрациях художников Палеха.

Ключевые слова: сказ, лаковая миниатюра, Палех, художественный образ.

Однажды в нашей школьной библиотеке я увидела книгу, которая сразу привлекла моё внимание. Мне очень понравилась её «изумрудная» обложка. Книга оказалось «драгоценной» как внешне, так и внутренне. Называлась она «Медной горы хозяйка»… Её автор — Павел Петрович Бажов. Он очень любил собирать русский фольклор: присматривался к окружающей жизни, прислушивался, записывал красивые народные слова, разговоры и рассказы о своей родине — уральской земле. Потом на основе этих записей он писал свои произведения, которые он называл сказами: от слова «сказывать». За свою жизнь П. П. Бажов создал около пятидесяти сказов. В 1939 году из-под его пера вышла книга «Малахитовая шкатулка». В ней содержится много удивительных героев, например, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие. Главная героиня Бажова — хозяйка Медной горы. Она отдает свои богатства только честным, смелым и трудолюбивым людям. Только не всегда сокровища приносят счастье…Почему? Об этом задумываются все, кто читал сказы П. П. Бажова, а ещё те, кто попробовал воплотить их в своём самобытном творчестве, например, в черных шкатулочках, расписанных сюжетами сказов, обрамленные золотым орнаментом. Я увидела их на выставке народного творчества и узнала, что есть в России замечательный город Палех. Там зародился традиционный русский художественный промысел, вид лаковой живописи — палехская миниатюра, отличающаяся тонкостью рисунка, композиционным разнообразием, яркостью красок на черном фоне, обилием золота. Искусство этого промысла является довольно сложным и процессом, в результате которого шкатулка превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты. В композициях Палеха чаще всего используются мотивы русских народных сказок, былин, а также есть серия работ, посвящённая творчеству П. П. Бажова.

В иллюстрациях художников Палеха художественное слово соединяется с прикладным творчеством и приглашает нас в волшебный мир сказов П. П. Бажова. В каждом сказе обязательно содержится серьезный нравственный урок как воплощение мудрости, идеалов добра и зла. Эти же духовные ценности с помощью красок передают художники Палеха. Мне стало интересно найти черты сходства в системе образов сказов П. П. Бажова и в иллюстрациях художников Палеха, посмотреть, как нравственные уроки сказов воплощаются в художественных образах палехских миниатюр.

Актуальность исследования: среди моих одноклассников и знакомых многие интересуются компьютерными играми, иностранными мультфильмами, общением в социальных сетях. Дети мало читают, не знают народные промыслы. Но мы, подрастающее поколение, должны беречь свои традиции и культуру, ведь если не забывать вечные ценности, заложенные в прошлом, уважать их в настоящем, то можно проложить себе дорогу в счастливое будущее.

Цель работы — выявление сходства поэтики сказов П. П. Бажова и художественных особенностей палехских миниатюр.

Поставленная цель определила задачи исследования:

  1. Познакомиться со сказами П. П. Бажова и героями лаковых миниатюр художников Палеха;
  2. Проанализировать художественные образы сказов П. П. Бажова;
  3. Определить своеобразие палехской росписи;
  4. Найти черты сходства в системе образов сказов П. П. Бажова и в иллюстрациях художников Палеха.
  5. Представить практический опыт исследования «Календарь сказов П. П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха»

Предмет исследования сказы П. П. Бажова, иллюстрации палехских миниатюр.

Объект исследования герои сказов П. П. Бажова и герои палехских миниатюр, поэтическое слово П. П. Бажова, цветовая палитра мастеров Палеха.

Художественные образы сказов П. П. Бажова

Всех героев сказов Бажова можно разделить на две группы:

1) «Тайные силы», т. е. мифические персонажи, например: Медной горы Хозяйка, Огневушка-Поскакушка, Великий Полоз, Серебряное копытце;

2) Образы людей, например: Данила-мастер, Прокопьич, Степан, владелец заводов Турчанинов и т. д.

Образы сказочных персонажей П. П. Бажов взял из народных преданий, из фольклора горняков. С древних времен в народе ходили легенды о Малахитнице, Хозяйке Медной горы, которая помогает простым рабочим, награждает за честность и трудолюбие, наказывает за жадность. Происхождение образа Хозяйки Медной горы имеет несколько версий: по одной из них ее прообразом является девка Азовка, которая сторожит клады на горе Азов. По другой версии, это «преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении многих лет клеймили полевскую медь». В образе Малахитницы Бажов воплотил красоту природы, вдохновляющую человека на творческие искания. Хранительница драгоценных пород и камней, дух или бог местности, она предстает перед людьми в виде прекрасной женщины или в виде ящерицы в короне. «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. …Девка небольшого росту, из себя ладная. А уж такое крутое колесо — на месте не посидит…А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить» (1; с. 14. Рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней. «Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало» (1; с. 28).

Владения Хозяйки выглядят очень живописно. В то же время они лишены жизни, в них многое напоминает мертвое царство. Да и сама она иногда напоминает оборотня. Степан, когда увидит, как «вместо рук-ног у нее лапы зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья», назовет ее «поганью». (1; с. 18).

Хозяйка Медной горы — не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются только перед лучшими рабочими и мастерами. Ящерки, сопровождающие Хозяйку медной горы, змейки. В сказе «Хозяйка медной горы» читаем: «Он обошел и видит — ящерок тут неисчисленно Он поглядел под ноги, а там и земли не знатко. Все ящерки-то сбились в одно место, — как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан — батюшки, да ведь это руда медная!» (1; с. 16). Ящерки обычно указывали на какое-нибудь месторождение. Бабка-Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, воплощение природного газа, который на Урале называли «синюхой».

А Великий Полоз в сказе «Золотой волос» — огромный змей, властитель золотых жил — имеет еще более древнее происхождение, с ним даже связывают возникновение Уральских гор. Это характерная черта сказов — волшебные силы помогают детям, сиротам, старикам, умельцам, нежадным, независтливым, веселым людям. Проводят их через испытание богатством и затем награждают.

Огневушка-Поскакушка. В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка — Огневушка-Поскакушка — размером с куклу, с рыжими волосами, в голубом сарафане и с голубым платочком в руке. В сказе «Огневушка-Поскакушка» главная героиня указывает месторождение золота: «Где такая Поскакушка покажется, там и золото» (1; с. 159). Она является о мальчику Федюньке, которого не любит мачеха, дразнят другие дети (Тюнька- Поскакушка), поэтому он уходит со старателями искать золото.

В сказе «Серебреное копытце» описывается козлик, указывающий на месторождение драгоценных камней — хризолитов: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Тут спрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие. А по тем покосным ложккм, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются» (1; с. 203). В сказе «Серебряное копытце» волшебный козлик показывает свои возможности доброй и смышленой девочке-сиротке Даренке, живущей в лесной избушке с дедушкой Кокованей.

Читая сказы П. П. Бажова, можно очень полно представить, какими полезными ископаемыми был богат Урал, как тяжел и опасен был труд горняков. Многие из них были крепостными: «Приковали Степана на длинную цепь» (1; с. 20). Степан из «Хозяйки Медной горы» был настоящим мастером, поэтому она ему и помогала, не оставила и его вдову Настасью и младшую дочь Танюшку, похожую на саму Малахитницу («Малахитовая шкатулка»). Помогала и другим героям: Даниле-мастеру, его невесте Кате, Митюхе, их сыну, («Каменный цветок», «Горный мастер»), маленькой девочке Таютке («Таюткино зеркальце»).

С большой любовью и гордостью П. Бажов воспел в своих сказах рабочий народ и красоту родной уральской земли. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то видим в них уральскую природу, историю Урала и человека-мастера, умельца. Часто богатства уральских гор открываются детям или молодым людям, потерявшим родителей, а связными между ними и «волшебными силами» являются старики, хранители «тайных» знаний и преданий. В сказах волшебные силы после испытаний награждают героев за трудолюбие и честность, наказывают за жестокость и несправедливость.

Своеобразие палехской росписи.

Образы героев П. П. Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства. Герои уральских сказов представлены в иллюстрациях художников Палеха. Палехская миниатюра — русский художественный промысел, живопись темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Промысел возник в первой половине 1920-х годов в поселке Палех Иваново-Вознесенской губернии (ныне поселок городского типа в Ивановской области) на основе местного иконописного промысла, известного с XVII века. Процесс живописи начинается с покрывания загрунтованного рисунка локальным цветом, потом тончайшими лессировками, затем идет контурный рисунок. Для создания объемной формы более темным тоном делается тушевка. Краски получаются на основе смеси яичного желтка и столового уксуса. Затем изделие лакируется и просушивается. Затем поверхность прочищается пемзой, далее выполняется роспись твореным золотом [9]. Изделия палехских умельцев — это ларцы, коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы. Для палехской миниатюры, выполненной яркими красками по чёрному фону, свойственны тонкий рисунок, обилие золотой штриховки, чёткость силуэта фигур. Искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов. В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.

Художники Палеха пытались передать в цвете своих композиций характеры героев бажовских сказов, красочную россыпь уральских самоцветов. Одним из первых открыл для палехской миниатюры образный потенциал бажовских сказов, ещё при жизни писателя, народный художник РСФСР Г. М. Мельников. Многократно к творчеству Бажова обращались народные художники России Б. Н. и К. В. Кукулиевы, заслуженные художники РСФСР Г. К. Буреев и А. В. Ковалёв. [5].

Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры. Художники воспроизвели сюжеты сказов на пластинах, шкатулках, ларцах, брошах — традиционных плоскостях палехского искусства.

Черты сходства в системе образов сказов П. П. Бажова и в иллюстрациях художников Палеха.

Работы мастеров Палеха отличает необыкновенная красочность, яркость и сказочность. Степан и его невеста Настенька предстают на этих иллюстрациях как живые, они очень красивые и нарядные. Такой же показана и могущественная Хозяйка Медной горы — существо сказочное, но очень необычное. В её образе много человеческих качеств, что делает этот образ притягательным.

Смотреть на работы мастеров Палеха очень интересно, потому что привлекают внимание необыкновенно яркие краски, контраст тьмы и света, красивые герои. Например, иллюстрации художников Палеха к сказу «Хозяйка медной горы» Бажова отличаются необыкновенно яркими красками, с их помощью показан настоящий волшебный мир, с блеском драгоценных камней, с необыкновенными колоннами и цветами. Герои сказа предстают перед нами в необыкновенно красивых образах. Тонкая манера изображения деталей, выполнение работ на чёрном фоне, обрамление золотом создают насыщенность, контраст с сюжетной линией.

Сказы П. П. Бажова невероятно красочны и живописны. Писатель часто использует следующие эпитеты: «голубеньки» (глазёнки), «высоченные» (деревья), «мраморные», «чёрные» (кусты), «большие зелёные» (колокольцы), «сурьмяная» (звёздочка), «лазоревая, красная» (трава), «золотенькие» (змейки), «огневые» (пчёлки). Цветовое богатство сказов не случайно. Оно впитало завораживающую красоту природного камня: его прозрачность, насыщенность, чистоту или невероятных форм и оттенков вкрапления, создающие причудливый узор. Черты сходства образов сказов П. П. Бажова и иллюстраций художников Палеха проявляются в соединении поэтического языка народных преданий с колоритом суровой красоты сибирской природы. И сказы, и иллюстрации имеют насыщенную цветовую гамму. Ярок язык сказов Бажова, ярки иллюстрации художников Палеха. И те, и другие будто пропитаны атмосферой волшебства, которое чудесным образом входит в жизнь простых людей, испытывая их, награждая за смелость, трудолюбие, талант. Художники Палеха помогают нам лучше понять сказы П. П. Бажова, оценить глубину мудрости народа, который заложил их основу, и талант автора, который их создал.

Палехская роспись помогла ярко, живописно представить художественные образы сказов П. П. Бажова. Мы увидели, что язык автора богат яркими эпитетами, обилием цвета, что воплощается в росписи художников Палеха. Палехские лаковые миниатюры передают сюжеты сказов, при этом дополняют наше восприятие с помощью интересных композиций, выбора оттенков цвета, характерных особенностей промысла: использования темных фонов, росписи золотом, разнообразия цветовых переходов, узорчатости и богатства рисунка, тщательной детализации каждого элемента, удлиненности и хрупкости человеческих фигур, тонкости прорисовки частей тела людей. «Палехская живопись, сверкая самоцветием, как бы расплёскивается на чёрной глади коробок, шкатулок, ларцов, образуя красочный узор, застланный тончайшими золотыми штрихами и орнаментами на одеждах, деревьях, зданиях» [10]. В композициях Палеха, как и в сказах, реальность причудливо соединяется с фантастикой.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. В сказах П. П. Бажова и в лаковых миниатюрах художников Палеха наблюдается похожая цветовая гамма: используются яркие цвета, часто на чёрном, тёмно-зелёном фоне. В этой атмосфере действуют «волшебные силы» и простые люди, уральские умельцы, которые выдерживают испытания и показывают пример настоящей любви, верности, творческой одарённости, умения идти к поставленной цели. Сказы Павла Бажова и лаковые миниатюры художников Палеха не только знакомят с прошлым людей, живших на Урале, но также учат верности, честности, доброте, трудолюбию, учат отличать добро от зла.
  2. Знакомство со сказами П. П. Бажова и лаковыми миниатюрами художников Палеха способствует развитию эстетических чувств. На страницах книг Бажова и на шкатулках палехских умельцев распускаются неувядаемые диковинные цветы из камня, оживают волшебные герои, голубые змейки и юркие ящерки зовут за собой, будто удивительный волшебный мир камней открывает свои тайны каждому из нас.
  3. Читая сказы П. П. Бажова и любуясь лаковыми миниатюрами художников Палеха, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, получаем знания о мире и учимся жить.

Таким образом, сказы П. П. Бажова и искусство художников Палеха — это волшебный мир, с его законами и обычаями. Когда мы читаем сказы Бажова, любуемся лаковыми миниатюрами художников Палеха, то задумываемся о смысле жизни, о добре и зле, о ценности искусства, о важности творческого поиска. Учимся внимательному отношению к людям и к окружающему нас миру.

Литература:

  1. Бажов, П. П. Медной горы Хозяйка [Текст] / П. П. Бажов — М.: Детская литература, 2013. — 221 с.
  2. Батин, М. А. П. Бажов: жизнь и творчество [Текст] / М. А. Батин — 2-е изд. — М.: Гослитиздат, 2014. — 344 с.
  3. Веременникова, И. П. Сказ как жанр литературы [Электронный документ] / И. П. Веременникова. — Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/virtualmuzej/skaz-kak-zanr-literatury (дата обращения: 15.09.2023).
  4. Вохменцев, Я. Т. Южный Урал [Текст] / Я. Т. Вохменцев, А. Я. Гольдберг. — Челябинск: Челябинское книжное издательство, 2014. — 49с.
  5. Государственный музей Палехского искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei-paleh.ru/7marta-otkryitie-vyistavki-skazyi-bazhova-v-iskusstve-paleha/ (дата обращения: 29.09.2023).
  6. Нестеров, Г. Э. Сказ и сказка — чем отличаются жанры? [Электронный документ] / Г. Э. Нестеров. — Режим доступа: https://vchemraznica.ru/skaz-i-skazka-chem-otlichayutsya-zhanry/ (дата обращения: 07.10.2023).
  7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов — М.: — М.: «Русский язык», 1984.
  8. Творчество П. П. Бажова в меняющемся мире [Текст] / под ред. Е. К. Созиной. — Екатеринбург: Объединенный музей писателей Урала, 2014. — 224 с.
  9. Традиционная технология палехской лаковой миниатюры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/objects/2876/tradicionnaya-tekhnologiya-palekhskoi-lakovoi-miniatyury (дата обращения: 23.09.2023).
  10. Энциклопедия Всемирная история «Палехская миниатюра» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/paliekhskaia_miniatiura (дата обращения: 11.10.2023).


Ключевые слова

художественный образ, сказ, лаковая миниатюра, Палех

Похожие статьи

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе

В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывч...

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Методическая разработка творческого субфилателистического экспоната «Герценовцы в российской и мировой литературе» для филателистической образовательной площадки вуза

В статье продолжается обобщение опыта работы студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Впервые рассматривается возможность создания образовательного экспоната на основе субфилателистических средств.

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

90 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха на Алтае

Работа посвящена исследованию творчества Н. К. Рериха алтайского сегмента Центрально-Азиатской экспедиции, созданию на основе исследования и натурных этюдов картины из жизни Николая Рериха, восполняющей недостаток визуального материала по этому перио...

Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня

Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина иссл...

Эффективность исторического подхода в художественном обучении

О важности использования исторического подхода на занятиях академического рисунка. В статье рассматривается методическое наследие выдающихся художников-педагогов и их методические принципы обучения рисунку в вузе.

Особенности художественной рецепции бунинских мотивов в фильме Н.С. Михалкова «Солнечный удар»

В статье анализируется фильм Н.Михалкова «Солнечный удар». Проводится сопоставление основных мотивов творчества И.А. Бунина и их режиссёрской интерпретации.

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Похожие статьи

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе

В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывч...

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Методическая разработка творческого субфилателистического экспоната «Герценовцы в российской и мировой литературе» для филателистической образовательной площадки вуза

В статье продолжается обобщение опыта работы студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Впервые рассматривается возможность создания образовательного экспоната на основе субфилателистических средств.

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

90 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха на Алтае

Работа посвящена исследованию творчества Н. К. Рериха алтайского сегмента Центрально-Азиатской экспедиции, созданию на основе исследования и натурных этюдов картины из жизни Николая Рериха, восполняющей недостаток визуального материала по этому перио...

Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня

Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина иссл...

Эффективность исторического подхода в художественном обучении

О важности использования исторического подхода на занятиях академического рисунка. В статье рассматривается методическое наследие выдающихся художников-педагогов и их методические принципы обучения рисунку в вузе.

Особенности художественной рецепции бунинских мотивов в фильме Н.С. Михалкова «Солнечный удар»

В статье анализируется фильм Н.Михалкова «Солнечный удар». Проводится сопоставление основных мотивов творчества И.А. Бунина и их режиссёрской интерпретации.

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Задать вопрос