Взаимосвязь тревожности и спортивной мотивации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 614 раз

Библиографическое описание:

Геращенко, М. В. Взаимосвязь тревожности и спортивной мотивации / М. В. Геращенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 232-235. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99702/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются процессы взаимосвязи уровня тревожности и спортивной мотивации. Актуальность заключается в выявлении сведений влияния данного процесса на результаты соревновательной деятельности. Представлен теоретический анализ исследований и методик по данной проблеме.

Целью исследования является изучение теоретических положений по проблеме взаимосвязи тревожности и мотивации в современном спорте.

Ключевые слова: тревожность, мотивация, спортсмен, стресс, соревнование.

Введение. С годами тренировок и выступлений на соревнованиях большинство спортсменов учатся способам саморегуляции, что позволяет им справляться со стрессами и волнением перед соревнованием. Но некоторые из них игнорируют собственную подверженность стрессовому влиянию, что вызывает у них психоэмоциональное напряжение, истощение нервной системы и физического состояния [1].

На протяжении последнего времени сформировались разные подходы в плане организации подготовки высококвалифицированных спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства и главным ядром является — предсоревновательная подготовка, то есть при каких условиях организации тренировочного процесса повысится уровень мотивации спортсменов к достижению спортивных результатов, что составляет актуальность исследования.

Тревога является особой характеристикой психического развития, которая способна отражать собственную реакцию на происходящие вокруг изменения. Главной особенностью восприятия тревожности является отражение значимости ситуаций и объектов, которые действуют на субъекты. Формирование стресса и тревоги тесно связано с эмоциональным фоном человека. Данная зависимость обусловлена отношением свойств эмоций к потребностям субъектов. [2, c. 247].

Стимулом для мотивации спортсмена являются соревнования. Известно, что при соревнованиях спортсмен старается достичь максимального результата. Помимо соревнований хорошей мотивацией для спортсмена является похвала тренером достижений спортсмена. Например, спортсмен улучшил свой персональный рекорд, а тренер поблагодарил его за грамотное исполнение и великолепный результат. Средства мотивации не ограничиваются похвалой и соревнованиями, для каждого они строго индивидуальны, и только при грамотном подборе тренером спортсмен достигает требуемого успеха. Также стимул может превратиться в форму внутреннего побуждения при условии, если стимул является потребностью. Итого имеем, что стимул и мотив могут помочь человеку реализовать свои возможности [3, c. 87].

Проявление высокой тревожности обычно связано с боязнью проявления инициативы, боязнью поражения в соревнованиях, желанием выполнения указаний, без участия в процессе, следованию шаблонам и рамкам, переживанием низких оценок и низкой самооценкой [4, c. 47].

Рассматривая тревогу как устойчивую характеристику личности, нужно учитывать значение как индивидуальных, так и социальных аспектов ее образования и развития. А. М. Прихожан утверждает, что нужно рассматривать не общие вопросы, а частные проблемы. Первое — это анализ человеческого опыта в разные периоды и соотнесение его с уровнем тревожности. Второе — это исследование причин тревожного состояния из вне. И третье — анализирование возрастных характеристик [5, c. 60].

Т. Л. Журавлева и Е. А. Крюкова считают, что источники постоянных тревог кроятся в нездоровых физических состояниях (чувство незащищенности, ограничения любого рода для себя, сверхзабота, страхи). Нездоровые состояния усложняют жизнь и повышают личную тревожность. Стоит сказать, что состоянием здоровья не определяется выбор поведения, оно только прямо или косвенно на это влияет. Большое значение имеет пережитый опыт и то, каким образом и в течении какого времени человек самостоятельно пытался решить проблему своей тревожности [6].

Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого сопернического поединка можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимально выраженной мотивацией.

В работе со спортсменами, подверженными отрицательному влиянию соревновательных условий, необходимо очень тщательно продумывать календарь их выступлений в соревнованиях. В этих случаях необходимо, как никогда, соблюдать принцип постепенности. Чаще успех приносит целенаправленное, постепенное подведение спортсмена к главному соревнованию. Через серию промежуточных, постепенно усложняющихся — такой подход гарантирует формирование устойчивой мотивации.

Методика исследования. Вкачестве мер развития мотивации спортсменов и противодействия тревожным состояниям мы разработали следующие рекомендации, которые описывают важные задачи тренера в данном процессе:

  1. Постановка перед спортсменами далеко поставленных целей независимо от того, на каком этапе занятий спортом находится спортсмен.
  2. Формирование у спортсменов установки на достижение успеха на тренировках и соревнованиях.
  3. Оптимальное соотношение поощрений и наказаний при работе со спортсменами. Более мощным стимулом обладает поощрение, мотивировка спортсмена на дальнейшее совершенствование.
  4. Развитие и укрепление традиций команды, формирование сплоченного коллектива, создание атмосферы командного духа.
  5. Принятие коллективных решений, привлечение спортсменов к обсуждению основных вопросов тренировки и соревнований.
  6. Повышение эмоциональности тренировочных занятий может осуществляться разнообразными способами.
  7. Влияние личности тренера на формирование личности спортсмена.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ основных методик выявления уровня тревожности и уровня мотивации:

  1. Исследование личностной тревожности Спилберга Ханина.
  2. Методика Шаболтас «Мотивы занятий спортом»
  3. Тест — «Мотивация учащихся к занятиям физической культурой». Кононец Д. В.
  4. Шкала проявлений тревоги Тейлора.

Результаты исследований. Представим характеристику основных методик, позволяющих определить уровень тревожности и мотивации в психологии.

С целью анализа уровня тревожности часто используется шкала тревоги Спилбергера — Ханина. С помощью данного опросника, который представляет собой некоторые высказывания, выполняется самооценка тревожного состояния в текущем времени (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как личностное качество).

Разберем два данных понятия. Личностная тревожность — это качество личности, которая выражается в том, насколько человек способен тревожится и насколько обширный перечень обстоятельств, которые могут эту тревогу вызвать. Проявляется такой вид тревожности при возникновении ситуаций, которые воспринимаются человеком как угроза для его личности.

По нашему мнению, под ситуативной или реактивной тревожностью понимается момент эмоционального проживания: напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность. Такие состояния появляются в качестве реакции на стресс, и могут длится разное количество времени и проявляться в разной степени. Люди с высоким уровнем тревожности способны видеть угрожающие обстоятельства для своей личности в достаточно многих ситуациях и в ответ на такие раздражения дают разные по степени выраженности состояния тревожности. В случае когда психологическим тестом определяется высокий уровень тревожности, это означает, что во многих жизненных ситуациях этот человек страдает от тревожных состояний, в особенности во время оценивания его способностей [7].

Методика «Мотивы занятий спортом», представленная А. В. Шаболтас предназначена для личностного самоопределения в спортивной карьере. Она включает в себя десять категорий мотивации, которые характеризуются определенными высказываниями.

Основу методики составляет выбор определенного суждения из попарно созданных. Каждое из них является сопоставимым с другими суждениями и заключено в категориях по сорок пять пар. Выявлено, что смысл данной методики строится на оценке каждого мотива и суждения, заключение дается в форме бальной оценки [8].

Тест — «Мотивация учащихся к занятиям физической культурой». Кононец Д. В. позволяет оценить уровень интереса и понимания пользы от физических занятий. Состоит из анкетирования, где представлен 31 вопрос, по которому возможно определить высокий, средний и низкий уровень мотивации учеников предмета «Физическая культура», либо начинающих спортсменов. Тест также позволяет определить уровень готовности к участию в спортивно-соревновательных мероприятий и приверженность здоровому образу жизни [9].

Шкала проявлений тревоги Тейлора выявлена нами, как одна из лучших оценок проявления личностной тревожности в различных ситуациях. Она была создана в 1953 году, основываясь на Миннесотский многофакторный личностный опросник MMPI. Оригинал опросника MAS строится на 50 утверждениях, ответ на которые предполагает только «да» или «нет». Опросник как правило длится 20–25 минут. Тестовые материалы преподносятся участникам на особой бумаге, на карточках, либо с помощью компьютерных технологий. Первоначально требуется проанализировать итоги шкалы лжи. С помощью этих ответов можно оценить склонен ли человек отвечать, как того желает общество. При наборе свыше 6 баллов, возможно решить, что человек не искренний [10].

Мы выяснили, что в русской психологии адаптированные под русскую аудиторию тесты, которые формулировались Т. А. Немчиновым и В. Г. Норакидзе. У шкалы Норакидзе есть «шкала лжи», строится на 60 вопросах.

Обсуждение результатов. Было выяснено, что формирование противостояния к тревожности и стрессовым состояниям у спортсменов имеет влияние на результаты предстоящих соревнований и формирование дальнейшей мотивации. Поэтому каждый тренер должен уделять вопросу формирования стрессоустойчивости своих подопечных должное внимание.

Исследование методик по данной проблеме показало, что существует различные формы анализа уровня тревоги и спортивной мотивации в современной и зарубежной психологии. Каждая из методик имеет одну направленность — выявление уровня тревожности у человека, влияние данного уровня на мотивацию к профессиональной деятельности.

Применение указанных методик позволит:

  1. Выявить мотивационные проблемы спортсменов.
  2. Добиться положительной динамики показателей мотивации и функционального состояния как в рамках одного (первого) предсоревновательного периода, так и окологодичного цикла тренировки.
  3. Позволят повысить результативность ведения спортсменами соревновательной деятельности.

Литература:

  1. Цыганок Т. В., Сунгурова А. В., Окунева Д. М. Регуляция психоэмоционального состояния спортсмена во время соревновательного периода. // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href=«https://scienceforum.ru/2014/article/2014003844">https://scienceforum.ru/2014/article/2014003844(дата обращения: 29.01.2023).
  2. Газматова, Х. К. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость организма человека / Х. К. Газматова, А. И. Рабаданова, Ш. М. Гайдарова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 6–2. — С. 247–251.
  3. Фельп, А. Мотивация в тренировке и соревновании / А. Фельп // Спортивный психолог. М., 2003. С. 87–92.
  4. Авраменко, Н. Н. Взаимосвязь успешности спортивной деятельности подростков с уровнем их тревожности / Н. Н. Авраменко, К. В. Полякова // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. — 2020. — Т. 3. — № 2(7). — С. 46–55. — EDN PTSFFP.
  5. Миронова Т. Л./ Особенности я — образа студентов — психологов со средним уровнем перфекционизма. Вестник Бурятского государственного университета. 2015. No 5. С. 19–27.
  6. Ковылин, В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В. С. Ковылин // Личность в меняющемся мире.2017
  7. «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера» (адаптация, модификация Ю. Л. Ханина) // www.stotestov.ru URL: https://www.stotestov.ru/опросник/шкала-реактивной-ситуативной-и-лично (дата обращения: 30.01.2023).
  8. Методика «Мотивы занятий спортом» // psy.wikireading.ru URL: https://psy.wikireading.ru/65085 (дата обращения: 30.01.2023).
  9. Мотивация учащихся к занятиям физкультуры // nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/03/02/testy-motivatsiya-uchashchikhsya-k-zanyatiyam (дата обращения: 30.01.2023).
  10. Шкала проявлений тревоги Тейлор, TMAS // psytests.org URL: https://psytests.org/anxiety/tmasB.html (дата обращения: 30.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, соревнование, спортсмен, методика, спортивная мотивация, высокий уровень тревожности, реактивная тревожность, соревновательная деятельность, тревожное состояние, физическая культура.


Похожие статьи

Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции подростков, занимающихся спортом

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационной сферы подростков, занимающихся спортом. Приведены результаты эмпирического исследования мотивационной направленности и волевой регуляции подростков. Математико-статистич...

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков

В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Взаимосвязь личностных особенностей и успешности соревновательной деятельности у юных футболистов

В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи личностных качеств футболистов и успешности их соревновательной деятельности.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД

Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД. В статье представлены результаты психологической диагностики и исследования взаимосвязи стрессоустойчивости ...

Похожие статьи

Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции подростков, занимающихся спортом

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационной сферы подростков, занимающихся спортом. Приведены результаты эмпирического исследования мотивационной направленности и волевой регуляции подростков. Математико-статистич...

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков

В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Взаимосвязь личностных особенностей и успешности соревновательной деятельности у юных футболистов

В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи личностных качеств футболистов и успешности их соревновательной деятельности.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД

Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД. В статье представлены результаты психологической диагностики и исследования взаимосвязи стрессоустойчивости ...

Задать вопрос