В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи личностных качеств футболистов и успешности их соревновательной деятельности.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, футбол, успешность.
В современном спорте все чаще достижения определяются не только физической, но и психологической подготовкой. Особенно ярко это выражено в соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность в футболе отличается высокой нервно-эмоциональной напряженностью. Поэтому ключевой становится роль тренера при подготовке футболистов к соревнованиям, а также учет индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
Для понимания специфики влияния соревновательной деятельности на развитие личности юных спортсменов важно понимать ключевые особенности этой деятельности. А. Г. Поливаев рассматривает соревновательную деятельность как специфическую двигательную активность человека и одновременно критерий эффективности спортивной подготовки отдельно взятого спортсмена или команды в целом [1]. С точки зрения В. В. Суворова соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов [3]. В целом, можно отметить, что соревновательная деятельность — это управляемая, осознаваемая психическая и физическая активность, направленная на достижение победы над соперником посредством соревновательных действий в специально созданных условиях противоборства и при соблюдении установленных на соревнованиях правилах [2].
Соревновательная деятельность спортсменов осуществляется непосредственно в соревнованиях. Соревнования — ключевая особенность спорта. Содержание соревнований и факторы, обусловливающие высокий спортивный результат, служат основным ориентиром при планировании подготовки спортсменов. По своей сути, соревновательная деятельность — не что иное, как маркер эффективности занятий спортом отдельного спортсмена или целой команды. При этом В. В. Суворов отмечает, что соревновательная деятельность позволяет не только определить сильнейшего спортсмена, но и проранжировать всех спортсменов, принимающих участие в этих соревнованиях: от первого до последнего места. Для этого соревновательная деятельность должна иметь четкий регламент, судейство [3].
Важным аспектом любой соревновательной деятельности является оценка ее успешности. В футболе успешность соревновательной деятельности определяется количеством забитых мячей командой. Но невозможно не учитывать и индивидуальный вклад каждого спортсмена в общий результат команды.
Достаточно большое количество исследований в отечественной науке посвящены проблемам подготовки и адаптации к соревнованиям в различных видах спорта (М. А. Кузьмин, А. Н. Николаев, В. Ф. Сопов и др.). Соревновательная подготовка является компонентом спортивной подготовки и в той или иной форме имеет место на протяжении всей спортивной карьеры. Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы спортсмены научились в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки. Наиболее пристальное внимание в соревновательной подготовке уделяется эмоциональному состоянию спортсменов, тогда как вопросы учета личностных особенностей спортсменов и их роль в успешности соревновательной деятельности практически не учитываются. Многочисленные исследования позволяют говорить о том, что для футболистов характерны такие личностные особенности, как стремление к лидерству, самоконтроль, высокая эмоциональная устойчивость, расчетливость, уверенность в себе, общительность, настойчивость, инициативность, склонность к риску. Однако, практически нет исследований, обнаруживающих связь между личностные особенностями подростков и успешностью их соревновательной деятельности [4].
Это определило актуальность исследования, проведенного в 2021–2022 учебном году на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 3 города Орла». Цель исследования — выявить, какие личностные качества футболистов в большей степени обеспечивают успешность их соревновательной деятельности. Задачи исследования: выявить личностные особенности юных футболистов; изучить успешность соревновательной деятельности футболистов; выявить взаимосвязь личностных особенностей футболистов с их успешностью в соревновательной деятельности.
В исследовании приняли участие 60 юных футболистов в возрасте 12–14 лет и 9 тренеров-преподавателей. На первом этапе исследования с помощью подросткового варианта теста Кеттелла были изучены личностные особенности подростков. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Личностные качества подростков, занимающихся футболом
Факторы* |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
O |
Q3 |
Q4 |
Среднее значение в стенах |
6,5 |
5,7 |
5,3 |
4,1 |
4,3 |
5,7 |
4,8 |
6,4 |
4,6 |
4,6 |
4,0 |
4,5 |
*Замкнутость/общительность (A);
Интеллект (B);
Эмоциональная стабильность / эмоциональная нестабильность (C);
Беспокойность / уравновешенность (D);
Подчиненность/доминантность (E);
Сдержанность/экспрессивность (F);
Моральная нормативность (G);
Робость/смелость (H);
Практицизм/чувствительность (I);
Самоуверенность — склонность к чувству вины (O);
Самоконтроль (Q3);
Расслабленность/напряженность (Q4).
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что футболисты по большинству личностных факторов имеют средние значения. По шкале А (шизотимия-аффектомия) большинство подростков имеют оценки с тенденцией к завышению, что свидетельствует о легкости в общении, доброжелательности, склонности к сотрудничеству, а также высоком уровне развития способности к сопереживанию.
По шкале D (флегматичность-возбудимость), большинство подростков имеют оценки с тенденцией к занижению, что позволяет говорить об их сдержанности, неторопливости, склонности к самоуничижению. По шкале Е (пассивность-доминантность) футболисты, также имеют низкие оценки. Это характеризует их, как уступчивых, зависящих от других людей.
Шкала О (самоуверенность — склонность к чувству вины). По этой шкале подростки имеют оценки с тенденцией к занижению. Это свидетельствует о том, что для юных футболистов в большей степени характерны спокойность, невозмутимость, уверенность в себе. невозмутимые и спокойные. По шкале Q3 (степень самоконтроля) подростки имеют низке оценки. Это значит, что они не обращают внимания на социальные требования, они импульсивны в своем поведении, и, следовательно, подвержены ошибкам. Часто чувствуют себя неприспособленными к жизни.
На втором этапе исследования для оценки эффективности соревновательной деятельности подростков, занимающихся футболом, был разработан и предложен экспертный лист тренеру. Для экспертной оценки необходимо по шкале от 1 до 5 баллов оценить эффективность подростков в соревновательной деятельности по следующим критериям:
- Готовность брать на себя ответственность во время игры;
- Результативность (голы, передачи), для вратаря — «сухие» матчи;
- Стремление к победе;
- Потери, невынужденные ошибки;
- Самоотдача;
- Вера в себя;
- Техника;
- Физическая форма;
- Игровая дисциплина;
- Общая оценка эффективности соревновательной деятельности.
Результаты оценки успешности соревновательной деятельности подростков, занимающихся футболом, по мнению тренера, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели эффективности соревновательной деятельности подростков, занимающихся футболом, по мнению тренера
Показатель эффективности соревновательной деятельности |
Среднее значение |
Готовность брать на себя ответственность во время игры |
3,8 |
Результативность (голы, передачи), для вратаря — «сухие» матчи |
3,8 |
Стремление к победе |
4,4 |
Потери, невынужденные ошибки |
3,5 |
Самоотдача |
4,6 |
Вера в себя |
4,1 |
Техника |
4,3 |
Физическая форма |
4,4 |
Игровая дисциплина |
4,3 |
Общая оценка эффективности соревновательной деятельности |
4,2 |
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сказать, что наиболее сформированы, по мнению тренера, у футболистов такие аспекты соревновательной деятельности, как самоотдача (4,6), стремление к победе (4,4) и физическая форма (4,3). Наименее выражены: отсутствие невынужденных ошибок (3,5), готовность брать на себя ответственность (3,8) и результативность (3,8).
Для выявления взаимосвязи личностных особенностей подростков и успешности их соревновательной деятельности был проведен статистический анализ данных с использование критерия Спирмена. По результатам установлено, что наиболее важным личностным качеством, связанным с эффективностью соревновательной деятельности у подростков, занимающихся футболом, является фактор Н (смелость). Так, чем выше показатели смелости у подростков, тем в большей степени у них выражены готовность брать на себя ответственность (r s = 0.559), стремление к победе (r s = 0,479), самоотдача (r s = 0.48), игровая дисциплина (r s = 0,475) и общая эффективность соревновательной деятельности (r s = 0,483).
Таким образом, был сделан вывод, что наиболее значимым качеством для футболистов в подростковом возрасте является смелость. Развитие этого качества позволит повысить результативность соревновательной деятельности. При этом, можно предположить, что соревновательная деятельность в футболе, прежде всего, развивает у юных спортсменов смелость. Полученные в исследовании данные можно использовать в практике тренерской работы для подготовки футболистов к соревновательной деятельности.
Литература:
- Поливаев, А. Г. Анализ показателей соревновательной деятельности мини-футболистов на чемпионате Европы на основе расчета коэффициента полезности игрока / А. Г. Поливаев // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 3. — С. 75–77.
- Суворов В. В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учёта структуры соревновательной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Краснодар, 1996. — 160 с.
- Суворов В. В. Возрастные особенности соревновательной деятельности юных футболистов: учебно-методическое пособие / В. В. Суворов. — Краснодар, 2000. — 40с.
- Чернов, Г.В., Горбачева, О. А. Футбол как средство формирования личности подростков / Г. В. Чернов, О. А. Горбачева // Автономия личности. — 2020. — № 2(22). — С. 95–98.