Представления о нормах и личностные особенности у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.11.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Сладкова, Е. Н. Представления о нормах и личностные особенности у подростков / Е. Н. Сладкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 342-345. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119582/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье исследуются представления о поведенческих нормах и их связь с личностными особенностями у подростков. Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания механизмов формирования нормативных установок в условиях быстро меняющегося общества. Целью исследования является выявление взаимосвязей между личностными чертами подростков и их восприятием поведенческих норм. В работе рассматриваются теоретические аспекты, связанные с влиянием социокультурных факторов на формирование представлений о нормах, а также проводится эмпирическое исследование, направленное на проверку ряда гипотез. Полученные данные свидетельствуют о наличии значимых корреляций между некоторыми личностными характеристиками и поведенческими установками подростков. Результаты исследования позволяют предложить ряд рекомендаций для улучшения условий воспитания и социализации молодежи.

Ключевые слова: поведенческие нормы, личностные особенности, подростковый возраст, тревожность, стеничность, экстраверсия, антисоциальное поведение, школьное благополучие, социализация, нормативные установки.

Введение

Поведенческие нормы, являющиеся показателем культурного развития и благополучия социума, всегда играли важную роль и остаются значимыми. Подобные моральные императивы изменчивы и адаптируются к условиям окружающего мира. Особенно важным представляется изучение момента формирования представлений о поведенческих нормах, становления идентичности и развития личностных качеств, которые влияют на будущее как отдельного индивида, так и всего общества.

Подростковый возраст традиционно привлекает особое внимание психологов, поскольку именно в этот период происходит формирование облика нового поколения. [1; 2] Важно исследовать, каким образом личностные особенности подростков связаны с их восприятием поведенческих норм, пониманием допустимого и недопустимого поведения, а также выбором жизненных ориентиров. Школа, семья и социальные институты играют ключевую роль в этом процессе, формируя механизмы социальной адаптации и прогрессу.

Современная тенденция к пересмотру норм поведения и характеру личностной идентификации делает актуальным понимание того, как новое поколение воспринимает происходящие изменения. [3] Исследование личностных характеристик подростков позволяет строить прогнозы и разрабатывать рекомендации по улучшению условий их воспитания и обучения. Важнейшей задачей является подготовка подростков к жизни в информационном обществе, развитие критического мышления и сохранение традиционных ценностей.

Несмотря на значительный интерес к данной теме среди ученых, степень её научной разработанности остается недостаточной для полного осмысления и практического применения. Исследования подросткового возраста активизировались в конце XX века, когда распространение субкультур и средств массовой информации стало оказывать значительное влияние на молодежь. Однако эта тема привлекала внимание еще задолго до этого, благодаря работам таких известных отечественных учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. С. Мясищев, и зарубежных исследователей, таких как Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Д. Левинсон, Н. Брэндден, М. Хайдеггер, М. Фишер, К. Левин, С. Розенберг и многих других. [1; 2; 4; 5; 6; 7; 8]

Л. С. Выготский рассматривал подростковый возраст как специфическое историческое явление, зависящее от уровня развития общества. Он подчеркивал, что продолжительность и качество этого этапа существенно различаются в зависимости от социального контекста. Переходный период характеризуется кризисным состоянием, временем переосмысления норм и ценностей. В неблагоприятных условиях, где отсутствуют возможности для рефлексии, подростковый этап либо сокращается, либо вовсе исчезает.

Мы предполагаем наличие значимых связей между следующими признаками:стеничность и антисоциальное поведение связаны прямой корреляцией, что означает, что повышение уровня стеничности у подростков сопровождается увеличением проявлений антисоциального поведения; тревожность и субъективная небезопасность также связаны прямой корреляционной зависимостью, предполагая, что увеличение уровня тревожности ведет к усилению ощущения небезопасности у подростков; между тревожностью и антисоциальным поведением ожидается обратная корреляция, то есть снижение уровня тревожности связано с повышением вероятности антисоциальных действий; экстраверсия и школьное благополучие находятся в прямой коррелятивной зависимости, что говорит о том, что более экстравертированные подростки чаще испытывают чувство удовлетворенности и комфорта в школьной среде; интроверсия и школьное благополучие, напротив, связаны обратной корреляцией: усиление интровертированных черт приводит к снижению чувства благополучия в школе.

Обзорный анализ литературных источников

Понятия поведенческих норм являются сложными и многогранными, что обусловливает необходимость тщательного анализа теоретической основы и синтеза существующих исследований. В данной работе были рассмотрены различные трактовки и употребления термина «нормы», что позволило сузить фокус исследования и определить понятийный аппарат. Для этого использовались труды социально ориентированных психологов прошлого и современные исследования, посвящённые данному вопросу.

Одной из ключевых тем является влияние социокультурных факторов на формирование представлений о нормах у подростков. Работы Л. С. Выготского и других значимых исследователей подчёркивают, что подростковый возраст представляет собой переломный этап, характеризующийся формированием самосознания, идентичности и нравственных ориентиров. В этот период подросток начинает активно искать своё место в обществе, определяя границы допустимого и недопустимого поведения. При этом важно отметить, что моральные установки не могут быть навязаны извне, а формируются самим подростком, хотя взрослые могут оказать поддержку в этом процессе. [1]

Также следует обратить внимание на понятие девиации, которое рассматривается как отклонение от социально приемлемого поведения. Л. С. Выготский указывает на то, что границы девиантного поведения определяются индивидуально каждым человеком, что подчеркивает важность исследования персональных представлений подростков о данном феномене.

Особое значение в подростковом возрасте приобретает семья, несмотря на то что она может отходить на второй план в иерархии приоритетов подростка. Исследования показывают, что атмосфера в семье оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и общее благополучие подростка, тогда как школа и друзья имеют менее выраженное воздействие.

Критически оценивая существующие исследования, можно заметить, что большинство из них сосредоточено на изучении отдельных аспектов поведенческих норм и их влияния на подростков. [11] Однако недостаточно внимания уделяется комплексному подходу, который бы учитывал все факторы, влияющие на формирование норм у подростков. Кроме того, мало изучена динамика изменений поведенческих норм в современном обществе, особенно в условиях быстрого технологического и информационного прогресса.

На основе анализа теоретических основ и критики существующих исследований можно сделать несколько выводов. Во-первых, необходимо признать важность междисциплинарного подхода к исследованию поведенческих норм у подростков, который объединял бы усилия социологов, психологов и педагогов. Такой подход позволил бы получить более полное представление о механизмах формирования норм и факторах, влияющих на этот процесс.

Во-вторых, требуется дальнейшее изучение динамики изменений поведенческих норм, особенно учитывая влияние современных технологий и информационных потоков на сознание подростков. Это поможет лучше понимать, как меняется социальная среда и какие последствия это может иметь для будущих поколений. Личность подростка является динамичной структурой, подверженной постоянным изменениям. Поэтому крайне важно учитывать индивидуальные особенности каждого подростка при исследовании его представлений о поведенческих нормах.

Методики исследования:

– Индивидуально-типологический опросник личности; за авторством: Собчик Л. Н.; [12]

– Госпитальная шкала тревожности и депрессии, HADS; за авторством: ЗигмондА. С.,СнайтР. П.; [13]

Опросник поведенческих норм и школьного климата; за авторством: Бочавера А. А., Корнеева А. А., Хломова К. Д. [14]

Результатыисследования

Межполовые сравнения показали незначительные различия, но некоторые параметры оказались близкими к нижней границе значимости. Так, у девочек в возрасте 13–15 лет уровень агрессивности и проявления антисоциального поведения выше, чем у мальчиков того же возраста. Девочки также реже оценивают свое школьное благополучие положительно по сравнению с мальчиками.

Частично подтвердились выдвинутые гипотезы. Установлена прямая корреляционная зависимость между следующими параметрами:

– Стеничность и антисоциальное поведение;

– Тревожность и субъективная небезопасность;

– Экстраверсия и школьное благополучие.

Однако гипотезы о наличии обратной корреляции между тревожностью и антисоциальным поведением, а также между интроверсией и школьным благополучием не получили подтверждения.

Кроме того, были обнаружены неожиданные взаимосвязи:

– Спонтанность связана с проявлением антисоциального поведения;

– Депрессивность коррелирует со стеничностью.

На основании полученных данных разработаны рекомендации и предложен комплекс коррекционных мероприятий, направленных на предотвращение нарушений восприятия и соблюдения поведенческих норм среди подростков как в школьных учреждениях, так и за их пределами.

Выводы

Исследование показало, что в подростковом возрасте личностные черты оказывают значительное влияние на восприятие и соблюдение поведенческих норм. Прямая связь между такими характеристиками, как стеничность, тревожность и экстраверсия, с различными аспектами поведения подтверждает важность учета индивидуальных особенностей подростков при разработке программ поддержки и коррекции.

Некоторые неожиданности, такие как повышенная агрессивность и антисоциальность у девочек-подростков, требуют дополнительного изучения и разработки специализированных подходов к работе с этой группой. Также важно учесть выявленные корреляционные связи между спонтанностью и депрессивностью, которые могут служить индикаторами потенциальных проблем в поведении подростков.

Разработанный комплекс коррекционных мер направлен на создание благоприятных условий для формирования здорового отношения к нормам поведения и профилактики девиаций. Особое внимание следует уделить работе с родителями и педагогами, чтобы обеспечить гармоничное развитие подростков в условиях современного общества.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педология подростка. М., 1929–1931.
  2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва: Мысль, 1975. — 335 с.
  3. Королева Д. О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016.
  4. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. — 4-е изд. — Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та;
  5. Эльконин, Д. Ф. Психология развития / Д. Ф. Эльконин. — Москва: Педагогика, 1974. — 232 с.
  6. Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. — Б. м.: Пучина, 1925.. — 125–141 с.
  7. Эдуард Шпрангер, Шарлотта Бюлер // Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Что такое пубертатный период
  8. Штерн В. Язык детей. 1907.
  9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.
  10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
  11. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3.. — 255–263- с.
  12. Собчик, Людмила Николаевна (1930-).
  13. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики / Людмила Собчик. — СПб.: Речь, 2005 (ГУП Тип. Наука). — 621, [1] с.: ил., табл.; 23 см. — (Мэтры мировой психологии).;
  14. A. S. Zigmond, R. P. Snaith. The hospitalanxietyanddepressionscale // ActaPsychiatricaScandinavica, 1983. Jun 67(6).
  15. Бочавер А. А., Корнеев А. А., Хломов К. Д. (2023) Опросник поведенческих норм и школьного климата. Вопросы образования.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, норма, антисоциальное поведение, школьное благополучие, подросток, HADS, значительное влияние, недопустимое поведение, современное общество, формирование представлений.


Ключевые слова

социализация, личностные особенности, подростковый возраст, тревожность, экстраверсия, школьное благополучие, поведенческие нормы, стеничность, антисоциальное поведение, нормативные установки

Похожие статьи

Задать вопрос