Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции подростков, занимающихся спортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 16.06.2019

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Нураева, Э. Р. Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции подростков, занимающихся спортом / Э. Р. Нураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60755/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационной сферы подростков, занимающихся спортом. Приведены результаты эмпирического исследования мотивационной направленности и волевой регуляции подростков. Математико-статистический анализ не позволил выявить взаимосвязь между исследуемыми признаками.

Ключевые слова: мотивационная направленность, сила воли, подростки, спортсмены.

Выяснение факторов, которые способствуют тому, что молодые спортсмены, подающие большие надежды в юношеском футболе, теряют мотивацию, прекращают развиваться, перестают быть требовательными к себе и в итоге бросают занятия футболом вообще, заслуживает особого внимания спортивных психологов, потому что эта проблема очень актуальна [4].

У человека есть два разных мотива, которые функционально связаны с деятельностью — мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Мотивация успеха, конечно, носит положительный характер. При данном виде мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха [5].

Мотивация к занятию спортом связана со многими психическими характеристиками, в том числе и с волевыми. Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т. е. служит механизмом самомобилизации [2]. Для выяснения наличия связи мотивации и волевых характеристик нами было проведено исследование.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между мотивационной направленностью и волевой регуляцией. Для достижения поставленной цели мы использовали следующий диагностический инструментарий: методика определения направленности личности — на достижение успеха/ избегание неудачи (А. А. Реан), которая позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет поведение человека: желание добиться успеха или избежать неудачи [1]; тест «Самооценка силы воли» Н. Н. Обозова, предназначенная для обобщенной характеристики проявления силы воли [2]. Для выявления статистической взаимосвязи использовался коэффициент линейной ранговой корреляции Спирмена [3]. В исследовании приняли участие 25 воспитанников «Футбольной школы «Уфа»» на базе футбольного клуба «Уфа» в возрасте от 14 до 17 лет.

Полученные в ходе проведенного исследования мотивационной направленности результаты представлены на рис. 1, по которому можно увидеть, что у 88 % испытуемых преобладает мотивация к достижению успеха. Данная направленность относится к позитивной мотивации: принимаясь за дело, человек стремится к достижению цели, созиданию, надеется получить позитивные результаты. В основе его активности лежит потребность в достижении высоких результатов и на основании этого — высокой самооценки. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных задач. У 12 % спортсменов мотивационный полюс ярко не выражен, но есть тенденция к достижению успеха, т. е. они ориентированы скорее на достижение успеха, чем на избегание неудач. Мотивация к избеганию неудач и ее тенденция у испытуемых выявлены не были.

Рис. 1. Мотивационная направленность

Результаты по исследованию уровня силы воли представлены на рис. 2, где показано, что у 64 % испытуемых большая сила воли. Это характеризует их как очень волевых людей. Средней силой воли обладают 36 % спортсменов. Такие личности действуют в различных ситуациях по-разному, иногда проявляют уступчивость и податливость, а иногда — настойчивость и упорство. Наличие слабой силы воли у испытуемых выявлено не было.

Рис. 2. Уровень силы воли

Проверка гипотезы путем математической статистики не позволила выявить корреляционную связь между мотивационной направленностью и волевой регуляцией личности (= -0,059; p≥0.05). Таким образом, гипотеза о том, что мотивационная направленность личности связана с силой воли не нашла своего подтверждения в рамках данного исследования.

Итак, результаты проведенного нами исследования не позволяют говорить о том, что мотивационная направленность личности связана с силой воли. Однако мы считаем, что эти признаки имеют взаимосвязь, и имеет смысл проведение дополнительных исследований.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002–512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  2. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  3. Математические методы обработки данных в психологии: учебно-методическое пособие / И. Н. Нестерова — Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. — 146 с.
  4. Москвин, В. А. Волевая регуляция и мотивация футболистов 15–17 лет / В. А. Москвин, Н. В. Москвина, Н. С. Шумова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014, No3. — С.125–132.
  5. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
Основные термины (генерируются автоматически): мотивационная направленность, достижение успеха, волевая регуляция, избегание неудач, мотивационная направленность личности, сила воли, уровень силы воли.


Похожие статьи

Особенности мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в спортивной деятельности

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационных предпочтений подростков, занимающихся спортом, в контексте их успешности. Приведены результаты эмпирического исследования и последующий сравнительный анализ мотивационны...

Взаимосвязь тревожности и спортивной мотивации

В статье рассматриваются процессы взаимосвязи уровня тревожности и спортивной мотивации. Актуальность заключается в выявлении сведений влияния данного процесса на результаты соревновательной деятельности. Представлен теоретический анализ исследований...

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков

В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.

Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости

Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрас...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Похожие статьи

Особенности мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в спортивной деятельности

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационных предпочтений подростков, занимающихся спортом, в контексте их успешности. Приведены результаты эмпирического исследования и последующий сравнительный анализ мотивационны...

Взаимосвязь тревожности и спортивной мотивации

В статье рассматриваются процессы взаимосвязи уровня тревожности и спортивной мотивации. Актуальность заключается в выявлении сведений влияния данного процесса на результаты соревновательной деятельности. Представлен теоретический анализ исследований...

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков

В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.

Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости

Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрас...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Задать вопрос