Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенность развития эмоциональной сферы младших школьников

Психология
16.11.2025
13
Поделиться
Библиографическое описание
Суворинова, О. С. Особенность развития эмоциональной сферы младших школьников / О. С. Суворинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130233.


Эмоциональная сфера личности представляет собой сложную систему субъективных переживаний и чувств, отражающих её отношение к внешнему миру и к самой себе. Так, советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн утверждает, что эмоции являются ключевыми элементами субъективного опыта, определяющими ценностное отношение человека к окружающей действительности. Советский и российский психолог Р. С. Немов рассматривает эмоции как переживания, связанные с удовлетворением или фрустрацией базовых потребностей индивида. [3]

Эмоциональная сфера младших школьников, охватывающая возрастной диапазон от 6 до 10 лет, характеризуется значительными биологическими и психологическими изменениями. В этот период происходит интенсивное развитие эмоциональной компетентности, обусловленное взаимодействием с социальной средой и участием в различных видах деятельности, таких как учебная, игровая и трудовая. Младшие школьники проявляют высокую впечатлительность, возбудимость и гибкость в восприятии нового и необычного, при этом они уже обладают определенной степенью контроля над своими эмоциональными проявлениями. Это свидетельствует о развитии у них способности к осознанной регуляции эмоций, что проявляется в умении скрывать или демонстрировать свои чувства в соответствии с социальными нормами и контекстом. [2]

В настоящее время развитие эмоциональной сферы младших школьников приобретает особую актуальность, так как в этот период можно эффективно корректировать их эмоциональный фон и формировать нормы социального поведения. Например, американский психолог К. Е. Изард выделил фундаментальные эмоции, такие как интерес, радость, страдание, удивление, гнев, отвращение, презрение, стыд и страх, которые могут комбинироваться, образуя сложные эмоциональные состояния, такие как тревожность.

В развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста могут наблюдаться отклонения, обусловленные различными факторами, такими как темперамент, стиль воспитания, семейные условия, усталость и стресс. Эти отклонения можно классифицировать на три основные группы: тревожность, агрессивность и эмоциональная расторможенность.

Тревожность проявляется в повышенной ранимости, страхах и застенчивости, часто связанных с учебной деятельностью. Агрессивность характеризуется постоянными конфликтами, оскорблениями и вербальной агрессией. Эмоциональная расторможенность выражается в бурных реакциях на различные события, сопровождающихся истероидными проявлениями. [2]

Западные психологи подчеркивают, что процесс социализации сопровождается тревогой, которая выполняет адаптивную функцию, помогая избегать негативных переживаний. Школьная тревожность, связанная с учебным процессом, ответственностью и оценкой, является одним из наиболее распространенных видов тревожных состояний у младших школьников.

Советским учёным-психологом, доктором психологических наук, профессором А. М. Прихожан было проведено исследование динамики тревожности и выявлено её повышение в 1-м и 4-м классах, что связано с новыми учебными задачами и подготовкой к переходу в среднее звено. [4]

Также отклонения в эмоциональной сфере могут быть связаны с неудовлетворенностью базовых потребностей, таких как потребность в признании, любви и безопасности. В современном обществе наблюдается дефицит сочувствия и готовности к помощи, а также сокращение учебных дисциплин, направленных на развитие эмоционально-ценностного восприятия и образного мышления, что может способствовать формированию грубости и цинизма у младших школьников.

Эмоции младших школьников отличаются многообразием и насыщенностью, включая радость от похвалы, печаль от неудач, страх перед ошибками, восторг от достижений, злость на обидчиков, надежду на успех и обиду. В этот период начинает формироваться социальная эмоциональность, проявляющаяся в таких чувствах, как ответственность и сопереживание. Индивидуальная вариативность в эмоциональном развитии детей данного возраста значительна: у одних преобладает позитивный эмоциональный фон, у других — негативный. [6]

В свою очередь советские психологи С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский подчеркивали, что с возрастом у детей изменяются эмоциональные реакции, при этом эмоции не подавляются, а развиваются в контексте интеллектуального и социального роста. [5]

Немецкий психолог и лингвист К. Бюлер отмечал, что с возрастом меняется восприятие удовольствия в игровой деятельности: от достижения результата у младших детей до предвосхищения удовольствия у более старших. Это наблюдение имеет важное значение для педагогов, работающих с младшими школьниками через игровые методы. [6]

Большинство ученых пришли к выводу о существовании нескольких уровней развития эмоциональной сферы человека. Простейшие эмоциональные процессы, такие как органические, двигательные и секреторные реакции, являются врожденными и принадлежат к числу базовых инстинктивных механизмов. В процессе развития эмоции утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и преобразуются в сложные формы высших эмоций, такие как социальные, интеллектуальные и эстетические. Экспериментальные данные подтверждают, что эмоции обусловлены как внутренними потребностями (мотивацией), так и внешними факторами (ситуацией). [4]

Необходимо отметить, что благополучие эмоционального состояния младших школьников во многом определяется качеством их взаимоотношений с взрослыми (учителями, родителями), сверстниками и социальным статусом в коллективе. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой степенью нестабильности, что обусловлено продолжающимся процессом дифференциации и углубления эмоциональных реакций.

Младший школьник является уязвимой и восприимчивой личностью, легко впитывающей эмоции и поведенческие паттерны окружающих. В этом возрасте дети еще не обладают достаточной степенью самоконтроля и склонны копировать поведение взрослых или сверстников, что может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Роль педагога в формировании эмоциональной культуры и развитии способности к осознанной регуляции эмоций является ключевой. Это способствует развитию у ребенка чуткости, эмпатии и социальных навыков, которые будут востребованы в будущем. [7]

В заключение хочется отметить, что эмоциональная сфера младших школьников активно развивается, и к концу этого возрастного периода дети начинают осознавать и контролировать свои эмоциональные реакции. Однако младшие школьники часто испытывают трудности в распознавании и интерпретации своих эмоций, что требует целенаправленного развития эмоциональной компетентности. Включение специальных программ и методов в учебный процесс, направленных на развитие эмоциональной сферы, может значительно повысить уровень эмоционального благополучия и социальной адаптации младших школьников.

Литература:

  1. Новикова Л. М. Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. 1–4 классы/ Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. // М.: Эксмо, 2009. С.384.;
  2. Маграквелидзе А. А. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников./ А. А. Макраквелидзе.// Алтайский государственный педагогический университет, 2017.С. 26–30 [Электронный ресурс]. https://elibrary.ru/item.asp?id=32433520 ;
  3. Бондарева П. Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников/ П. Г. Бондарева//статья в журнале — научная статья //2022.С. 108–116. [Электронный ресурс]. https://elibrary.ru/item.asp?id=49329781 ;
  4. Марцинковская Т. Д., Григорович Л. А. Психология и педагогика: учеб./ Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович // М.: Проспект//-2009., -С. 464. (156–171.)
  5. Савенков А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего и профессионального образования//Издательство Юрайт, 2020. С. 300–317. [Электронный ресурс] https://urait.ru/bcode/456503 .;
  6. Ахутин О. Б. Школьная среда как предмет измерения// Народное образование, 2019. С. 432.
  7. Куликова А. А. Изучение эмоциональной сферы младших школьников// Инфоурок [Электронный ресурс] ttps://infourok.ru/kursovaya-izuchenie-emocionalnoj-sfery-mladshih-shkolnikov-5297431.html.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 491-493):
Часть 7 (стр. 439-513)
Расположение в файле:
стр. 439стр. 491-493стр. 513

Молодой учёный