Эмоциональная сфера личности представляет собой сложную систему субъективных переживаний и чувств, отражающих её отношение к внешнему миру и к самой себе. Так, советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн утверждает, что эмоции являются ключевыми элементами субъективного опыта, определяющими ценностное отношение человека к окружающей действительности. Советский и российский психолог Р. С. Немов рассматривает эмоции как переживания, связанные с удовлетворением или фрустрацией базовых потребностей индивида. [3]
Эмоциональная сфера младших школьников, охватывающая возрастной диапазон от 6 до 10 лет, характеризуется значительными биологическими и психологическими изменениями. В этот период происходит интенсивное развитие эмоциональной компетентности, обусловленное взаимодействием с социальной средой и участием в различных видах деятельности, таких как учебная, игровая и трудовая. Младшие школьники проявляют высокую впечатлительность, возбудимость и гибкость в восприятии нового и необычного, при этом они уже обладают определенной степенью контроля над своими эмоциональными проявлениями. Это свидетельствует о развитии у них способности к осознанной регуляции эмоций, что проявляется в умении скрывать или демонстрировать свои чувства в соответствии с социальными нормами и контекстом. [2]
В настоящее время развитие эмоциональной сферы младших школьников приобретает особую актуальность, так как в этот период можно эффективно корректировать их эмоциональный фон и формировать нормы социального поведения. Например, американский психолог К. Е. Изард выделил фундаментальные эмоции, такие как интерес, радость, страдание, удивление, гнев, отвращение, презрение, стыд и страх, которые могут комбинироваться, образуя сложные эмоциональные состояния, такие как тревожность.
В развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста могут наблюдаться отклонения, обусловленные различными факторами, такими как темперамент, стиль воспитания, семейные условия, усталость и стресс. Эти отклонения можно классифицировать на три основные группы: тревожность, агрессивность и эмоциональная расторможенность.
Тревожность проявляется в повышенной ранимости, страхах и застенчивости, часто связанных с учебной деятельностью. Агрессивность характеризуется постоянными конфликтами, оскорблениями и вербальной агрессией. Эмоциональная расторможенность выражается в бурных реакциях на различные события, сопровождающихся истероидными проявлениями. [2]
Западные психологи подчеркивают, что процесс социализации сопровождается тревогой, которая выполняет адаптивную функцию, помогая избегать негативных переживаний. Школьная тревожность, связанная с учебным процессом, ответственностью и оценкой, является одним из наиболее распространенных видов тревожных состояний у младших школьников.
Советским учёным-психологом, доктором психологических наук, профессором А. М. Прихожан было проведено исследование динамики тревожности и выявлено её повышение в 1-м и 4-м классах, что связано с новыми учебными задачами и подготовкой к переходу в среднее звено. [4]
Также отклонения в эмоциональной сфере могут быть связаны с неудовлетворенностью базовых потребностей, таких как потребность в признании, любви и безопасности. В современном обществе наблюдается дефицит сочувствия и готовности к помощи, а также сокращение учебных дисциплин, направленных на развитие эмоционально-ценностного восприятия и образного мышления, что может способствовать формированию грубости и цинизма у младших школьников.
Эмоции младших школьников отличаются многообразием и насыщенностью, включая радость от похвалы, печаль от неудач, страх перед ошибками, восторг от достижений, злость на обидчиков, надежду на успех и обиду. В этот период начинает формироваться социальная эмоциональность, проявляющаяся в таких чувствах, как ответственность и сопереживание. Индивидуальная вариативность в эмоциональном развитии детей данного возраста значительна: у одних преобладает позитивный эмоциональный фон, у других — негативный. [6]
В свою очередь советские психологи С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский подчеркивали, что с возрастом у детей изменяются эмоциональные реакции, при этом эмоции не подавляются, а развиваются в контексте интеллектуального и социального роста. [5]
Немецкий психолог и лингвист К. Бюлер отмечал, что с возрастом меняется восприятие удовольствия в игровой деятельности: от достижения результата у младших детей до предвосхищения удовольствия у более старших. Это наблюдение имеет важное значение для педагогов, работающих с младшими школьниками через игровые методы. [6]
Большинство ученых пришли к выводу о существовании нескольких уровней развития эмоциональной сферы человека. Простейшие эмоциональные процессы, такие как органические, двигательные и секреторные реакции, являются врожденными и принадлежат к числу базовых инстинктивных механизмов. В процессе развития эмоции утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и преобразуются в сложные формы высших эмоций, такие как социальные, интеллектуальные и эстетические. Экспериментальные данные подтверждают, что эмоции обусловлены как внутренними потребностями (мотивацией), так и внешними факторами (ситуацией). [4]
Необходимо отметить, что благополучие эмоционального состояния младших школьников во многом определяется качеством их взаимоотношений с взрослыми (учителями, родителями), сверстниками и социальным статусом в коллективе. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой степенью нестабильности, что обусловлено продолжающимся процессом дифференциации и углубления эмоциональных реакций.
Младший школьник является уязвимой и восприимчивой личностью, легко впитывающей эмоции и поведенческие паттерны окружающих. В этом возрасте дети еще не обладают достаточной степенью самоконтроля и склонны копировать поведение взрослых или сверстников, что может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Роль педагога в формировании эмоциональной культуры и развитии способности к осознанной регуляции эмоций является ключевой. Это способствует развитию у ребенка чуткости, эмпатии и социальных навыков, которые будут востребованы в будущем. [7]
В заключение хочется отметить, что эмоциональная сфера младших школьников активно развивается, и к концу этого возрастного периода дети начинают осознавать и контролировать свои эмоциональные реакции. Однако младшие школьники часто испытывают трудности в распознавании и интерпретации своих эмоций, что требует целенаправленного развития эмоциональной компетентности. Включение специальных программ и методов в учебный процесс, направленных на развитие эмоциональной сферы, может значительно повысить уровень эмоционального благополучия и социальной адаптации младших школьников.
Литература:
- Новикова Л. М. Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. 1–4 классы/ Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. // М.: Эксмо, 2009. С.384.;
- Маграквелидзе А. А. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников./ А. А. Макраквелидзе.// Алтайский государственный педагогический университет, 2017.С. 26–30 [Электронный ресурс]. https://elibrary.ru/item.asp?id=32433520 ;
- Бондарева П. Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников/ П. Г. Бондарева//статья в журнале — научная статья //2022.С. 108–116. [Электронный ресурс]. https://elibrary.ru/item.asp?id=49329781 ;
- Марцинковская Т. Д., Григорович Л. А. Психология и педагогика: учеб./ Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович // М.: Проспект//-2009., -С. 464. (156–171.)
- Савенков А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего и профессионального образования//Издательство Юрайт, 2020. С. 300–317. [Электронный ресурс] https://urait.ru/bcode/456503 .;
- Ахутин О. Б. Школьная среда как предмет измерения// Народное образование, 2019. С. 432.
- Куликова А. А. Изучение эмоциональной сферы младших школьников// Инфоурок [Электронный ресурс] ttps://infourok.ru/kursovaya-izuchenie-emocionalnoj-sfery-mladshih-shkolnikov-5297431.html.

