В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников.
Ключевые слова : младший школьный возраст, тревожность.
Глубокое понимание возрастных особенностей человека позволяет быстро найти источник проблем и трудностей, с которыми он может столкнуться в своей жизни. Знание основ возрастной психологии позволяет подобрать максимально адекватные способы коррекции.
В своей работе мы уделяем большое внимание анализу характеристик представителей младшего школьного возраста. Данный возраст является сензитивным для формирования у ребенка учебной мотивации.
Младший школьный возраст выпадает на период от 7 до 11 лет [1]. В этом возрасте ребенок попадает в новую ситуацию развития — поступает в школу. В рамках школьной среды он научается взаимодействовать в коллективе, принимает на себя новую роль — роль ученика. Освоение новой роли требует больших усилий, так как для этого необходимо мобилизовать все психические процессы и психические функции. Особенно активно в этом возрасте развивается интеллектуальная сфера ребенка.
Основным видом мышления в данном возрасте является образное мышление. Обучение детей в первом классе протекает с опорой на наглядный материал. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.
Кроме мышления, активному развитию подлежат такие процессы, как внимание, память, воображение. К младшему школьнику предъявляют определенные требования к развитию данных психических функций. Он должен уметь запоминать определенный материал в установленные сроки, уметь воспроизводить его в своей деятельности. Можно говорить о том, что память, внимание приобретают более высокий уровень произвольности.
При этом, можно отметить, что в области развития произвольности внимания младшие школьники испытывают значительные трудности. Им трудно регулировать свое поведение. Примером этому может служить неусидчивость на уроках, постоянные отвлечения ребенка на разговоры с одноклассниками на уроке. Кроме этого, младшим школьникам бывает трудно сосредоточиться на выполнении неинтересной и монотонной деятельности.
Учитывая вышеописанные особенности младших школьников, учитель выстраивает как собственную модель поведения, так и процесс обучения детей тому или иному предмету.
Школа оказывает большое влияние на формирование и развитие у младших школьников социально-познавательных интересов.
Ведущей деятельностью является учебная, но следует отметить, что игровая деятельность не уходит на второй план. Младшие школьники по-прежнему любят играть в игрушки, проигрывать различные ситуации, примерять в игре различные роли. Именно поэтому в первых классах образовательный процесс включает в себя элементы игры на уроках.
Можно говорить о том, что школа оказывает большое влияние на формирование личности ребенка и неотъемлемую роль в этом процессе играет первый учитель. Личность учителя для младших школьников становится настолько значимой, что иногда она может затмевать роль родителей. Следовательно, учитель начальной школы должен обладать рядом конкретных характеристик, которые будут способствовать адекватному, гармоничному развитию младших школьников.
В школе ребенок впервые сталкивается с оценкой своих знаний, умений, выражающаяся в отметке, которую выставляет учитель. От оценки учителя зависит учебная мотивация ребенка, а также уровень его самооценки. В младшей школе оценка успеваемости по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. При этом, и отличники и неуспевающие ученики подвержены появлению тревожности.
Тревожность в младшем школьном возрасте может проявляться в рамках учебы, в ситуации общения со сверстниками или родителями и т. д. Высоко тревожные дети характеризуются повышенной чувствительностью, мнительностью, а также проявлением недоверия к окружающим людям.
В рамках изучения тревожности младших школьников особое внимание уделяется анализу школьной тревожности. Именно данный вид тревожности оказывает сильное влияние на дальнейшее развитие личности ребенка.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Таким образом, можно говорить о том, что в младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в личности ребенка, в особенностях его психического и психологического развития. В этом возрасте активно развивается самосознание младших школьников, развивается система ценностных ориентаций.
Литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова.– Москва: Издательство Юрайт, 2014.– 814с.
- Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А. И. Баркан. — Москва: АСТ-ПРЕСС, 2004. — 345 с.
- Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. –Москва: Педагогический поиск, 2014. — 256 с.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова.– Москва: Ореол, 2008. — 376 с.
- Прихожан, А. М. Психология тревожности дошкольного и школьного возраста / А. М. Прихожан. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. –192 с.