Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.
Одной из важнейших проблем современного общества является эмоциональный кризис. Под натиском негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений и др.) эмоциональная сфера современного ребенка подвергается огромным перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий — обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.
Актуальность проблемы исследования эмоциональной сферы в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включённых в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению всё более высокие требования (морально-этические, социальные, идеологические и др.). Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими эмоциями, чувствами, мыслями и поступками.
Специальные исследования (л.И.Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) свидетельствуют о том, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако, среди типичных для младших и старших подростков эмоций, нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка-подростка, так и на его деятельность. Анализ изучаемой темы в литературе, позволил констатировать, что существует противоречие между значимостью вопросов и недостаточностью их изученности. Противоречие позволило выявить проблему исследования: эмоциональная сфера младших подростков менее устойчива, чем у старших подростков, так как в старшем подростковом возрасте помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, развиваются способности к саморегуляции эмоций. Старший подросток, более способный к разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием. Для младшего же подростка характерна возбудимость, резкая смена настроения, полярность чувств.
Объект исследования: эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: показатели эмоциональной сферы младших и старших подростков.
Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. Младший подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Для него характерна лёгкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. В определённых ситуациях он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определённых обстоятельствах подросток может проявить большую импульсивность в поведении. Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения, от безудержного веселья к унынию и обратно, а также попеременное проявление ряда полярных эмоциональных реакций. Причём достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка зачастую просто не существует. Так, чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у подростков с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами. Формирование личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. В подростковом возрасте больше, чем в любом другом, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.
Эмоции — это особый класс психических состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоции выражаются в специфических переживаниях, в поведении, в физиологических изменениях организма. Физиологической основой простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находятся в нижних отделах головного мозга, в подкорке. И. П. Павлов писал, что подкорковые центры, являясь центрами сложных безусловных рефлексов — пищевых, защитных и других, являются и физиологической основой элементарных эмоций.
Эмоции богаты многообразием. Человек может любить, ненавидеть, бояться. Эмоций столько, сколько различных ситуаций, в которых находится личность. Все эмоции можно объединить в четыре группы —
1) выражающие удовольствие (приятное переживание),
2) неудовольствие (неприятное переживание),
3) двойственное (амбивалентное),
4) неопределенное отношение к действительности.
Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание обращено на социальные эмоции. Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Я. З. Неверович. Учёными отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Определение понятия «эмоции»
Анализ справочной литературы показал, что в различных словарях предлагается различное определение эмоций. Так, в Большом психологическом словаре эмоции рассматриваются как «особый класс психический процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности».
В словаре И. М. Кондакова эмоции трактуются как «психические процессы, связанные с не посредственной оценкой значимости для индивида действующих на него факторов, выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения. Они являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некое общепринятое описание».
Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.
Таким образом, эмоции в психологии — это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции и чувства представляют собой отражение в сознании реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу личности.
Т. е., если эмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Литература:
- Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001
- Валюте В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Грецов А. Г. Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.: Питер, 2006
- Запорожец А. В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
- Изард К. Эмоции человека. М., 1999.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства.- СПб., 2001
- Казанская В. Г. Подросток и трудности взросления: кн. Для педагогов, психологов, родителей._ СПб.: Питер, 2006
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.- СПб., 2004
- Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2006
- Раттер М. Помощь трудным детям.- М.: Прогресс, 1987
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.- М., 1994
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1998.