Эмоционально-волевая сфера личности подростков в современной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Кочетков, Н. А. Эмоционально-волевая сфера личности подростков в современной психологии / Н. А. Кочетков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117094/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова : психология, эмоции, воля, подросток.

Шапатина О. В. утверждает, что эмоционально-волевая сфера характеризует качества человека, определяющие содержание, характер и динамику его эмоций и чувств. Кураев Г. А. и Пожарская Е. Н. отмечают, что логика развития эмоционально-волевых качеств заключается в способности сначала управлять собой, сосредотачиваться и переносить большие нагрузки, а затем — в умении управлять своей деятельностью и достигать в ней высоких результатов. Процесс формирования этих качеств вначале начинается с восхищения ими у других (в возрасте 10–11 лет), затем подросток выражает желание развить их у себя (11–12 лет), и, наконец, начинает заниматься самовоспитанием (12–13 лет), причем наиболее активный период самовоспитания приходится на возраст 13–14 лет [8; с. 106].

Вопрос эмоционально-волевой сферы у подростков остается весьма актуальным, поскольку эмоциональное развитие является основой формирования личности, на которой строится все дальнейшее. К. Д. Ушинский подчеркивал, что воспитание должно уделять внимание чувствам ребенка, хотя и не придавать им абсолютного значения. Л. С. Выготский в 1926 году отметил одностороннее восприятие личности в обществе, где одаренность и талант воспринимаются только в интеллектуальном контексте, забывая о том, что можно быть талантливым также и в области чувств [7; с. 156].

Эмоции служат важным механизмом регуляции состояния организма и деятельности человека. В психологии эмоции определяются как психические процессы, проявляющиеся в переживаниях, отражающих личную значимость и оценку жизненных ситуаций. Мы часто употребляем слова, такие как «эмоции», «чувства», «переживания», «настроение» и др., но редко задумываемся об их значении и различиях. Например, является ли любовь к родине, матери или любимому человеку проявлением одних и тех же чувств? Эмоции также характерны и для животных. Собака может радоваться, видя хозяина, или проявлять страх в пугающей ситуации [6; с. 393].

Эмоции и чувства играют незаменимую роль в жизни, предоставляя информацию о внешних и внутренних изменениях. В общении мы наблюдаем радость, грусть, гнев и страх у людей, что помогает нам установить личные границы и воспринимать психологические границы окружающих. Эмоции обогащают личность и придают ей дополнительную глубину. Игнорирование и подавление эмоций могут привести к психосоматическим заболеваниям, тогда как их выражение создает ощущение психологической свободы и открывает новые возможности для личностного роста.

В своих исследованиях К. Е. Изард выделяет следующие ключевые эмоции, которые он называет «фундаментальными» и которые определяют основные эмоциональные состояния:

  1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и приобретению знаний, а также мотивация к обучению.
  2. Радость — положительное эмоциональное состояние, возникающее, когда удается удовлетворить важную потребность, которая до этого момента была маловероятна или неопределенна.
  3. Удивление — нейтральная эмоциональная реакция на неожиданные события, которая задерживает предыдущие эмоции и направляет внимание на источник удивления, возможно переходя в интерес.
  4. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании невозможности удовлетворения важной жизненной потребности, что часто сопровождается эмоциональным стрессом.
  5. Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, обычно проявляющееся в виде аффекта и вызываемое внезапным серьезным препятствием на пути удовлетворения важной потребности.
  6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при контакте с объектами, которые противоречат идеологическим, нравственным или эстетическим принципам, и может вызывать агрессивное поведение, если сочетается с гневом.
  7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях из-за несоответствия жизненных позиций и поведения, которые кажутся низменными или морально неприемлемыми.
  8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании потенциальной угрозы благополучию, основанное на вероятностной оценке возможного неблагополучия.
  9. Стыд — отрицательное состояние, возникающее при осознании несоответствия собственных действий и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о достойном поведении.
  10. Смущение — эмоция, сопровождающаяся смешанными переживаниями, которая может выполнять адаптивные функции, защищая от небезопасных ситуаций и регулируя вегетативную нервную систему [3].

Комплексные эмоциональные состояния, такие как тревожность, возникают из сочетания этих фундаментальных эмоций и могут включать в себя страх, гнев, вину и интерес. Эмоции формируются врожденными нейронными программами, однако с возрастом человек учится управлять своей эмоциональностью. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира, влиять на творческий процесс или меланхолию, а также на физическое состояние, включая мимику, функции кровеносной и дыхательной систем. Эмоциональная сфера личности включает в себя не только эмоции, но и эмоциональные состояния, чувства и устойчивые эмоциональные свойства личности, что позволяет выделять различные эмоциональные типы [1; с. 71].

Ильин Е. П. выделяет несколько характерных особенностей эмоциональной сферы подростков:

  1. Высокая эмоциональная возбудимость. Подростки склонны к вспыльчивости и яркому проявлению своих чувств, проявляя страстное увлечение интересными занятиями и активно защищая свои взгляды. Они могут резко реагировать на любую несправедливость по отношению к себе или своим друзьям.
  2. Долговременность эмоциональных переживаний. Подростки имеют склонность долго помнить обиды и негативные эмоции.
  3. Повышенная тревожность. Ожидание возможных угроз и опасений, связанных с личными отношениями и страхом показаться смешным, часто вызывает у подростков тревожность.
  4. Противоречивость эмоций. Подростки могут активно защищать друзей, даже когда понимают их недостатки, и испытывать стыд за свои слезы, несмотря на осознание их возможной неуместности.
  5. Оценка себя и окружающих. Подростки чувствительны к мнению других и своей самооценке, что связано с развитием их самосознания.
  6. Сильное чувство принадлежности к группе. Они остро реагируют на неодобрение со стороны сверстников и боятся быть отвергнутыми группой, в то время как реакция взрослых может быть менее значимой.
  7. Высокие требования к дружбе. Дружба у подростков становится более интимной и избирательной, и она оказывает значительное влияние на их личностное развитие, хотя не всегда в положительном ключе.
  8. Проявление патриотизма. Подростки могут активно выражать чувства гражданской приверженности [3; с. 403].

Эмоции определяются нашими мыслями и действиями. Чтобы окружающие воспринимали вас как зрелую личность, необходимо научиться контролировать свои эмоции. Как говорил царь Соломон, неспособность контролировать себя делает человека уязвимым, как разрушенный город. В условиях перемен в социально-экономической сфере, моральные ценности и идеалы стали менее значимыми, уступив место новым рыночным отношениям, что привело к нестабильности эмоциональной атмосферы общества.

Эмоции подростков тесно связаны с их взаимодействием с окружающими. Личностно значимые отношения формируют как содержание, так и характер их эмоциональных реакций. Недостаток опыта в новой деятельности и общении приводит к тому, что подростки ориентируются на индивидуальные особенности конкретных людей, а не на общие черты. Также у подростков часто наблюдается негативное отношение к себе, что приводит к склонности к отрицательным эмоциям и дисгармонии в мотивационной сфере.

В процессе своей деятельности человек переживает как положительные, так и отрицательные эмоции, которые можно разделить на:

— Стенические эмоции, которые способствуют увеличению энергии и активности, помогают преодолевать трудности и действовать смело.

— Астенические эмоции, характеризующиеся снижением активности и скованностью.

Эмоциональные состояния отражают отношение человека к окружающей реальности и к себе в конкретный момент времени, завися от психической активности и влияя на неё. Хорошее настроение может стимулировать познавательную и волевую деятельность. К основным показателям эмоционального состояния относятся:

— Самочувствие — общее состояние организма, отражающее уровень усталости и здоровья.

— Активность — интенсивность деятельности, проявляющаяся в целеустремленности, мотивации и эмоциональности.

— Настроение — общее эмоциональное состояние, которое оказывает длительное влияние на психические процессы и поведение [4; с. 404].

Таким образом эмоциональное состояние подростков может изменяться в зависимости от различных факторов, таких как деятельность, поступки или культурные переживания, такие как просмотр фильмов или прослушивание музыки. Самочувствие подростков также может колебаться в зависимости от эмоционального состояния: даже в тяжёлых условиях эмоциональный подъём может привести к ощущению улучшения здоровья.

Литература:

1. Вербина, Г. Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г. Г. Вербина; Чуваш, ун-т. — Чебоксары, 2008. -308 с.

2. Высоцкий, А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: учеб. пособие / А. И. Высоцкий; М-во Просвещения РСФСР, Челябинский государственный педагогический институт. — Челябинск, 1979. — 69 с.

3. Изард, К. Е. Психология эмоций [Текст] / К. Е. Изард. — СПб.: Питер, 2006. — 460 с.

4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин; — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил.

5. Ильина, М. Н. Воля в возрастной психологии [Текст] / М. Н. Ильина. — М.: Академический проспект, 2000. — 436 с.

6. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб:Питер, 2006. — 582с.

7. Чевачина, А. В. Психологические особенности развития самоотношения у старших подростков в условиях различных воспитательных систем [Электронный ресурс] / А. В. Чевачина. — Режим доступа: http://dissers.ru/1psihologiya/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-samootnosheniya-starshih-podrostkov-usloviyah-razlichnih-vospitatelnih-sistem-specialnost-19–00–07.php — Дата обращения: 09.08.2024.

8. Шапатина, О. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / О. В. Шапатина, Е. А. Павлова. — Самара: Универс — групп, 2007. — 204 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, отрицательное эмоциональное состояние, подросток, отношение, положительное эмоциональное состояние, страх, чувство, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Развитие эмоционально-волевой сферы личности и позитивного самоотношения подростков

Влияние саморегуляции на антивитальные переживания подростков

Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

К вопросу о детерминации темпоральных характеристик старших подростков

В статье рассмотрены детерминанты темпоральности подростков, включающей в себя отношение ко времени, временной сценарий, временную направленность.

Роль семьи в формировании представлений у подростков о любви

В статье автор рассматривает, как семья влияет на представления о любви у подростков.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Субъективное переживание одиночества в старшем подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, концепции, и основные проявления в подростковом возрасте.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Похожие статьи

Развитие эмоционально-волевой сферы личности и позитивного самоотношения подростков

Влияние саморегуляции на антивитальные переживания подростков

Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

К вопросу о детерминации темпоральных характеристик старших подростков

В статье рассмотрены детерминанты темпоральности подростков, включающей в себя отношение ко времени, временной сценарий, временную направленность.

Роль семьи в формировании представлений у подростков о любви

В статье автор рассматривает, как семья влияет на представления о любви у подростков.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Субъективное переживание одиночества в старшем подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, концепции, и основные проявления в подростковом возрасте.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Задать вопрос