Влияние саморегуляции на антивитальные переживания подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 09.08.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Омельяненко, А. В. Влияние саморегуляции на антивитальные переживания подростков / А. В. Омельяненко, Н. А. Кочетков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117053/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова : подросток, подростковый возраст, саморегуляция, антивитальные переживания.

Саморегуляция является механизмом психической активности человека, в котором активность и саморегуляция, как указывала К. А. Абульханова-Славская [1], выступают как взаимодополняющие стороны Саморегуляция подростков имеет свою специфику, которая характеризуется именно возрастными особенностями. Именно в этом возрасте подростки стремятся к познанию себя и своих особенностей, стремятся к самоанализу и развитие личностной рефлексии. Именно в этом возрасте они проявляют зачатки стремления к самовоспитанию, что также влияет на уровень и процесс развития саморегуляции.

Антивитальные переживания, такие как тревога, депрессия и чувство безысходности, являются распространенными явлениями среди подростков. Эти состояния могут негативно сказываться на качестве жизни, социальной адаптации и процессе обучения. Важным аспектом в управлении такими переживаниями является способность к саморегуляции [4, с.81].

Как указывает Ниязбаева Н. Н., подросток с антивитальными мыслями склонен к переживанию отчуждения: утрате собственного мира, утрате восприятия своей общности, смысла бытия. Такой подросток переживает отстранение не только от человеческого мира, но также страдает от внутреннего мучительного убеждения в собственной отчужденности от окружающего мира. Отсюда, от отчуждения от мира, идут корни потери собственного мира, связанного и с недостатками общения, и с трудностями в межличностных отношениях. Быть отчужденным от самого себя — значит быть отрезанным и от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами [2, с.89].

Подростковый возраст часто является периодом эмоциональных и психологических изменений. Антивитальные переживания могут возникать из-за различных факторов, таких как давление со стороны сверстников, семейные конфликты, проблемы с успеваемостью и социальная изоляция. Эти переживания могут приводить к негативным последствиям, включая ухудшение психического здоровья, снижение самооценки и даже риск девиантного поведения.

Исследования показывают, что высокая степень саморегуляции может значительно уменьшить уровень антивитальных переживаний у подростков. Разберем несколько ключевых механизмов:

  1. Управление эмоциями: Способность подростков регулировать свои эмоции позволяет им более эффективно справляться с негативными переживаниями. Например, подростки, обладающие хорошими навыками эмоциональной регуляции, могут преодолевать чувство тревоги, используя техники релаксации и медитации.
  2. Когнитивные стратегии: Саморегуляция включает в себя использование позитивных когнитивных стратегий, таких как переосмысление и рефрейминг, что помогает подросткам изменить восприятие стрессовых ситуаций. Это позволяет им видеть проблемы как временные и преодолимые.
  3. Целеустремленность: Подростки, умеющие ставить цели и организовывать свои действия, часто менее подвержены антивитальным переживаниям. Ясная цель способствует ощущению контроля над своей жизнью, что уменьшает чувство безысходности [8].

Существует множество факторов, влияющих на развитие саморегуляции в подростковом возрасте:

  1. Семейная среда: Позитивное взаимодействие с родителями и наличие доверительных отношений способствуют развитию навыков саморегуляции. Родители, предоставляющие свободу выбора и возможность обсуждения проблем, помогают подросткам становиться более ответственными.
  2. Социальные взаимодействия: Поддерживающая социальная среда, включая дружеские отношения и участие в групповых активностях, способствует развитию навыков саморегуляции.
  3. Образовательная среда: Учебные заведения, предоставляющие возможности для развития самостоятельности, критического мышления и эмоциональной регуляции, играют важную роль в формировании саморегуляции у подростков [7].

Для изучения характера влияния саморегуляции на антивитальные переживания подростов был проведен множественный регрессионный анализ (табл. 1).

Таблица 1

Результаты множественного регрессионного анализа влияния саморегуляции на антивитальные переживания подростов

Показатели саморегуляции

(независимые переменные)

Не стандартизированные

коэффициенты

Стандартизованные коэффициенты

t

Ур. знч.

р

β

Стан. ошибка

β (Бета)

Модель «Антивитальные мысли и действия»

Общий уровень саморегуляции

-0,282

,075

-0,330

-1,931

0,048*

Модель «Антивитальные переживания»

Общий уровень саморегуляции

-0,394

0,097

-0,348

-1,343

0,042*

Самообладание

-0,179

0,085

-0,359

-1,543

0,032*

Модель «Микросоциальный конфликт»

Гибкость

-0,265

0,097

-0,370

-1,960

0,038*

Примечания: ** p≤0,01; * p≤0,05.

При анализе регрессионной модели «Антивитальные мысли и действия» мы обнаружили, что по показателю «Общий уровень саморегуляции» (β=-0,330 при р≤0,05) был получен отрицательный статистически значимый регрессионный β-коэффициент. Это дает нам основание утверждать, что высокий уровень саморегуляции снижает антивитальные мысли и действия.

При анализе регрессионной модели «Антивитальные переживания» показателям «Общий уровень саморегуляции» (β=-0,348 при р≤0,05) и «Самообладание» (β=-0,359 при р≤0,05) был получен отрицательный статистически значимый регрессионный β-коэффициент. Это дает нам основание утверждать, что высокий уровень саморегуляции и самообладания снижают антивитальные переживания.

При анализе регрессионной модели «Микросоциальный конфликт» по показателю «Гибкость» (β=-0,370 при р≤0,05) был получен отрицательный статистически значимый регрессионный β-коэффициент. Это дает нам основание утверждать, что гибкость и волевой самоконтроль снижают склонность подростков к микросоциальным конфликтам.

Саморегуляция играет важную роль в управлении антивитальными переживаниями подростков. Развитие навыков саморегуляции может помочь подросткам справляться с эмоциональными и психологическими трудностями, улучшая их качество жизни. Важно уделять внимание формированию этих навыков как в образовательной системе, так и в семье, чтобы поддерживать психологическое здоровье подростков в условиях современных стрессов.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности / К. А. Абульханова-Славская. — Москва: Наука, 2011. — 125 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ниябаева, Н. Н. Особенности антивитальных настроений в подростковом возрасте / Н. Н. Ниябаева, Р. А. Сатыбалдина. — Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 12. — С. 88–91.
  3. Ниябаева, Н. Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы / Н. Н. Ниябаева. — Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 3. — С. 29–30.
  4. Ниязбаева, Н. Н. Экзистенциальные основания отчуждения личности в педагогическом взаимодействии / Н. Н. Ниябаева — Текст: непосредственный // Мир науки, культуры и образования. — 2010. — № 5 (24). — С. 80–82.
  5. Поливанова, К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К. Н. Поливанова — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2016. — № 1. — С. 20–33.
  6. Конопкин, О. А. Связь учебной успеваемости подростков с особенностями их саморегуляции / О. А. Конопкин, В. С. Прыгин — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2014. — № 3. — С.42–52.
  7. Черкевич, Е. А. Особенности саморегуляции психических состояний личности в подростковом возрасте / Е. А. Черкевич. — Текст: электронный // ОНВ: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samoregulyatsii-psihicheskih-sostoyaniy-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 06.08.2024).
  8. Gross J.J Emotion regulation: Affective, cognitive, and social consequences / Gross, J. J. — Текст: электронный // Psychophysiology: [сайт]. — URL:https://is.muni.cz/el/fss/jaro2016/PSY461/um/Gross-2002-Psychophysiology.pdf. (дата обращения: 06.08.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): переживание, подросток, подростковый возраст, развитие навыков саморегуляции, регрессионная модель, высокий уровень саморегуляции, множественный регрессионный анализ, общий уровень саморегуляции, собственный мир, эмоциональная регуляция.


Ключевые слова

подросток, саморегуляция, подростковый возраст, антивитальные переживания

Похожие статьи

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков в условиях СОШ

В статье рассматриваются возрастные особенности формирования саморегуляции и необходимость ее развития у подростков.

Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Эмоционально-волевая сфера личности подростков в современной психологии

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов

Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, внутриличностные конфликты подростков. Описываются особенности подросткового возраста, особенности протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста (15–16 лет).

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Похожие статьи

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков в условиях СОШ

В статье рассматриваются возрастные особенности формирования саморегуляции и необходимость ее развития у подростков.

Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Эмоционально-волевая сфера личности подростков в современной психологии

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов

Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, внутриличностные конфликты подростков. Описываются особенности подросткового возраста, особенности протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста (15–16 лет).

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Задать вопрос