В статье представлена разработка программы профилактики девиантного поведения у подростков на основе когнитивно-поведенческой терапии. Программа направлена на развитие у подростков навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта, что способствует снижению уровня агрессивного и антисоциального поведения.
Ключевые слова: профилактика девиантного поведения, подростковая психология, саморегуляция, эмоциональный интеллект.
Продолжая тему предыдущей статьи, посвящённой представлениям о поведенческих нормах и личностным особенностям у подростков, рассмотрим ещё одно важное направление — влияние депрессивных состояний на формирование девиантного поведения.
Депрессия — распространённая проблема среди подростков, которая часто проявляется в виде резких колебаний настроения, апатии, повышенной утомляемости и снижения когнитивных функций. Родители и педагоги нередко воспринимают эти изменения как временные трудности, характерные для подросткового возраста, однако депрессия может стать причиной серьёзных поведенческих отклонений. Чтобы лучше понять риски, связанные с депрессией, обратимся к исследованиям, посвящённым этому вопросу.
Авторы многочисленных статей и методических пособий выделяют следующие признаки депрессивных состояний у подростков:
– хроническая апатия и сниженное настроение;
– чрезмерная усталость, сонливость и хронические боли, не связанные с физическими заболеваниями;
– радикальные и крайние суждения, склонность к максимализму;
– ухудшение когнитивных способностей, неспособность концентрироваться;
– снижение эмпатии, склонность ко лжи, неприятие критики и чужих мнений;
– проблемы с социализацией, недостаток доверия в отношениях с семьёй и друзьями.
Эти факторы указывают на повышенный риск развития клинической депрессии, которая, в свою очередь, может стать предпосылкой для агрессивно-депрессивного поведения, нарушающего поведенческие нормы. Таким образом, профилактика и своевременное распознавание депрессивных симптомов становятся важными элементами в предупреждении девиантных поступков у подростков.
Для успешной реализации профилактических мероприятий, направленных на формирование у подростков правильного понимания поведенческих норм, особое внимание следует уделить работе с личностной агрессией и развитию у подростков навыков саморегуляции, что поможет им справляться с депрессивными состояниями. Мы разработали комплекс мероприятий, направленный на формирование навыков саморегуляции и социальной коммуникации у самих подростков. Программа поможет старшеклассникам научиться контролировать свои эмоции, справляться с трудностями и эффективно общаться с окружающими.
На основе анализа литературных источников и методических материалов, а также результатов нашего исследования среди учеников 7–8 классов, мы создали гид-дневник для развития социальных навыков и помощи подросткам в решении сложных ситуаций. Главная цель дневника — научить подростков тому, что они сами несут ответственность за своё эмоциональное состояние и поведение, а не кто-то другой. Для формирования программы развития навыков саморегуляции у подростков были использованы техники когнитивно-поведенческой терапии. Программа оформлена в виде тренинга, занимающего 5 встреч по 1 академическому часу (рекомендовано проведение во время классных часов с регулярностью 1 раз в неделю).
Гид-дневник представлен десятью упражнениями, направленными на развитие социальных и само регуляционных навыков. Каждое упражнение направлено на развитие у подростков осознанности своих эмоций, улучшение коммуникативных навыков и укрепление способности к саморегуляции.
Упражнение 1. Какие нормы поведения в школе ты знаешь, продолжи список:
Цель: помочь подростку осознать и систематизировать знание о нормах поведения в школьной среде. Это упражнение способствует развитию критического мышления и стимулирует рефлексию о правилах, которым подросток уже следует.
Упражнение 2. Каких правил поведения в школе, по-твоему, не хватает:
Цель: стимулировать подростков к самостоятельному анализу текущих норм и поиску недостающих элементов. Это задание побуждает к конструктивному обсуждению и совместной работе над улучшением школьной атмосферы.
Упражнение 3. Как думаешь, от каких правил можно было бы избавиться? Приведи примеры:
Цель: способствовать критическому мышлению и развитию у подростков навыков оценки текущего состояния дел. Упражнение помогает подросткам увидеть, что правила не всегда идеальны и могут нуждаться в изменении.
Упражнение 4. Оцени свое эмоциональное состояние на этой неделе по шкале от 1 до 10 («Очень плохо / Очень хорошо»).
Цель: Развитие эмоционального интеллекта и навыков самооценки. Подростки учатся замечать и анализировать свои эмоции, что способствует лучшему контролю над своими чувствами.
Упражнение 5. Насколько для тебя характерны следующие признаки? Отметь цветным фломастером нужное число от 1 до 10: «Агрессивность», «Депрессивность», «Спонтанность».
Цель: самодиагностика эмоционального состояния. Подросток учится распознавать и называть свои эмоции и личностные черты, что повышает осознанность и самоконтроль.
Упражнение 6. Возьми маркер или карандаш и изобрази то, что тебя беспокоит.
Цель: арт-терапия для выражения чувств. Рисование помогает выразить переживания, которые сложно описать словами, что облегчает снятие напряжения и улучшает эмоциональное состояние.
Упражнение 7. Твои ежедневные победы: запиши, в чем ты сегодня хорош.
Цель: укрепление уверенности в собственных силах и положительных аспектах. Задание направлено на фиксацию успехов и достижений, что усиливает положительное самовосприятие.
Упражнение 8. у всех есть «правила», которых мы придерживаемся, но не всегда они правильные. У нас часто присутствует черно-белое мышление:
Цель: осознанность двойственности стандартов. Подчеркивается, что жизнь не делится на «черное» и «белое». Упражнение учит подростков видеть нюансы и сложности в восприятии норм.
Упражнение 9. Продолжи фразу «Я» подарок для мира потому, что…
Цель: самооценка и позитивное мышление. Поднятие самооценки через признание собственной уникальности и положительного вклада в окружающую среду.
Упражнение 10. Чтобы следовать нормам — надо их понимать. Согласен? Мы предлагаем тебе несколько утверждений, отметь карандашом или фломастером, какие из них тебе подходят, а какие — нет.
Цель: рефлексия и осознание личных убеждений. Подготовка подростков к принятию решений на основе собственного понимания, а не внешних ожиданий.
Набор упражнений нацелен на развитие эмоционального интеллекта, саморегуляции и социальной компетентности у подростков. Каждый элемент программы помогает молодым людям лучше понимать свои эмоции и поведение, что снижает вероятность девиантного поведения и укрепляет личную ответственность за свои действия.
Разработка программы была выполнена с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии, что обеспечило успешное развитие у подростков навыков управления своими эмоциями и поведением. Несмотря на отсутствие практической реализации тренинга, созданный теоретико-методологический материал стал ценным ресурсом для школ и родителей, желающих поддерживать здоровое развитие подростков. Проект показал, насколько важен ранний подход к профилактике девиантного поведения, основанный на интеграции образовательных программ и методологических разработок. Материалы, подготовленные в рамках проекта, служат полезным инструментом для школ, позволяя создавать безопасную и комфортную атмосферу для подростков, способствующую их успешной социализации и личностному росту.