Концепция самоповреждающего поведения среди несовершеннолетних (на примере г. Архангельска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 18.06.2019

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Цихончик, Н. В. Концепция самоповреждающего поведения среди несовершеннолетних (на примере г. Архангельска) / Н. В. Цихончик, М. О. Ткач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60815/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрыты особенности самоповреждающего поведения среди подростков. Большинство ученых сходятся во мнении, что социальная среда (семья, сверстники и др.) оказывают сильное эмоциональное влияние, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер. На сегодняшний день каждый десятый школьник совершает самоповреждающие действия, не имея цели покончить жизнь самоубийством.

Ключевые слова: самоповреждающее поведение, подростки.

На протяжении длительного периода времени остается модным среди подростков селфхарма (аутогрессия, самоповреждение). Одной из причин появления самоповреждающего поведения относятся различные негативные действия подростков, причинами которых являются социальные факторы. Семейные конфликты, проблемы со сверстниками и учителями, влияние СМИ подрывают несовершеннолетних в себе, в своих проблемах, пути решения, которых они пытаются найти сами и не в том месте. Подростки часто испытывают чувства вины перед родными и окружающими. Главный помощник, который понимает школьников — это Интернет. На просторах социальных сетей сейчас любой человек может найти ответ на нужный ему вопрос, правда не всегда реальный и верный. Современные подростки любят смотреть фильмы про совершение самоповреждающих, рискованных действий (порезы, руфинг, зацепинг, «Собачий кайф» и т. п.), слушают песни про наркотики и алкоголь, и таким образом закладывают психологическую установку, что после аутоагрессивных действий им станет легче [3, 5].

В рамках курсовой работы спустя год проанализированы результаты декабря 2017 года в 7Б классе (7 юношей и 7 девушек). И спустя год сравнены с декабрем 2018 года в 8Б классе (7 юношей и 8 девушек). Самоповреждающее поведение остается наиболее выраженным показателем независимо от возраста. Спустя год показатели сформулированной модели аутоагрессивного поведения изменились. В 7Б (высокий показатель 21,4 %, средний 42,8 %), а в 8Б (высокий показатель 20 %, средний 40 %). Данные показатели демонстрируют, что у опрашиваемых есть склонность к самоповреждающему поведению, но это не означает, что существует большая склонность к суицидальным попыткам. Самоповреждающее поведение носит обширный характер, в ходе исследования выяснилось, что многие подростки любят причинять боль себе. Школьники осознано причиняют вред своему телу (бьют себя, наносят пирсинг, обкусывают ногти и губы, режутся, колются подручными острыми предметами, такими как ручка и т. п., а также пренебрегают опасностью, часто рискуют).

Рис. 1. Шкала выраженности самоповреждающего поведения в 7Б классе (%)

Рис. 2. Шкала выраженности самоповреждающего поведения в 8Б классе (%)

Нами был выполнен сравнительный анализ выраженности самоповреждающего поведения спустя год. На рисунках 1 и 2 показано, что в подростки имеют высокие показатели склонности к самоповреждающему поведению. Спустя год состояние ухудшилось и возросло. Школьники чувствуют вину перед окружающими и родными (80 %). 60 % восьмиклассников испытывают безнадежность, что их не понимают. Все подростков нуждаются в теплых доверительных отношениях. Данные показатели настораживают, видно, что несовершеннолетние находятся в тяжелом стрессовом состоянии. Школьники не знают, как решить свои проблемы, боятся рассказать о них хоть кому-то. Почти все восьмиклассники не могут решиться на поступок. Половина ребят часто или иногда считают себя плохими людьми. 60 % подростков испытывают потребность в острых ощущениях, поэтому ведут рискованный образ жизни. 34 % несовершеннолетних смотря вниз с моста, думают о прыжке. У больше половины подростков существуют проявления самоповреждающего поведения (60 % любят терпеть боль).

Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что состояние спустя год в классе не улучшилось. Степень самоповреждающего поведение является наиболее выраженным показателем независимо от возраста. Спустя год показатели сформировавшейся модели аутоагрессивного поведения у некоторых школьников изменились. Данные показатели демонстрируют, что у опрашиваемых есть склонность к самоповреждающему поведению, но это не означает, что существует большая склонность к суицидальным попыткам.

Литература:

  1. Абрамова, А. А. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями // А. А. Абрамова, С. Н. Ениколопов, А. Г. Ефремов, С. О. Кузнецова // Электронный журнал: «Клиническая и специальная психология»2018.Т. 7. — № 1. — С. 2140.
  2. Жихарева, Л. В. Психологические особенности медийных предпочтений аутоагрессивных подростков // Л. В. Жихарева, М. И. Кешиш // Педагогика и психология.2017.№ 4 (10).С. 6164.
  3. Коровина, И. В. Диагностика аутоагрессивного поведения детей и подростков // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика.2017. — С. 7580.
  4. Лукашук, А. В. Самоповреждение у подростков: подходы к терапии // А. В. Лукашук, А. В. Меринов // Наука молодых. — 2016. — С. 6771.
  5. Островская, Е. В. Концепция саморазрушающего (аутоагрессивного) поведения детей // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика. — 2017.С. 118122.
  6. Толстолуцкая, Ю. И. Роль педагога-психолога в профилактике аутоагрессивного поведения у подростков // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки.2017. — Т. 4.№ 9. — С. 6265.
  7. Улюкин, И. М. Аутоагрессивное поведение у лиц молодого возраста // И. М. Улюкин, В. Н. Емельянов, В. Н. Болехан, Е. С. Орлова // Известие Российской военно- медицинской академии — 2017. — № 4. — С. 5359.
Основные термины (генерируются автоматически): поведение, подросток, выраженный показатель, высокий показатель, класс, показатель, шкала выраженности, школьник.


Похожие статьи

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Психология самоповреждающего поведения

Самоповреждающее поведение является достаточно распространенным синдромом не только у людей с психическими расстройствами, но и у здоровых, которые находятся, например, в состоянии сильной депрессии. При этом большая часть случаев СПП наблюдается у п...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Влияние эго-состояний на качество успеваемости старшеклассников

В статье авторы выясняют, что эго-состояния влияют на мотивацию к учебной деятельности и успеваемость. Особенности эго-состояний широко описаны в трудах известного американского психотерапевта и теоретика психоаналитического направления — Э. Берна. П...

Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Уделяется внимание фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения ребенка и его отношения с другими людьми. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной отклоняющегося поведения. Доказа...

Оценка влияния социальных сетей и других факторов на успеваемость студентов биологического факультета

Актуальность темы исследования обусловлена высоким разнообразием социальных сетей, которые используют современные подростки. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Существует ...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Признаки и влияние общества на индивида: эффект прожектора (spotlight effect)

В статье автор определяет и анализирует влияние социальной группы на личность, изучается действие «эффекта прожектора». Проведено исследование среди молодого поколения, а именно, студентов университета, т. к. у молодежи имеется больше социальных взаи...

Личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки

В статье рассматривается один из самых важных периодов в формировании личности — юношеский возраст, который включает в себя осознание смысла жизни и формирование целей. Человек, будучи социальным существом, постоянно стремится показать свою принадлеж...

Похожие статьи

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Психология самоповреждающего поведения

Самоповреждающее поведение является достаточно распространенным синдромом не только у людей с психическими расстройствами, но и у здоровых, которые находятся, например, в состоянии сильной депрессии. При этом большая часть случаев СПП наблюдается у п...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Влияние эго-состояний на качество успеваемости старшеклассников

В статье авторы выясняют, что эго-состояния влияют на мотивацию к учебной деятельности и успеваемость. Особенности эго-состояний широко описаны в трудах известного американского психотерапевта и теоретика психоаналитического направления — Э. Берна. П...

Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Уделяется внимание фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения ребенка и его отношения с другими людьми. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной отклоняющегося поведения. Доказа...

Оценка влияния социальных сетей и других факторов на успеваемость студентов биологического факультета

Актуальность темы исследования обусловлена высоким разнообразием социальных сетей, которые используют современные подростки. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Существует ...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Признаки и влияние общества на индивида: эффект прожектора (spotlight effect)

В статье автор определяет и анализирует влияние социальной группы на личность, изучается действие «эффекта прожектора». Проведено исследование среди молодого поколения, а именно, студентов университета, т. к. у молодежи имеется больше социальных взаи...

Личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки

В статье рассматривается один из самых важных периодов в формировании личности — юношеский возраст, который включает в себя осознание смысла жизни и формирование целей. Человек, будучи социальным существом, постоянно стремится показать свою принадлеж...

Задать вопрос