Суицидальное и предсуицидальное поведение молодежи с начала 21 века становится одной из ведущих кризисных точек современного общества. Согласно статистике ЮНИСЕФ в самое ближайшее время самоубийство как причина смерти выйдет на второе место, заменив собой онкологические заболевания. По официальным сводкам в 2017 году в Российской Федерации в результате самоубийств погибло 20 278 человек, из которых 16 830 мужчин и 3 448 женщин. В последнее время исследователи все чаще обсуждают проблему возможной ошибки при ведении официальной статистикой числа самоубийств в России за счет необоснованного отнесения их к категории так называемых «повреждений с неопределенными намерениями» или смерть по неосторожности как следствие самоповреждающего поведения лиц без психиатрического диагноза.
Ключевые слова: самоповреждающее поведение, когнитивные особенности, подростки, селфхарм, возрастная психология, эмоциональная сфера.
Проблема самоповреждающего поведения с каждым днём становится все более и более актуальной для современного мира. Появляется культ селфхарма в социальных сетях даже у психически здоровых подростков: дети наносят себе порезы, ожоги, раны различного генеза, поэтому и появляется необходимость рассматривать такой тип поведения вызвана потребностью его депатологизации и обозначению системного подхода в попытках объяснить самоповреждающее поведение с какой-либо одной из точек зрения: биологической, социальной или психологической. Для современных исследователей самоповреждающее поведение есть неопределенное количество феноменов поведения, клинического и доклинического уровней, указывающих на возможный суицидальный риск и психологические проблемы, связанные с эмоциональной регуляцией, враждебностью, уровнем депрессивных или же маниакальных проявлений.
Феноменологическую близость суицидального и самоповреждающего поведения отмечает большое количество специалистов: психологи, суицидологи, психиатры. Селфхарм часто связывают с действиями, направленными на повреждение собственного тела, но без суицидальных намерений. Существует типология самоповреждающего поведения, выходящая далеко за рамки клиники и психопатологии, которая определяет сложный круг психологических проблем, отражающих онтогенетические особенности, культурное значение и социальную селекцию санкционированных способов и форм самоповреждения.
Самоповреждение, согласно специализированной литературе, есть умышленное нанесение себе различных телесных и физических повреждений, (колотые или резанные раны, травмы, удушение), что обычно это происходит с целью аутоагрессии. Является распространенным способом совершения суицидальных действий. Наиболее тяжелые аутоагрессивные самоповреждения наносят себе психически больные в состоянии психоза: проникающие ранения черепа, грудной полости или брюшной полости, в истории также встречаются даже случаи самокастрации.
Также существует самоотравление — процесс умышленного использования каких-либо отравляющих веществ или веществ в токсических дозировках, как правило, с суицидальной целью. С целью самоотравления используются химические реагенты, средства бытовой химии, прижигающие вещества, лекарства, и даже алкогольные напитки.
К разновидностями самоповреждающего поведения относят такие заболевания, как наркомания, токсикомания, алкоголизм, а также неоправданный риск; асоциальное, деликвентное поведение; анозогнозическое поведение при наличии жизнеопасной соматической патологии; любые другие намеренные (или неосознанные) действия, ведущие к разрушению физического или психического здоровья. Самоубийство является крайней формой саморазрушающего поведения.
В зарубежной психологии для обозначения поведения, направленного на причинение человеком преднамеренного вреда себе и собственному телу, кроме более широких понятий (аутодеструктивное, аутоагрессивное поведение — self-destructive behaviour), используются такие понятия как: self-harm (SH) — «самовред», self-injury (SI) — «самоущерб», selfmutilation (SM) — «членовредительство», self-inflicted violence (SIV) — «самоуродование», «самоистязание», self-injurious behavior (SIB) — «самоповреждающее поведение». [1]
Цели и мотивы самоповреждающего поведения могут быть разные. В их числе находится немалый список переживаемых человеком чувств и эмоций: физического и психологического напряжения, желание ослабить эмоциональную боль (когда эмоции слишком сильные, а от физической боли становится легче), выражение или подавление сексуальности, выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять такими эмоциями, направляются внутрь, а не наружу, избавление от чувства опустошенности, «переживание» депрессии, уход от ощущения невозможности сказать что-либо (многие говорят, что наносят повреждения, чтобы хоть что-то почувствовать, что живой), потребность почувствовать реальность происходящего вокруг (способ бороться с ощущениями деперсонализации, расщепления личности, диссоциации), ради ощущения защищенности и исключительности, попытаться показать другим, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело. [2]
Люди, которые наносят себе увечья, говорят своих повреждениях так: «Когда мои эмоции кем-либо игнорировались, я использовала самоповреждения, потому что не знала, как выразить себя иначе, и сказать, чего я хочу и что мне нужно. Отчасти я хотела привлечь внимание, и я отчаянно нуждалась в ком-то, кто заметил бы мое страдание и помог мне». [3]
Цель и задачи исследования: целью данной работы является исследование эмоционально-волевой и когнитивной сфер у людей с самоповреждающим поведением, а также выявление аспектов их отношения к себе, к своему телу и к свои эмоция.
Методы исследования, характеристики выборки: в данном исследовании принимало участие 19 человек в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст — 21–22 года), из которых 8 человек являются группой нормы, а 11 человек — люди, наносящие себе увечья как в данный период времени, так и в течении последних пяти лет. Средний возраст формирования самоповрежающего поведения и самоповреждений — 14 лет.
Методы исследования: контент-анализ литературы по теме исследования, при тестирование испытуемых были использованы «Торонтская алекситимическая шкала» (TAS-26), опросник агрессии Басса-Дарки, методика исследования самоотношения (МИС), краткий ориентировочный тест, авторский опросник, направленный на изучение степени самоповреждающего поведения и содержащий в себе вопросы о роде самоповреждений, о периоде формирования самоповреждающего поведения и об эмоциональном состоянии в момент причинения себе вреда, а также статистическая обработка данных.
Результаты исследования: в ходе контент-анализа литературы и средств массовой информации по проблеме самоповреждающего поведения были выявлены и рассмотрены причины, приводящие к различным видам самоповреждений (стресс, социальная тревога, депрессия и т. д.). Самоповреждение — это не только привычный способ борьбы со стрессом. Это длительный процесс, развитию которого способствует огромное количество факторов как во внешней среде, так и в компонентах личности человека. Самоповреждение — действие, приносящее временный результат, однако лишь создающая иллюзию контроля над собой, своими чувствами и эмоциями.
Были обнаружены значимые различия между исследуемой группой лиц с самоповреждающим поведением и группой нормы по следующим параметрам: «Числовые способности» (уровень значимости p=0,041), «Логические способности» (p-value=0,012), «Интегральный показатель интеллектуальных способностей» (p-value=0,012), «Внутренняя честность» (p-value=0,026), «Самоуверенность» (p-value=041), «Отраженное самоотношение» (уровень значимости p равен 0,020), «Самоценность» (p-value=0,033), «Самопринятие» (p-value= 0,016) «Самообвинение» (p-value=0,12).
Выводы и практическая значимость: Самоповреждающее поведение представляет собой распространенное расстройство, связанное с контекстом нарушений как в межличностном, так и внутриличностном плане. Понимается как социально неодобряемое действие, связанное с преднамеренным нанесением себе телесных повреждений. Согласно мнению специалистов различных профилей, акты самоповреждения встречаются как при нормальном, так и при нарушенном психическом развитии, при различных формах психических расстройств и соматических заболеваний. Самоповреждающее поведение встречается в совершенно разных возрастных и социальных группах. Это могут быть и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины, одинокие и люди из благополучных семей, безработные и успешные в бизнесе или работе, эмоциональные и внешне устойчивые и спокойные. Всех этих людей объединяет факт того, что он не умеют говорить о своих чувствах и переживаниях или же боятся быть непонятыми. Именно поэтому данное поведение достаточно долго скрывается от окружающих и носит характер регулярно повторяющегося действия. Люди с самоповреждающим поведением стараются не наносить увечия на открытые участки тела или же старательно прячут порезы и ожоги от окружающего их социума.
Еще одной проблемой в контексте самоповреждающего поведения выступает факт стигматизации самоповреждающего поведения, ведь очень часто в момент обращения за помощью в медицинское учреждение пациенты с симптомами намеренного сапоповреждающего поведения (НСПП) сталкиваются с явным или неявным негативным и отношением персонала по отношению к пациенту и его родственнику.
Литература:
- Зайченко А. А. Самоповреждающее поведение в оценке степени риска суицида при экстренной психологической помощи [электронный ресурс] — URL: http://self-injury.at.ua/publ/ samopovrezhdajushhee_povedenie_v_ocenke_stepeni _riska_suicida_pri_ehkstrennoj_psikhologicheskoj_p omoshhi/1–1-0–13.
- Чуева Е. Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков [электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samopovrezhdayuschee-povedenie-detey-i-podrostkov
- Haw C., Hawton K., Houston K., Townsend E. (2001). Psychiatric and personality disorders in deliberate self-harm patients. British Journal of Psychiatry, 178, 48–54.