Ключевые слова: психология, суицид, подросток, поведение, дезадаптация.
Актуальность. Одна из актуальных проблем современного общества — совершение суицидов среди молодого поколения. В основном это старшеклассники. Проблемами подростковых суицидов занимались такие психологи как А. Г. Амбрумова, С. В. Бородин, А. С. Михлин, Ю. М. Бубнов, Н. В. Ярощенко и др. Суицид — это акт самоубийства, совершаемый в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания [1]. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, самоубийства привели в 2010 г. к 814000 смертельных исходов, из которых около 20 % пришлось на подростковый возраст [4].
Причинами роста суицидального поведения в подростковой среде становятся свободный доступ к информации, наносящей вред их жизни и здоровью (сообщества «Синий кит» и др.), рост мобильной и Интернет-зависимости, высокий уровень тревожности вследствие повышения требований в учебном процессе. В СМИ прослеживается романтизация самоубийства — на телевидении, в художественных произведениях, кинофильмах, музыкальных клипах и других объектах массовой культуры [3].
Отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, а также несбалансированность образовательной среды. Это следует учитывать при организации профилактической работы. В связи с этим остро стоит вопрос о выработке системы превентивных средств в подростковой и молодежной среде — проведении психологической профилактики суицидов в подростковой среде в форме групповых занятий [2].
Цель: создание эффективной программы психологической профилактики суицидов в подростковой среде с учетом особенностей их психологического состояния.
Материалы иметоды исследования. В исследовании использовались методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана, методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой). Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 48. В группу вошли 15 девочек и 12 мальчиков в возрасте от 14 до 17 лет.
Результаты иобсуждение. Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана показала, что у 39,8 % подростков зафиксирован повышенный и высокий уровень невротизации, а значит они нуждаются в психологической помощи. В целом, группе свойственен средний уровень невротизации: относительная эмоциональная устойчивость, ровный фон настроения.
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона показала, что в группе у 25,9 % зафиксирован высокий уровень одиночества, а значит эти подростки нуждаются в психологической помощи. В целом, у группы средний уровень одиночества, что говорит об относительно хорошей социальной адаптации и благополучной внутрисемейной ситуации, в связи с чем негативные переживания не имеют значительной выраженности. Следует заметить, что у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие — на страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.
Опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой) показал, что в группе есть подростки (25,9 %), имеющие высокий суицидальный риск, что указывает на необходимость психологической работы с данной группой подростков. Поскольку они не состоят на учете у детских психологов и психиатров, то становится актуальным вопрос оказания психологической поддержки для подростков, обучающихся в среднеобразовательных школах.
Также были обнаружены наиболее значимые факторы, влияющие на риск развития суицидального поведения в сложных жизненных условиях: аффективность — преобладание эмоционального контроля для оценки ситуации; несостоятельность — актуализация представлений о собственной несостоятельности, некомпетентности, ненужности, ощущения «Я плох»; социальный пессимизм — оценка проявлений мира как враждебных, акцентирование на негативных сторонах социального общения; максимализм –инфантильность ценностных установок, распространяющийся на некоторые сферы жизни. Однако значимо влияние и антисуицидального фактора — есть понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это является предпосылкой для успешной профилактической и психокоррекционной работы.
Результаты по всем методикам представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты по методикам
Уровень проявления признака |
Низкий |
Пониженный |
Средний |
Повышенный |
Высокий |
|||||
Группа |
N |
% |
N |
% |
N |
% |
N |
% |
N |
% |
Уровень невротизации |
2 |
7,4 |
5 |
18,5 |
9 |
33,3 |
8 |
29,7 |
3 |
11,1 |
Уровень одиночества |
8 |
29,6 |
- |
- |
8 |
44,4 |
- |
- |
7 |
25,9 |
Уровень суиц. риска |
12 |
44,4 |
- |
- |
8 |
29,6 |
- |
- |
7 |
25,9 |
В связи с полученными результатами выявилась необходимость разработки программы психологической профилактики для подростков, входящих в группу риска, целью которой стало повышение самооценки, снижение уровня невротических и тревожных тенденций, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих.
Форма работы групповая (10 человек). Продолжительность программы: 8 встреч, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30–40 минут. Методы: арттерапия, музыкотерапия, ролевая игра, проективный рисуночный тест, телесные упражнения. В профилактической программе участвовали 10 человек в возрасте от 14 до 17 лет.
Для оценки эффективности проведенной психопрофилактической работы проводилась повторная диагностика. Динамика показателей психологического состояние подростков показана на Рис.1.
Так, отмечается положительная тенденция: снижение уровня невротизации до нормативного у всех участников группы, снижение уровня одиночества и уровня суицидального риска.
Выводы: Подростки — учащиеся среднеобразовательных школ г. Волгограда нуждаются в профилактической психологической работе, поскольку более 1/3 имеют выраженные невротические черты, более 1/4 испытывают выраженное чувство одиночества и входят в группу риска. По результатам психопрофилактической работы можно увидеть положительную тенденцию и как результат — хорошую эмоциональную устойчивость, спокойный фон настроения, достаточная инициативность и успешность в социальной деятельности, улучшение социальной адаптации и снижение негативных переживаний, а также снижение суицидального риска.
Литература:
1. Акопов, Г. В. Методы профилактики суицидального поведения. — Самара-Ульяновск, 2005. — 320 c.
2. Попов, Ю.В., Пичиков, А. А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) //Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени ВМ Бехтерева. — 2011. — №. 4. — С. 4–7.
3. Самохвал, В. Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде // Территория науки. — 2015. — № 3. — С. 42–44.
4. Синягина, Н. Ю. Психологическая характеристика детского суицида и его профилактика //Социальная педагогика. — 2013. — №. 3. — С. 117–125.