Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 05.05.2019

Статья просмотрена: 871 раз

Библиографическое описание:

Назарова, А. М. Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста / А. М. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58694/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: психотравма, диагностика, стресс, соматическое переживание

Согласно официальному определению, используемому психологами и психиатрами при постановке диагноза, травма понимается как состояние, обусловленное стрессовым событием, «которое выходит за рамки обычного человеческого опыта, и которое могло бы явно причинить страдание почти любому человеку» [1, с. 36].

Несчастные случаи, падения, заболевания и хирургические операции, которые наше тело бессознательно воспринимает как угрожающие, часто не рассматриваются сознательно как выходящие за рамки обыденного человеческого опыта. Однако эти события во многих случаях оказываются травмирующими.

Данная тема, безусловно, является актуальной и важной, поскольку травма становится чуть ли не привычной реальностью нашей повседневной жизни, и человечество стоит перед необходимостью поиска эффективных путей и способов исцеления от психических травм.

У детей, переживших психотравмирующие события, частота посттравматического синдрома (ПТСР) колеблется от 5 до 98 % [1, с. 27].

Дети являются группой, отличающейся высокой возрастной предрасположенностью к посттравматическому синдрому. Риск развития ПТСР у детей увеличивается из-за чувствительности, восприимчивости, впечатлительности, недостаточной сформированности адаптационных механизмов нервной системы. В этой связи психологические травмы отражаются на процессе физического и психического развития ребенка [2, с. 19]. При отсутствии своевременной диагностики и адекватного лечения посттравматическое стрессовое расстройство у детей становится хроническим, осложняется развитием вторичной депрессии, появлением обсессивно-компульсивного, панического расстройства, фобий [3, с. 24].

По мере взросления возникает риск патохарактерологического, психопатического развития личности, наблюдается замкнутость, тревожность, озлобленность, агрессивность. Кроме того, следует учесть, что симптомы травмы могут иметь скрытую форму, оставаясь незамеченными и накапливаясь в течение нескольких лет и даже десятилетий. А затем, во время стрессового периода или в результате другого несчастного случая, они могут проявиться неожиданно, безо всякого предупреждения.

В данной статье приведен случай работы с психической травмой у ребенка по методу П. Левина [2, 3]. В рассматриваемом методе, соматическом переживании, делается акцент на телесных процессах в терапии психической травмы. Предлагаемые коррекционные мероприятия и рекомендации разработаны психологом по результатам наблюдения за ребенком, поступившим в Киселевский дом ребенка.

Девочка поступила в возрасте 3-х лет из биологической семьи. И хотя она прошла адаптацию к условиям дома ребенка, воспитатели продолжали предъявлять на нее жалобы. У ребенка неплохой потенциал, достаточная сформированность когнитивных функций. Но девочка чаще всего была вялой, малоактивной, заторможенной, скованной, что естественно не могло не отразиться на ее психическом развитии.

Наблюдение за ребенком проводилось в естественной для ребенка среде: группе и в организованных занятиях с логопедом. В поведении ребенка при контакте со взрослыми наблюдались реакции замирания, скованности в теле, застенчивости и нерешительности, вялости эмоциональных реакций, а также рвотные реакции во время приема пищи. Данные симптомы травмы у ребенка проявлялись нестабильно, под воздействием стрессовой ситуации.

На основе наблюдений коррекционные мероприятия были направлены:

1) на восстановление у ребенка утраченной способность ощущать собственные физические границы (в силу разобщенности с собственным телом), восстановление связей между собственным «Я» ребенка и его телом.

2) на восстановление границ в межличностных взаимоотношениях, связей между ребенком и окружающим миром, включая естественную среду жизнедеятельности ребенка.

В рекомендации для специалистов по работе с ребенком были включены следующие коррекционные мероприятия.

1. Упражнения на внутреннюю безопасность и обретение границ собственного тела ребенка [3, с. 93–97].

Постукивания. Взрослый находит спокойное место, где ребенок будет себя чувствовать в безопасности, предлагает стул, на котором ребенку будет удобно сидеть. Спинка стула надежно поддерживает позвоночник ребенка. Взрослый предлагает ребенку выполнить постукивания. Начинают с легкого постукивания кончиками правой руки по левой ладони. Ребенок повторяет это действие до тех пор, пока не ощутит отчетливого физического осознания того, что эта часть его тела — левая ладонь — действительно его. Можно спросить ребенка, что он чувствует? Легкое покалывание? Вибрацию? Онемение? Прилив тепла или, наоборот, холод? Пусть посмотрит на свою руку и скажет вслух: «Это моя рука; моя рука принадлежит мне; моя рука — это часть меня». (Можно помочь ребенку, используя любые слова, которые кажутся взрослому подходящими, чтобы выразить мысль о том, что он владеете любой частью своего тела, и каждая часть его тела является неотъемлемой принадлежностью единого целого.)

Затем ребенку предлагается развернуть кисть левой руки и начать постукивать по ее тыльной стороне, отмечая также свои ощущения. Пусть ребенок использует любые слова, которыми сможет наиболее точно выразить идею обладания.

Продолжать обследовать все тело ребенка, поочередно простукивая кончиками пальцев его части: кисти рук, предплечья, плечи, стопы, голени, бедра, живот, грудь и бока, ягодицы, спину, шею, лицо и голову. Выполнять упражнение без спешки, в удобном для ребенка темпе. Выполнение данных упражнений развивает у ребенка способность контролировать себя и позволяет ему расширить собственную зону комфорта.

Упражнения в душе. Работа над восстановлением ощущения целостности границ, образованных кожным покровом.

Отрегулируйте душ таким образом, чтобы температура и напор воды воспринимались ребенком как комфортные. Направьте воду на кисть руки, чтобы ребенок мог почувствовать, как струйки воды пульсируют у него на ладони, и скажите вместе с ребенком: «Это ладонь твоей руки; ощути свою ладошку; она принадлежит тебе; это часть твоего тела».

Пограничная нить. Взрослому необходимо постараться определить, насколько близко ребенок смог бы подпустить к себе другого человека, не чувствуя дискомфорта. При помощи каната или обруча, иди другого подручного средства взрослый обозначает на полу границу личного пространства ребенка — «домик» ребенка. Ребенок «прячется в домике». Взрослый может пересечь эту линию и войти к нему, только если ребенок сам его пригласит.

Тренировка мышечных ощущений. Предложить ребенку положить правую руку (кисть) повыше локтя левой руки и осторожно, но твердо захватить и сжать проходящую с наружной стороны мышцу. Ребенок должен отчетливо прочувствовать (ладонью и пальцами) ее форму и упругость. Произнесите вслух с ребенком: «Это твоя мышца. Это часть тебя».

После рук можно точно так же поисследовать другие части тела ребенка. Смысл данного упражнения заключается в том, чтобы посредством ощущений всего ребенок смог вступить в контакт со своим телом, но не в том, чтобы причинить себе боль. Сжимая свое тело то в одном, то в другом месте ребенок должен начать ощущать свои физические границы.

«Заземление» и концентрация. Предложить ребенку почувствовать как его стопы твердо стоят на полу. Пусть ребенок ощутит, как его подошвы прочно соприкасаются с поверхностью пола, и представит, что его стопы подобны мощным присоскам.

Убедившись, что ребенок прочно стоит на ногах, медленно покачайте его — сперва из стороны в сторону, а затем вперед‑назад. (Все тело при этом должно оставаться прямым, подвижны только ноги в районе лодыжек.)

2. Упражнения на восстановление границ в межличностных взаимоотношениях, связей между ребенком и окружающим миром [2, с. 116–119]. Практическое использование этих приемов способствует формированию каналов для безболезненного, позитивного выхода эмоций у ребенка.

Ощущение комфорта. В личное пространство ребенка поместить нечто, что дает ему ощущение комфорта или имеет для него особое значение. Это может быть любой предмет, игрушка, любимая книжка или картинка. Это может быть взрослый, присутствие которого для ребенка желанно. Главное, чтобы он был готов побыть с ребенком во время занятия и смог оказать молчаливую поддержку.

«Освобождения — закрепощения». Данное упражнение помогает быстрее преодолеть зажатость у ребенка.

Предложить ребенку глубоко вдохнуть и пропеть во весь голос: «Во‑о‑о‑о‑о» или «Ву‑у‑у‑у‑у». Затем, когда ребенок будет готов сделать следующий глубокий вдох, он повторяет этот распев. Продолжайте с ребенком это упражнение пока не почувствуете, что циклические переходы от закрепощенности к ощущению свободы даются ребенку легче и вызывают у него меньший дискомфорт.

Противостояние «рука к руке». Упражнение помогает ребенку ощутить свою здоровую естественную агрессию. Этот практический прием требует участия двоих — того, кто оказывает давление, и того, кто противостоит давлению.

Упражнение выполняется стоя. Взрослый и ребенок встают напротив друг друга, примерно на расстоянии одного шага. Соединяют ладони, положение должно быть комфортным для обоих.

Сначала ребенок исполняете активную роль: оказывает давление своей рукой на ладонь взрослого. Он начинает медленно надавливать рукой на ладонь взрослого. Задача взрослого на этом этапе — помочь ребенку прочувствовать ему его силу и мощь, т. е. просто быть с ребенком и оказывать сопротивление, необходимое для того, чтобы он, словно в зеркале, увидел и оценил свою силу. Визуальный контакт во время выполнения этого упражнения дают ребенку уверенность и поддержку.

Затем взрослый с ребенком меняются ролями. Время от времени взрослый позволяет своему сопротивлению становиться чуть слабее, чтобы определить, насколько уверенно ваш партнер держит равновесие. Взрослый оказывает давление на ребенка, определяет величину, амплитуду и продолжительность своих усилий, чтобы ребенок старался оказать взрослому адекватное сопротивление.

«Убегаю от волка». Упражнение формирует у ребенка уверенность в том, что он способен спастись бегством, когда это действительно необходимо. Упражнение следует выполнять на удобном для ребенка стуле, положив под ноги упругую подушку. Ребенку необходимо почувствовать опору в ногах и связь с землей.

Предложите ребенку поиграть: «Представь, что за тобой гонится злой голодный волк. Не стой на месте — беги от него, шевели ногами! Почувствуй, как твоя сила вливается в твои ноги, когда ты попеременно отталкиваешься ими от подушки. Продолжай бежать до тех пор, пока не достигнешь безопасного места — например, пока не взберешься на вершину огромной горы… Ты благополучно спасся бегством, преследовавший тебя волк потерял к тебе всякий интерес и побежал прочь в лес. А ты можешь присесть на теплый, прогретый солнцем камушек и постепенно прийти в себя».

Сила и гибкость против бессилия и упадка. Предложить ребенку выполнить упражнение «Я устал». Показать ему, что он сейчас устал, и у него совсем нет сил: ручки устали и обвисли, спинка устала и согнулась, головка устала и наклонилась. Предложить ребенку побыть некоторое время «уставшим», бессильным. Затем, когда вы поймете, что ребенок достиг своего крайнего предела, то, он, наконец, будет готов подняться и выпрямить спину. Медленно, постепенно, позвонок за позвонком, ребенок возвращает спине вертикальное положение. Сначала — ее нижней части, затем — средней, и, наконец, шеи. «Ты вновь можешь высоко нести голову и смело смотреть вперед! Представь, что твоя макушка соединяется с небесами невидимой ниточкой. Она тянет и тянет тебя вверх, и оттого вся твоя спинка выпрямляется — как будто ты начал расти».

Предложенный в статье вариант коррекционной работы с ребенком-дошкольником не является жёстко регламентированным. В ходе проводимой работы в него вносятся изменения, в соответствии с реакцией ребенка на проводимую работу.

В завершении, хочется отметить, что хотя в современной медицинской и психологической практике постоянно упоминается связь нашего тела с психикой, врачи и психологи все же сильно недооценивают то глубинное взаимодействие психики и тела, которое имеет место в процессе исцеления от травмы, особенно дошкольников раннего и младшего возраста.

Литература:

  1. Калшед Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа. [Текст] /Д. Калшед. — Издательство: Деловая книга, 2001. — 238 с.
  2. Левин П. А. Исцеление от травмы. Авторская программа, которая вернет здоровье вашему организму: [Текст] /П. А. Левин. — СПб: ИГ «Весь», 2012. — 265 с.
  3. Юнг К. Г. Практика психотерапии. [Текст] / К. г, Юнг. — М.: Университетская книга, 1998. — 146 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, тело, упражнение, моя рука, коррекционная работа, левая ладонь, левая рука, посттравматический синдром, правая рука.


Ключевые слова

диагностика, стресс, психотравма, соматическое переживание

Похожие статьи

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной зависимо-сти, среди молодежи, а так же возможностям школьной педагогики по профилактике данного деструктивного феномена.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира

Статья посвящена проблемам развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников в условиях образовательной организации. Уделено внимание методам и формам, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы об эффективности предложенных методов и их пр...

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Похожие статьи

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной зависимо-сти, среди молодежи, а так же возможностям школьной педагогики по профилактике данного деструктивного феномена.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира

Статья посвящена проблемам развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников в условиях образовательной организации. Уделено внимание методам и формам, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы об эффективности предложенных методов и их пр...

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Задать вопрос