Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по формированию и развитию схемы тела у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: схема тела, соматогнозис, сенсомоторная коррекция, нейропсихология, нейропедагогика.
Взаимодействие организма с внешней средой строится на основе модели внешнего мира и модели собственного тела, строящихся мозгом. Необходимость внутренних моделей для управления движениями связана со спецификой сенсомоторной системы. Для нормального функционирования организм должен иметь в представление о границах тела.
Понятие соматогнозиса или «схемы тела», охватывает многообразные виды сенсомоторного представительства. Это многообразие отражается в многообразии ощущений, связанных с собственным телом. Работа системы внутреннего представления обеспечивает такие чувства, как нахождение внутри собственного тела, чувство контроля своих действий, ощущение границ, разделяющих мир на «я» и «не я», и принадлежности частей тела. Схема тела, и соответствующие ей внутреннее пространство, актуализируется в онтогенезе одним из первых. Новорожденный ребенок учится осознавать и понимать границы собственного тела, в первую очередь, в результате общения с мамой или ухаживающим за ним взрослым. В дальнейшем это происходит благодаря двигательной активности: сначала хаотично-рефлекторной, затем последовательно осваиваемым моторным навыкам.
Соматогнозис или схема тела — это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека. По мнению Л. П. Гримака, «моделируя внешний мир, мозг человека одновременно отражает и образ (схему) его собственного тела». В результате сложной автоматической работы всех звеньев системы «схемы тела» формируется образ тела в данный момент времени (динамический образ), который сличается с эталоном, хранящимся в долгосрочной памяти (статический образ). В результате их постоянного сличения образуются оперативные образы тела.
К функциям схемы тела можно отнести следующие:
- Ориентация в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве;
- Организация и планирование двигательной активности в пространстве;
- Формирование динамических и статических образов окружающего мира;
- Формирование единства психического и телесного;
- Контролирование собственной двигательной активности.
К наиболее значимой функции из перечисленных можно отнести формирование информационных образов мира: статических и динамических, момент соотнесения которых друг с другом создает условия, обеспечивающие переживание психосоматического единства — единства личности и организма.
Не менее важная функция системы это участие в механизмах мозга, осуществляющих ориентацию организма в пространстве и пространственную организацию движений тела. К примеру, возможно помощь ребенку осознавать внешнее пространство посредством его маркировки: носить на левой руке ниточку, часы или браслет. Это поможет ребенку определять правую и левую стороны тела, пространства комнаты, листа тетради и т. д. Другими словами, формируется «гностический аппарат, т. е. один из способов познания себя и окружающего» (Т. Н. Резникова).
К числу важнейших предпосылок, необходимых для осуществления целесообразных, пространственно-ориентированных движений, относится способность воспринимать свое тело как некоторую единую физическую систему (физическое «Я») качественно отличающуюся от окружающего пространства. При этом внутренняя модель служит не только для осознанного восприятия положения тела, но и является основой для планирования движений.
Учитывая вышенаписанное и раннюю актуализацию схемы тела в онтогенезе индивидуального развития, нами достигнуто понимание, что ребенок должен хорошо знать свое тело и свободно чувствовать себя в нем. Развитое ощущение своего тела помогает ребенку двигаться и действовать эффективно.
Базовым аспектом для формирования высших психических функций является развитие внутреннего пространства тела, который в процессе развития, интегрируя внутренние и внешние ощущения, складывается в единый образ тела. Знания о своем теле начинают развиваться на самых ранних этапах жизни и проявляются в возрасте двух лет, когда ребенок может показать части своего тела, а в четыре года становится способен нарисовать свое тело [5, с 143].
Ориентация в пространстве своего тела, по А. В. Семенович, так называемая эгоцентрическая ориентация, формируется раньше, чем аллоцентрическая ориентация (ориентация в окружающем пространстве). Ощущения, основанные на кинестетической и зрительной информации, складываются в ощущение своего тела и образ тела, и его функциональных возможностях.
Понимание процесса формирования схемы тела и его значимости в развитии ребенка открывает перед нами широкие коррекционно-развивающие возможности в нейропсихологической практике.
В диагностическом исследовании нами изучаются психомоторные функции ребенка, и на основании этого создается индивидуальный коррекционный маршрут, направленный на преодоление дефицитов сенсомоторного профиля ребенка. Программа работы выстраивается в зависимости от задач, возраста и возможностей ребенка.
Нами было выделено несколько техник по развитию соматогнозиса у детей дошкольного возраста, которые показали на практике свою эффективность. Условно их можно обозначить как пассивные, активные и когнитивные техники работы.
Пассивные техники работы включают в себя воздействия, когда ребенок пребывает в спокойном состоянии, он может лечь на спине по просьбе педагога, спокойно сидеть или играть в интересующую его игру, пока происходят манипуляции. Мы не рекомендуем акцентировать работу на пассивных техниках, так как цель нейрокоррекционного воздействия состоит в развитии регулирующей функции, а для этого требуется мотивационная включенность ребенка. Но в некоторых случаях пассивная работа неоценима. Например, когда ребенок перевозбужден, сложно адаптируемый к ситуации занятия, немотивированный, преобладает полевое поведение.
Пассивные техники работы включают в себя: различные мануальные воздействия, к которым можно отнести массаж (у специалиста соответствующего профиля) или элементы массажа на занятии в виде проминаний, сдавливаний, прохлопываний по конечностям, компрессионные техники конечностей, метод укладок, когда идет сдавливающее воздействие посредством утяжелителя на одну часть тела. Также к пассивным компрессионным техникам можно отнести работу с диафрагмальным дыханием. Следует акцентировать внимание на том, что все вышеперечисленные техники работы имеют свои показания, противопоказания и последовательность работы.
Активные техники позволяют включить ребенка в активную содержательную деятельность, совместную с педагогом. Их допустимо применять после пассивных техник. У активных техник обязательно должно быть смысловое содержание, это может быть игра, сказка, рассказ педагога и т. д. Множество способов работы описано А. В. Семенович в Методе замещающего онтогенеза [3], многое взято из сенсорно-интегративной методики, АФК и подвижных игр. Активные техники работы состоят из организованной двигательной активности (индивидуально и в группе), сенсорной интеграции, сенсомоторной коррекции и включает в себя упражнения: задействующие все тело целиком без дифференциации частей тела; упражнения с изолированным контролем за крупными сегментами тела (голова, плечевой пояс, ноги), а затем за мелкими сегментами тела (глаза, язык, пальцы).
Когнитивные техники применяются обычно с детьми от 4–5 лет для осознанной работой со схемой тела, но можно привносить элементы и с детьми более раннего возраста. Наибольший эффект, по нашему опыту, наблюдается у детей 5–6 лет. Когнитивная работа со схемой тела необходима для понимания и осознанного контролирования движений в пространстве, понимания право-лево и ориентирования во внешнем пространстве, что также является неоценимой помощью для ребенка перед школьным обучением.
Для работы с детьми младшего возраста возможны игры по типу «покажи, где у тебя глазки, ручки, ножки», «покажи, где у мишки ручки, ножки», «давай потопаем ручками, ножками» (здесь хорошо применять различные стишки, соответствующие содержанию упражнения, совмещать стихотворение с ритмичными действиями).
С детьми более старшего возраста эффективны методы арт-терапии, включающие в себя различные рисуночные задания, где нужно нарисовать человечка или дорисовать недостающую часть тела. Можно усложнять тем, попросив ребенка нарисовать как человечек лежит или сидит. Обязательно рисуем человека сверху вниз, то есть от головы к ногам. Допустимо, чтобы педагог нарисовал голову, а все остальное дорисовал ребенок. Нами используется рисование на вертикальной поверхности (окрашенная краской для мела стена или доска для рисования маркерами), что позволяет соотносить рисунок со своим телом (голова у рисунка и у ребенка на одном уровне), формировать правильную последовательность освоения движений рукой (от размашистого движения от плеча к более мелким изолированным кистью и пальцами), что помогает дополнительно подготавливать руку к письму, а также формировать осевую функцию удержания тела в пространстве.
Помимо рисуночных методов, могут применяться игры на выполнение поз по инструкции педагога: повторение за педагогом как облегченный вариант или выполнение поз по вербальной инструкции. С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста допустимы игры на дифференциацию правой и левой половины тела.
Выше нами был перечислен комплекс разнообразных технологий для формирования и развития у детей схемы тела. Обобщая, можно заключить, что проблема формирования схемы тела у детей дошкольного возраста актуальна и требует дальнейшего изучения и разработки в психолого-педагогической и нейропсихологической литературы. Анализ литературы подтверждает необходимость и возможность формирования схемы тела у детей дошкольного возраста посредством специально-организованных коррекционных занятий, а практический опыт показывает эффективность применения данных методик.
Литература:
- Гурфинкель В. С., Левик Ю. С. Концепция схемы тела и моторный контроль. // Интеллектуальные процессы и их моделирование. Организация движения. Сб. научн. трудов. — М.: Наука, 1991. — С. 59–105.
- Левик Ю. С. Системы внутреннего представления в управлении движениями и организации сенсомоторного взаимодействия. Дис.докт. биол. наук. — М., 2006.
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Генезис, 2008. — 319 с.: ил.
- Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2021. — 432 с.: ил.
- Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. — 3-е изд. — М.: Теревинф, 2018. — 288 с.