Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 12.03.2020

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Мертвищева, К. З. Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью / К. З. Мертвищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68024/ (дата обращения: 19.10.2024).



В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной работы и описана стратегия психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с данной патологией.

Ключевые слова: дефектология, умственная отсталость, психология, логопедия, педагогика, медицина, тератогенный фактор.

Олигофрения относится к общей группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза. Характеризуется недоразвитием психики, личностных качеств ребенка и всего организма в целом. Многообразие нарушений психических процессов у умственно отсталого ребенка носят стойкий характер и оказывают негативное влияние на все психофизиологические процессы в целом, значительно затруднена коммуникация с окружающими, что несомненно препятствует формированию процессов обучения, воспитания, восприятия и социокультурной адаптации.

Однако, следует дифференцировать умственную отсталость и деменцию — приобретенный дефект, в котором нередко выявляются остаточные знания, умения и навыки, лексика часто относительно сохранна, имеется склонность к разнообразным эмоциональным проявлениям.

Следует отметить, что умственная отсталость разной степени тяжести наблюдается у довольно многочисленной категории детей. Исходя из этого, следует отметить, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день как никогда, поскольку прослеживается четкая тенденция к увеличению численности детей с данной патологией.

В разные годы изучением ментальных процессов умственно отсталых детей занимались В. П. Зинченко, М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гольперин.

Сам термин «интеллект» имеет длинную историю становления в научных кругах. М.А. Холодная характеризует «интеллект» как психологическую основу разумности, а главнейшая цель и назначение интеллекта это не что иное, как создавать порядок из беспорядка основываясь на приведении в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями окружающей реальности [3]. Однако, несмотря на то, что данная проблема, казалось бы, всесторонне изучена, описана во множестве научных трудов и широко известна в научных кругах, нельзя с полной уверенностью сказать, что данная тема относится к числу уже устоявшихся дефектологических или психологических терминов.

В некоторой научной литературе интеллект характеризуется как:

− система умственных операций;

− когнитивная функция;

− стиль индивидуального подхода к решению той или иной ситуации, которая требует познавательной активности.

Следует отметить, что существуют причины возникновения умственной отсталости. К таким причинам следует отнести различные перинатальные, натальные и постнатальные патологии, многообразие тератогенных факторов таких как эндокринные патологии различной степени тяжести, вредные привычки матери, бесконтрольный прием препаратов в частности антибиотиков, гормональных препаратов и т.д., генетические патологии тоже имеют немаловажную роль, инфекционно-токсические заболевания, опухоли, кисты, гематомы, сотрясения, ушибы мозга являются чуть ли не самыми опасными травмирующими факторами [1].

Как показывает практика, при сборе анамнеза и изучении медицинских карт у всех детей с установленным диагнозом — умственная отсталость имеются различные одиночные или сочетанные патологии. В анамнезе подавляющего большинства детей есть данные, достоверно свидетельствующие о наличии нарушений биомеханики родов, обвитии пуповины, гипоксии плода, родовых травмах, что свидетельствует о том, что данная патология имеет сугубо органический характер и не может быть компетенцией одного лишь психолога, дефектолога или логопеда. Органический генез подразумевает в первую очередь медикаментозное лечение, разумеется, в неразрывном тандеме с дефектологическим, психологическим и логопедическим сопровождением. Данная модель взаимосвязи между специалистами является едва ли не одной из самых продуктивных, что подтверждается положительной динамикой и высокими коррекционными результатами.

Коррекционная работа в комплексе с медикаментозной терапией позволяет решить те или иные, актуальные на всех этапах коррекционного воздействия, проблемы, сгладить возникшие трудности в освоении дидактического материала, скомпенсировать нарушенные высшие психические функции.

Таким образом, коррекционный процесс в отношении детей с умственной отсталость имеет массу нюансов и должен рассматриваться как нечто требующее комплексного, всестороннего и глубокого изучения.

Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа:

− подготовительный этап характеризуется созданием предпосылок для успешного освоения дидактического материала, он является наиболее продолжительным по времени. Как правило на этом этапе проводится развитие общей, мелкой и речевой моторики;

− начальный этап включает в себя более глубокое и всесторонее развитие крупной, мелкой и речевой моторики, присоединяются задания для усвоения лексических и грамматических связей языка, а так же задания по сенсорному развитию. Весь материал многократно повторяется, с течением он должен постепенно усложняться;

− тренировочный этап включает в себя отработку полученных знаний, умений и навыков. Материалы различных разделов закрепляются в игровой, предметно — игровой и элементарной учебной деятельности;

− заключительный этап включает в себя совершенствование функций и процессов высших психических функций [2].

Основные направления работы с умственно отсталыми детьми:

− развитие перцепции, сенсорного восприятия;

− развитие способности использования невербальных компонентов коммуникации;

− развитие оптико-моторной координации, мелкой и артикуляционной моторики;

− развитие нормального речевого дыхания и голосовых функций;

− развитие чувства ритма;

− развитие импрессивной речи;

− формирование и развитие экспрессивной речи [5].

Таким образом, следует сделать вывод, что при грамотном построении коррекционного процесса дети с умственной отсталостью способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, тем самым положительно влияя на развитие коммуникативной сферы в целом. Именно для данной категории детей обучение коммуникативным навыкам, является едва ли не основным направление коррекционной работы, поскольку именно по средствам коммуникации ребенок адаптируется к условиям окружающей действительности и учится жить в гармонии с обществом и миром в целом.

Литература:

  1. Айзман Н.И, Лебедев А.В, Иашвили М. В. Медико-биологические основы дефектологии 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата.- М.: Юрайт, 2019.- 224с.
  2. Малер А.Р, Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений-М.:Академия,2003. — 195с.
  3. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.- М.:Юрайт,2019.-334с.
  4. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта.-Спб.:Союз,2000.-32с.
  5. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- 2-е изд., перераб. и дополненное.-Спб.:Речь,2005.-477с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, коррекционная работа, дидактический материал, коррекционный процесс, патология, развитие, ребенок, речевая моторика, этап.


Похожие статьи

Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...

Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста

Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Психолого-педагогические особенности развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной монологической речью детьми с нарушениями интеллекта, выделены факторы, влияющие на ее недоразвитие, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с кохлеарным имплантом

В статье автор анализирует результаты отечественных и зарубежных исследований по изучению психолого-педагогических особенностей детей с кохлеарным имплантом. Рассмотрены особенности моторики и таких психических функций как восприятие, внимание, памят...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Похожие статьи

Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...

Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста

Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Психолого-педагогические особенности развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной монологической речью детьми с нарушениями интеллекта, выделены факторы, влияющие на ее недоразвитие, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с кохлеарным имплантом

В статье автор анализирует результаты отечественных и зарубежных исследований по изучению психолого-педагогических особенностей детей с кохлеарным имплантом. Рассмотрены особенности моторики и таких психических функций как восприятие, внимание, памят...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Задать вопрос