Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и придерживаться системности в работе. Предоставляется опыт логопедической работы по обогащению словаря с обучающимися младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени в условиях коррекционной школы.
Ключевые слова: умственная отсталость, предметный словарь, предикативный словарь , словарный запас,речевые компетенции, семантические поля, дифференциация, несформированность, познавательная деятельность, вестибулярная система, мозжечковая стимуляция, доска Бельгоу.
У обучающихся с умственной отсталостью когнитивные функции и различные компетенции необходимы для успешной адаптации в социуме. Нарушения речи у детей с умственной отсталостью являются вторичными в структуре дефекта и проявляются на фоне тотального недоразвития познавательной деятельности. По мнению С. Я. Рубинштейна основными причинами недоразвития речи детей с УО является слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах. Дети с УО значительно позже начинают разговаривать и это накладывает отпечаток на социализацию в обществе, общение. Выраженные дефекты речи детей в школе встречаются более 68 % детей. Проблема развитие речи детей в современном мире стоит очень остро. Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Специалисты и педагоги на каждом уроке и занятии формируют одну стратегию — коррекция различных функций школьников, их познавательных и речевых возможностей.
Целесообразно выявить формирование речевых компетенций у школьников с УО. Речевая практика к 1 классу 3–4 года. Первая трудность, которая встречается при адаптации в школе, это отсутствие навыков межличностного общения, как со сверстниками, так и с педагогами. Поэтому со школьниками проводятся речевые игры, на переменах даются настольные игры в паре. Развитие крупной и мелкой моторики протекает медленно, недифференцировано, поэтому на логопедических занятиях включаются упражнения, связанные с мелкой моторикой, нейрогимнастика, логоритмика.
У детей с УО страдает волевая сфера, не всегда понимает слова надо, не сдерживает себя, не совершает волевого усилия над собой. Школьникам с УО в рамках коррекции необходимо развивать познавательную деятельность, мотивацию, для этого целесообразно использовать доску Бельгоу и наборы «Лого мишень для логопедов», «Успех»
Система упражнений позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка. В результате совершенствуется координация, развивается память, концентрация, внимание, стабилизируется работа вестибулярной системы. Упражнения служат для активизации речи и обогащения предметного и предикативного словаря в комплексе с мозжечковой стимуляции.
У умственно отсталых детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.
Если спросить у школьника с УО: «Что такое магнит?», то частый ответ: «Это магазин». Таким образом, со школьниками с УО с помощью доработанного и пополненного логопедом комплекта «Макси» можно обогатить предметный словарь (стакан, кружка, чашка), формировать обобщающие понятия (мебель, транспорт, животные). В логопедической работе по обогащению словарного запаса уделяют особое внимание развитию предикативному словарю. В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы. Например, парашютист, велосипедист, водитель — катается . Школьникам 2–3 класса, как правило дети читающие, можно предложить прочитать 4 глагола на поле (идет, ползет, скачет, летит), затем показать картинку или слово (лошадь). Школьник с помощью мешочка или мяча выбирает глагол.
У детей с умственной отсталостью нет абстрактной логики, но конкретно-образное мышление может быть выраженное. Страдает смысловая память в отличие от механической, наличие механической памяти, не означает, что память сохранна. Ребенок с УО может выучить стихотворение довольно длинное или сказку, но рассказать своими словами, как правило, не может. Для этого можно использовать опорные картинки или слова с помощью комплекта «Лого мишень для логопедов».
Упражнения используют как часть логопедического занятия, лучшие результаты в индивидуальной работе или подгрупповой до двух детей.
Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и придерживаться системности в работе.
Литература:
- Блайт, Салли, Г. Хорошо сбалансированный ребенок: движение и раннее развитие /Под ред. Н. В. Луниной. — М.: Издательство «Национальное образование», 2020. — 192 с. — ISBN 978–1–903458–63–1
- Филичева, Т.Б Логопедия. Теория и практика/ [под редакцией д. п.н. профессора Т. Б. Филичевой].- Издание-3е,исправленное и дополненное. Москва: Эксмо, 2022.- 608с.
- Шипилова, Л. В. Основы психологии детей с умственной отсталостью: учебное пособие / Л. В. Шипова. — Саратов, 2017. — 80 с.