Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.10.2023

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Картунова, Н. В. Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени / Н. В. Картунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 336-337. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107078/ (дата обращения: 16.12.2024).



Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и придерживаться системности в работе. Предоставляется опыт логопедической работы по обогащению словаря с обучающимися младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени в условиях коррекционной школы.

Ключевые слова: умственная отсталость, предметный словарь, предикативный словарь , словарный запас,речевые компетенции, семантические поля, дифференциация, несформированность, познавательная деятельность, вестибулярная система, мозжечковая стимуляция, доска Бельгоу.

У обучающихся с умственной отсталостью когнитивные функции и различные компетенции необходимы для успешной адаптации в социуме. Нарушения речи у детей с умственной отсталостью являются вторичными в структуре дефекта и проявляются на фоне тотального недоразвития познавательной деятельности. По мнению С. Я. Рубинштейна основными причинами недоразвития речи детей с УО является слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах. Дети с УО значительно позже начинают разговаривать и это накладывает отпечаток на социализацию в обществе, общение. Выраженные дефекты речи детей в школе встречаются более 68 % детей. Проблема развитие речи детей в современном мире стоит очень остро. Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Специалисты и педагоги на каждом уроке и занятии формируют одну стратегию — коррекция различных функций школьников, их познавательных и речевых возможностей.

Целесообразно выявить формирование речевых компетенций у школьников с УО. Речевая практика к 1 классу 3–4 года. Первая трудность, которая встречается при адаптации в школе, это отсутствие навыков межличностного общения, как со сверстниками, так и с педагогами. Поэтому со школьниками проводятся речевые игры, на переменах даются настольные игры в паре. Развитие крупной и мелкой моторики протекает медленно, недифференцировано, поэтому на логопедических занятиях включаются упражнения, связанные с мелкой моторикой, нейрогимнастика, логоритмика.

У детей с УО страдает волевая сфера, не всегда понимает слова надо, не сдерживает себя, не совершает волевого усилия над собой. Школьникам с УО в рамках коррекции необходимо развивать познавательную деятельность, мотивацию, для этого целесообразно использовать доску Бельгоу и наборы «Лого мишень для логопедов», «Успех»

Система упражнений позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка. В результате совершенствуется координация, развивается память, концентрация, внимание, стабилизируется работа вестибулярной системы. Упражнения служат для активизации речи и обогащения предметного и предикативного словаря в комплексе с мозжечковой стимуляции.

У умственно отсталых детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Если спросить у школьника с УО: «Что такое магнит?», то частый ответ: «Это магазин». Таким образом, со школьниками с УО с помощью доработанного и пополненного логопедом комплекта «Макси» можно обогатить предметный словарь (стакан, кружка, чашка), формировать обобщающие понятия (мебель, транспорт, животные). В логопедической работе по обогащению словарного запаса уделяют особое внимание развитию предикативному словарю. В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы. Например, парашютист, велосипедист, водитель — катается . Школьникам 2–3 класса, как правило дети читающие, можно предложить прочитать 4 глагола на поле (идет, ползет, скачет, летит), затем показать картинку или слово (лошадь). Школьник с помощью мешочка или мяча выбирает глагол.

У детей с умственной отсталостью нет абстрактной логики, но конкретно-образное мышление может быть выраженное. Страдает смысловая память в отличие от механической, наличие механической памяти, не означает, что память сохранна. Ребенок с УО может выучить стихотворение довольно длинное или сказку, но рассказать своими словами, как правило, не может. Для этого можно использовать опорные картинки или слова с помощью комплекта «Лого мишень для логопедов».

Упражнения используют как часть логопедического занятия, лучшие результаты в индивидуальной работе или подгрупповой до двух детей.

Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и придерживаться системности в работе.

Литература:

  1. Блайт, Салли, Г. Хорошо сбалансированный ребенок: движение и раннее развитие /Под ред. Н. В. Луниной. — М.: Издательство «Национальное образование», 2020. — 192 с. — ISBN 978–1–903458–63–1
  2. Филичева, Т.Б Логопедия. Теория и практика/ [под редакцией д. п.н. профессора Т. Б. Филичевой].- Издание-3е,исправленное и дополненное. Москва: Эксмо, 2022.- 608с.
  3. Шипилова, Л. В. Основы психологии детей с умственной отсталостью: учебное пособие / Л. В. Шипова. — Саратов, 2017. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, умственная отсталость, ребенок, предикативный словарь, школьник, вестибулярная система, интеллектуальное недоразвитие, логопедическая работа, мелкая моторика, мозжечковая стимуляция.


Ключевые слова

дифференциация, познавательная деятельность, умственная отсталость, словарный запас, предметный словарь, мозжечковая стимуляция, предикативный словарь, речевые компетенции, семантические поля, несформированность, вестибулярная система, доска Бельгоу

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье осуществлен анализ исследований по проблеме формирования навыка использования предложно-падежных конструкций. Рассмотрены некоторые аспекты коррекционной работы с использованием игровых упражнений, наглядных пособий и повседневной практики д...

Содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом

Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук. Он изучается в лингвистике, психолингвистике, социальной психологии, социологии. Для логопедии билингвизм интересен тем, что он нередко становится причиной возн...

Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, п...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью

Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей ...

Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра

В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...

Значение звукобуквенного анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

В этой статье поднимается вопрос о формировании умений звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте. Рассматриваются последствия несформированности данных умений у первоклассников с общи...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье осуществлен анализ исследований по проблеме формирования навыка использования предложно-падежных конструкций. Рассмотрены некоторые аспекты коррекционной работы с использованием игровых упражнений, наглядных пособий и повседневной практики д...

Содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с билингвизмом

Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук. Он изучается в лингвистике, психолингвистике, социальной психологии, социологии. Для логопедии билингвизм интересен тем, что он нередко становится причиной возн...

Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, п...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью

Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей ...

Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра

В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...

Значение звукобуквенного анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

В этой статье поднимается вопрос о формировании умений звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте. Рассматриваются последствия несформированности данных умений у первоклассников с общи...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Задать вопрос