Приоритетное участие нейропсихологии в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня.
Ключевые слова: нейропсихология, задержка психического развития, функциональные блоки мозга, коррекционно-развивающая работа.
И действительно, в последнее время увеличивается количество детей с задержкой психического развития. Данная группа детей становится все более разнородной, что является следствием гетерохронности проявления задержки и, как следствие, непредсказуемостью варианта развития.
Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение [3].
У дошкольников с задержкой психического развития большинство высших психических функций формируются с опозданием. Для таких детей характерно отставание в развитии общей и тонкой моторики (неуклюжесть, нескоординированость движений).
Отстают в развитии функции внимания, целенаправленности действий. Дети не могут сосредотачиваться на каком-либо объекте продолжительное время, снижена переключаемость при смене деятельности. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, часто дети действуют импульсивно. Нарушены процессы формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации. Дети испытывают трудности в пространственной ориентировке.
Память и мыслительные операции также остаются недостаточно сформированными, снижен объем, скорость и прочность запоминания. Недостатки мыслительной деятельности обусловлены нарушением межполушарного взаимодействия, что приводит к низкому уровню логического мышления и критичности.
Так как все эти факторы являются препятствием для успешного обучения детей, и влияют на уровень обучаемости, мы дефектологи групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, решили взять за основу своей коррекционной работы нейропсихологический подход. Метод нейропсихологической коррекции тесно переплетает между собой разномодальные пути коррекционной работы, а также направлен на работу со всеми функциональными блоками мозга по А. Р. Лурия.
Первый — энергетический — этот блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности и особенно — в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.
Второй блок — блок приема, переработки и хранения информации — включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных умений и навыков.
Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности — включает в себя отделы коры лобных долей мозга. Многочисленные связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности переработки и интеграции самой различной входящей информациис одной стороны иосуществление различного рода регуляторных влияний- с другой стороны. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля над результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом [1].
И как мы уже писали выше, чтобы эти разнонаправленные процессы синхронизировались, работа должна протекать во всех направлениях, и бытьориентирована на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития у детей с особенными возможностями здоровья.
В связи с этим нами были проанализированы и изучены труды известных ученых Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк и др. На основе этих работ нами была разработана программа с включением нейропсихологической коррекции для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии. В свою программу мы включили коррекционную работу по пяти направлениям, это работа над развитием общего тонуса, формирование пространственных и «квазипространственных» представлений, формирование и развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов, мнестических процессов, процессов интеллектуальной деятельности и произвольной саморегуляции.
Упражнения, направленные на развитие общего тонуса, были подобраны инструктором по адаптивной физической культуре с учетом индивидуальных особенностей детей.
В программу вошли растяжки, задача которых уменьшить неконтролируемые чрезмерные мышечные напряжения (гипертонус) илина активацию мышечной вялости (гипотонус). Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. У гиперактивных детей все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий детям необходимо дать почувствовать их собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
Работа над дыханием улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.). Известно, что задержка дыхания и «невесомость» (прыжки на батуте, катание на качелях) активизируют работу стволовых структур мозга, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребенка.
Включение глазодвигательныхупражнений позволяет расширитьполе зрения, улучшить восприятие. Они способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Занятия на формирование и развитие пространственных и квазипространственных представлений у ребенка состоят из заданий на развитие пространственных представлений на основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку; на умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе; на формирование логико-грамматических и «квазипространственных » представлений; на формирование умений осуществлять пространственный анализ объектов, повернутых на 180 градусов.
Упражнение направленные на развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов включают в себя занятия, направленные на развитие слуховой памяти и слухового внимания; различение слов, близких по звуковому составу; на умение различать фонемы родного языка; на развитие предпосылок для освоения простых и сложных форм звукового анализа.
Развитие и коррекция мнестических способностей ребенка является результатом сформированности межмодальных перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с языка одной модальности на язык другой. В этом блоке занятия направлены на формирование и развитие у ребенка процессов узнавания, восприятия, запоминания, воспроизведения, и избирательности памяти.
Пример упражнения на перенос из тактильной в зрительную модальность. Берутся объемные фигуры различной формы звездочки, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы. Такие же фигуры рисуются на листе бумаги в произвольном порядке . Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигуру, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе . Далее, более сложный вариант,ребенку могут предлагаться цифры и буквы.
Также используются упражнения, направленные на перенос из зрительной модальности в слуховую, из тактильной в речевую, из слуховой в тактильную и т. п.
Занятия, направленные на развитие интеллектуальных процессов и саморегуляции включают в себя упражнения на выработку программы действия (постановка цели, пути решения и сопоставление результата и цели), а также упражнения на развитие внимания, логического мышления, критичности.
Дети учатся выстраивать логические цепочки и замечать ошибки, устанавливать причинно-следственные связи и логические закономерности. Запоминать «условный сигнал» и действовать по нему, соблюдая полученную ранее инструкцию. Развивают способность наблюдать сходства и различия, понимать содержание сюжетных картин, прослушанного текста, скрытого смысла в рассказе.
В ходе реализации программы с включением нейропсихологической коррекции для детей с задержкой психического развития нами были получены следующие результаты:
— дети стали более скоординированными, улучшились общая и мелкая моторика, графические навыки;
— скорость переключения и включения в задания стала выше, по сравнению с показателями на начало учебного года;
— улучшилась зрительная и слухо-речевая память, мышление, произвольное внимание стало более устойчивым;
— стали более доступны квазипространственные представления;
— появилась критичность в причинно-следственных отношениях и последовательность;
— улучшились коммуникативные навыки в кругу сверстников и со взрослыми.
Литература:
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия, 2013
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М.: Генезис, 2005.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2010.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология. — СПб.: Питер, 2007.