Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.04.2020

Статья просмотрена: 2408 раз

Библиографическое описание:

Кожина, Г. К. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников / Г. К. Кожина, Е. А. Чаладзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68824/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Ключевые слова: нейропсихология, дисграфия, коррекция.

Еще в начале XX века А. Р. Лурия выделил в головном мозге 3 блока, каждый из которых отвечает за определенные психические процессы и каждый из них активно взаимодействует с другими для эффективной организации психической деятельности. Письмо — как один из видов психической деятельности является наиболее сложным актом и для его осуществления требуется слаженная работа и энергетического, и блока приема, переработки и хранения информации, а также блока программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Год от года мы замечаем, что количество детей с нарушениями письменной речи растет и является одной из самых распространенных речевых проблем у школьников младших классов. С ранних лет на ребенка ложится большая энергетическая нагрузка, что приводит к неблагоприятным изменениям. Зачастую большинство современных первоклассников, идущих в школу, оказываются не готовы к учебным нагрузкам, их мозговые структуры еще не готовы обрабатывать большой объем информации. Анализируя школьную успеваемость становится ясно, что большинству школьников языковая грамотность дается с трудом. Нарушения письма имеют под собой физиологическую основу — дисфункцию опеределенных областей головного мозга. Это связано с различными факторами: отягощенная наследственность, нарушения со стороны центральной нервной системы, соматическая ослабленность, а также различными социальными факторами. Дисграфия, довольно распространенное нарушение среди младших школьников и по данному нарушению было написано достаточно работ. Над методиками коррекции дисграфии работали такие ученые, как: Корнев А. Н., Логинова Е. А., Ефименкова Л. Н., Лалаева Р. И., Левина Р. Е., Парамонова Л. Г., Садовникова И. Н., Туманова Т. В., Чиркина Г. В., Шаховская С. Н., Ястребова А. В. и другие. Существует различные классификации дисграфий. Наиболее часто используемая логопедами считается классификация, разработанная Р. И. Лалаевой. В ней выделяются следующие формы:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе данной дисграфии лежит отражение неправильного звукопроизношения на письме.
  2. Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания. Проявляется в заменах букв, близких по акустическим свойствам.
  3. Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. В основе данного вида дисграфии лежат нарушения операций анализа и синтеза.
  4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи.
  5. Оптическая дисграфия — недоразвитие зрительного гнозиса приводит к ошибкам в пространственной ориентировке.

Во многих странах с высоких уровнем развития давно идут различные исследования в области нейропсихологии и применение нейропсихологических методик коррекции для преодоления трудностей на письме у школьников. Однако в нашей стране применение в практических логопедических занятиях нейропсихологических методов стало применяться сравнительно недавно и еще недостаточно изучено. Основой изучения дисграфии с позиции нейропсихологии стали научные труды таких авторов, как Л. С. Выготского, А. Р. Лурия. Среди современных отечественных авторов, занимающихся данной проблемой можно выделить Т. В. Ахутину, Л. С. Цветкову, Т. Г. Визель, Л. В. Семенович, Е. Д. Хомскую. В нейропсихологии также применяются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Т. В. Ахутина выделила следующие виды дисграфии [2]:

  1. Регуляторная дисграфия — обусловлена нарушенной функции планирования и контроля. У данной категории детей отмечаются трудности в удержании внимания, понимания задания, инертность или наоборот импульсивность при выполнении заданий, трудности переключения. В письме наблюдаются ошибки по типу упрощения программы (персеверации букв, слогов, пропуски, антиципации, контаминации). Наблюдаются также трудности языкового анализа;
  2. Дисграфия на фоне трудностей поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры. Данной категории детей свойственна высокая утомляемость, как следствие пониженная работоспособность. На этом фоне возникают многочисленные ошибки.
  3. Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу — у детей с данным видом дисграфии наблюдаются ошибки в пространственной ориентировке, задержки в актуализации графического и двигательного образов буквы, замена зрительно похожих букв.

При левополушарных нарушений в письме наблюдаются ошибки в виде замен букв близких по звучанию и звукопроизношению, а также нарушение программирования и контроля.

Анализируя данную классификацию мы приходим к выводу, что каждый симптом дисграфии может быть обусловлен разными механизмами. Для точного определения вида дисграфии необходима обширная диагностика с учетом всего симптомокомплекса. Нейропсихологическая диагностика предусматривает создание тесного взаимокомплекса методов, которые способны с точностью устанавливать степень дефицитарности той или иной психической функции. Но главная роль по А. Р. Лурия — это описание симптомокомплекса психических изменений и выделение однородных признаков, а также установления развития психики возрасту ребенку.

Анализируя статью Т. В. Ахутиной «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» [5] мы понимаем, что у школьников при несовершенстве навыка письма и возникновении дисграфических ошибок все последовательные операции, которые в норме протекают автоматизировано, становятся осознанными. Нейропсихологические коррекционные методики в нашей работе помогут обнаружить взаимосвязь дисграфии с особенностями функционирования мозга, а в частности с особенностями протекания психических функций у младших школьников с дисграфией и выявить причины не только самой дисграфии, но и трудностей обучения в целом.

Для продуктивной коррекционной работы на сегодняшний день нейропсихология и логопедия должны тесно взаимодействовать, так как общепринятые психолого-педагогические приемы работы часто не работают.

Мы думаем, что приемы детской нейрокоррекции на логопедических занятиях способствуют слаженному взаимодействию всех трех блоков мозга, их стимулированию и поэтапному прохождению фаз развития головного мозга. Нейропсихологическая коррекция состоит из нескольких блоков: 1) предпосылки познавательных функций, нацеленные на формирование базовых основ; 2) ориентирование на развитие, познавательные функции и входящие в нее компоненты; 3) развитие межполушарных взаимодействий.

А. В. Семенович предлагает систему сенсомоторной коррекции по принципу замещающего онтогенеза, которая представляет развитие мозгового обеспечения. Основной принцип данной системы — прохождение непройденных этапов онтогенеза. Работа ведется по двум направлениям: 1) методы двигательной коррекции (упражнения, повышающие уровень активации больших полушарий, упражнения на межполушарное взаимодействие, нормализация мышечного тонуса); 2) Методы восстановительного обучения Л. С. Цветковой — данная методика позволяет восстановить нужную функцию за счет внесения нарушенного звена; 3) применение кинезиологических упражнений. По этой методике написано работы А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, Г. Деннисон.

Эффективная коррекция письменной речи возможна лишь при понимании механизмов трудностей, возникающих у школьников, с учетом сильных и слабых сторон функциональной системы письма.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтеза. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008
  3. Киселев С. Ю., Бородийчук И. Г. Различия нейропсихологических профилей у детей пяти и шести лет // Вопр. психологии. 2006. № С. 47– 58.
  4. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Пед. о-во России, 2001
  5. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // www.elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36557481 (дата обращения: 10.04.2020).
  6. Кудряшова И. А. Нейропсихологический подход в коррекции дисграфии у младших школьников. // Студенческая наука и XXI век — 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30542894& (дата обращения 07.04.2020)
  7. Чеховская Н. П., Заричная А. М. Коррекция нарушения письма у младших школьников с использованием нейропсихологического подхода с внедрением логопедических упражнений // Современная образовательная среда — 2018 [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36799797 (дата обращения 07.04.2020)
  8. Васильева Н. Н. Особенности познавательных функций у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения письму: нейропсихологический анализ // Глобальный научный потенциал — 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22929993 (дата обращения 23.12.2019)
  9. Соколова И. А., Борисова Е. Ю. Особенности нарушений письма у детей с ограниченными возможностями здоровья: нейропсихологический подход // Молодой исследователь: от идеи к проекту — 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37125351 (дата обращения 23.12.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, письменная речь, психическая деятельность, вид, категория детей, нарушение, нейропсихологическая коррекция, ошибка, письмо, пространственная ориентировка, школьник, языковой анализ.


Похожие статьи

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье автор описывает особенности нейропсихологического подхода к коррекции дисграфии у младших школьников, рассматривает возможности использования различных нейропсихологических упражнений для становления процесса письма.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.

Комплексный подход в коррекции речевых нарушений

В статье обосновывается необходимость использования комплексных методов в коррекционной работе, задействования мультидисциплинарных подходов.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны вкл...

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Похожие статьи

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье автор описывает особенности нейропсихологического подхода к коррекции дисграфии у младших школьников, рассматривает возможности использования различных нейропсихологических упражнений для становления процесса письма.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.

Комплексный подход в коррекции речевых нарушений

В статье обосновывается необходимость использования комплексных методов в коррекционной работе, задействования мультидисциплинарных подходов.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны вкл...

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Задать вопрос