Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 17.05.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Прокудина, Д. А. Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте / Д. А. Прокудина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 595-598. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114254/ (дата обращения: 30.06.2024).



Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возраста и особенностей нейропсихологической коррекции у детей. Рассмотренные теоретические данные могут быть использованы в построении программ нейропсихологической коррекции для детей; в частности, направленных, в первую очередь, на стимуляцию регуляции движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развития пространственных представлений детей, а также на развитие познавательных навыков и преодоление учебных трудностей у ребенка. Целью данной работы является систематизация имеющихся теоретических знаний (с применением методов анализа и обобщения научных данных) об особенностях и сути нейропсихологической коррекции в детском возрасте.

Ключевые слова: нейропсихология, нейропсихологическая коррекция, детская нейропсихология, нейрокоррекция.

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) представляет собой комплекс специальных психологических методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение и деятельность [3].

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике в первую очередь направлена на формирование функционального органа или даже целой функциональной системы, которые обеспечили бы нормальное протекание соответствующих психических процессов. При этом важно учитывать, что коррекционная работа всегда должна предшествовать обучению «особого» ребенка, создавая определенные базисные системы и психические структуры, на основе которых впоследствии и будет строиться обучение [7]. К таким базисным системам, например, можно отнести произвольную регуляцию и контроль поведения, системы пространственных и квазипространственных представлений, фонетического и кинестетического анализа и синтеза, тонкую моторику, объем и прочность восприятия и запоминания вербальных и зрительных стимулов, навыки логического мышления и коммуникативные умения [3].

Нейропсихологическая коррекция согласно принципам реабилитации, разработанным А. Р. Лурией, должна быть направлена в первую очередь на переструктурирование нарушенной функции за счет опоры на сохранные звенья, с целью последующего создания совместно с ребенком набора компенсирующих средств и способов преодоления слабого звена.

Коррекционная работа с детьми направлена на решение следующих задач [3]:

— развитие когнитивных способностей (устранение учебной неуспешности);

— коррекция неблагоприятных личностных особенностей (решение поведенческих проблем);

— развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений;

— психолого-педагогическая работа с родителями.

Данные задачи коррекционно-развивающего обучения являются комплексными, в связи с чем требуют и комплексного подхода к их решению.

Следует отдельно отметить, что коррекционная работа всегда должна начинаться с предварительного этапа, который заключается в установления эмоционального контакта с ребенком, выяснения его интересов, наличия сверхценных интересов, уровня мотивации, самооценки, толерантности к психическим нагрузкам, а также времени, в течение которого ребенок способен быть активно включен в работу [9]. Данный этап обеспечивает индивидуализированный подход к каждому ребенку, направленный на построение коррекции в соответствии с индивидуальными особенностями как познавательной деятельности ребенка, так и его личностной сферы.

Коррекционные программы для детей должны учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется определенный уровень зрелости нервной системы, с другой — коррекционное развитие и обучение оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов [3]. Также, только при учете принципа системности возможно проведение эффективной коррекционной работы с детьми в сфере нейропсихологии, согласно данному принципу, программы коррекции должны быть направлены не на преодоление отдельного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребенка в общем (при этом не стоит избегать выбора основного, приоритетного направления работы на каждом этапе коррекции каждого индивидуального ребенка на основе данных его комплексного нейропсихологического обследования).

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению предполагает развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и педагога или психолога. В процессе определенного взаимодействия взрослый берет на себя сначала функции слабого звена ребенка, а затем в соответствии с принципами интериоризации передает их ребенку с постепенным переходом от совместного к самостоятельному действию [1].

Важную роль играет и принцип индивидуального подхода к каждому ребенку в процессе коррекционно-развивающего обучения. Каждый ребенок имеет свои особенности онтогенетического развития, условия жизни и воспитания и, как следствие, свои особенностями психического функционирования [3]. Помимо этого, процессе коррекционной работы большое значение имеет эмоциональное вовлечение и формирование мотивации у ребенка в процессе коррекционных занятий.

Некоторые ученые также считают, что в процессе нейропсихологической коррекции необходимо учитывать принцип «замещающего онтогенеза», который предполагает соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены [6].

Важной особенностью коррекционных воздействий является их опора на теорию интериоризации высших психических функций (ВПФ), которая была разработана Л. С. Выготским [2]. Также, важно отметить, что коррекционная работа с детьми во многом направлена на поиск различных методов опосредствования несформированных функций, а не на непосредственный их тренинг.

Достижение значительных результатов коррекционно-развивающего обучения возможно только при совместной работе нейропсихологов с родителями ребенка, необходимо, чтобы родители были достаточно информированы о том, как в домашних условиях возможно помогать развивать те или иные навыки ребенка и знали, как можно непосредственно принимать участие в коррекции. Также эффективная коррекционная работа, как правило, невозможна без взаимодействия со смежными специалистами.

Эффективность нейропсихологической коррекции зависит и от адекватного выбора вида и формы занятий, так выделяют три основных вида коррекционно-развивающей работы [4]:

  1. Групповые занятия со всем классом (нацелены на коррекцию часто встречающихся трудностей);
  2. Занятия в микрогруппах по 2–4 человека (применяются с целью преодоления сходных видов недоразвития высших психических функций);
  3. Индивидуальная форма занятий.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:

  1. Двигательная коррекция;
  2. Когнитивная, или познавательная коррекция.

Первый компонент служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей. Когнитивная же коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка.

Одной из главных особенностей коррекционно-развивающего обучения детей является преимущественное применение игровых форм занятий. Особенностью дидактических игр на коррекционных занятиях является то, что педагогу необходимо организовывать своеобразную деятельность детей, по форме являющуюся игровой, т. е. знакомой и привлекательной для ребенка, но по своей направленности носящей обучающий характер [3]. Также игровая деятельность способствует осознанию себя как субъекта действия, обеспечивает формирование понимания свободы и запретов, дифференциацию своей воли и чужой. Важное преимущество игровых методов — полимодальность воздействия: практически все игры дают возможность развивать (тренировать) разные когнитивные функции и способности: вербальную и зрительную память, зрительные образы и представления, словарь, общие знания и др. Проведение игровой коррекции возможно как с группой детей, так и отдельно с одним ребенком, который будет соревноваться со своими результатами, полученными ранее.

При организации коррекционной деятельности отдельное внимание следует уделять вопросам организации коррекционного процесса с детьми: отсутствию посторонних зрительных и слуховых раздражителей, своевременному изменению вида деятельности для поддержания активности ребенка (считается, что на 40-минутном уроке ни одно задание не должно длиться более 10 мин), персонализации заданий (даже при групповых занятиях), постепенно градуировать сложность заданий, чтобы ребенок мог легко, без чувства тревоги переходить к следующему этапу.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа имеет своей целью не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, позволяющей ребенку самому овладеть различными умениями. При проведении нейропсихологической коррекции необходимо учитывать вышеперечисленные принципы организации деятельности детей и использовать адекватные для конкретного ребенка инструменты коррекции для достижения максимально возможного положительного эффекта.

Таким образом, проблема нейропсихологической диагностики и коррекции у детей является крайне актуальной и значимой. На сегодняшний день психологи, педагоги, врачи отмечают значительный рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Большое количество детей демонстрирует гиперактивность, дефицит внимания, задержки психоречевого развития, интеллектуальное недоразвитие и т. д. Наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикоманий, иных форм делинквентного поведения, несформированности произвольной саморегуляции, различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость, истощаемость, склонность к психоподобным явлениям). Помочь детям и подросткам с подобными формами дизонтогенеза возможно только при их комплексном нейропсихологическом сопровождении. Использование на практике метода неропсихологической коррекции доказывает свою валидность как эффективный инструмент работы с различными вариантами отклоняющегося развития детей [5].

Вопросы, касающиеся актуальных принципов и механизмов организации нейропсихологической диагностики и коррекции, изучаются специалистами для получения сведений, которые могли бы помочь совершенствованию различных методов диагностики и помощи пациентам. Детская нейропсихология занимает отдельное место в системе наук, ведь наиболее интенсивное развитие происходит именно в детском возрасте, когда формируется фундамент физического и психического здоровья человека, и от этого во многом будет зависеть его будущее, в связи с этим очень важно на ранних периодах развития ребенка зафиксировать какой-либо дефект и с помощью специальных методов по возможности нивелировать его проявления при помощи проведения коррекционной работы.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А. Р. Лурия и психология XXI века: доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / под ред. Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман. — М., 2003. — С. 186.
  2. Выготский Л. С. О психологических системах // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 109–132.
  3. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж. М. Глозман. — М.: Издательский центр «Академия», 2009–272 с.
  4. Пылаева Н. М. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно-развивающего обучения // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: сб. докладов /под ред. Е. Д. Хомской и Т. В. Ахутиной. — М., 1998. — С. 241.
  5. Салихзянова, Л. И. Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями / Л. И. Салихзянова. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 56–59.
  6. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М., 2005. — С. 258.
  7. Цыганок А. А., Гордон Е. Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 2. — 1999., — С. 101.
  8. Цыганок А. А., Ковязина М. С. Специфика нейропсихологической диагностики детей. // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Выпуск. 1. — 1998. — C. 112.
Основные термины (генерируются автоматически): нейропсихологическая коррекция, ребенок, коррекционная работа, детский возраст, коррекционно-развивающее обучение, нейропсихологическая диагностика, особенность, развитие, детская клиника, детская нейропсихология.


Похожие статьи

Задать вопрос