Развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования
Авторы: Полозова Елена Викторовна, Раева Анна Васильевна, Рощепкина Людмила Петровна, Самотина Анастасия Юрьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 19.07.2020
Статья просмотрена: 134 раза
Библиографическое описание:
Полозова, Е. В. Развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования / Е. В. Полозова, А. В. Раева, Л. П. Рощепкина, А. Ю. Самотина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5452/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье рассматривается проблема развития сенсорики, математических представлений и речи в дошкольной образовательной организации посредством лего-конструирования и устного народного творчества. Описываются развивающие и корригирующие методы. Дается сравнительный анализ эффективности использования специальных техник и упражнений для достижения цели.
Ключевые слова: сенсорика, речь, дошкольники, математические представления, когнитивные процессы.
Введение. Актуальность данного исследования заключается в попытке интегрировать образовательные области в дошкольной образовательной организации при обучающей и воспитывающей деятельности с дошкольниками. В связи с этим были рассмотрены современные концепции детства, анализ которых дал возможность создать программу системного подхода.
Концепция Д. Б. Эльконина основана на рассмотрении детства как социально-психологического явления, основой которого является овладение культурой и духовными качествами. Однако, формирование картины мира и познание человеческих отношений для ребенка может случиться только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними [1, с.17].
Ш. А. Амонашвили в своей концепции определяет детство как безграничность и неповторимость. Каждый ребенок наделен индивидуальным сочетанием возможностей, способностей, таланта, что требует раскрытия и развития, как родителями, так и педагогами [1, с.18].
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев разработали концепцию развития субъективности человека, позволяющую определить самоценность детства. По их мнению, самоценность заключается в становлении детского тела в единстве его сенсорных, двигательных, функциональных органов; развитии субъектных средств регуляции поведения; свободного и ответственного отношения к себе и другим людям [1, с.20].
Доказано (Л. П. Аристова, Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготский, Д. Б. Годовикова, Т. В. Кривцова, Е. О. Смирнова и др.), что когнитивная активность ребенка дошкольника является основой всестороннего развития его личности, а когнитивное развитие ребенка — это сложное взаимодействие различных форм мышления. В развитии различных форм мышления большую роль играет воображение и представление, благодаря которым формируются образы предметов.
Швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития ребенка, которая является коррекцией и изучением психологического здоровья детей. Когнитивные процессы — это психические процессы, выполняющие функцию рационального познания. К когнитивным процессам относятся мышление, речь, память, внимание, воображение.
Огромный вклад в изучение когнитивных процессов внес американский психолог Джером Брунер. Согласно его теории, когнитивное развитие дошкольника тесно связано с сенсорикой и его способностью откладывать в памяти реально существующие образы. По мнению Н. А. Хоршевой сенсомоторная сфера, как базовая интегративная сфера психики обеспечивает ребенку опыт познания на ранних этапах онтогенеза и способствует развитию коммуникативной функции речи.
Таким образом, изучение научной литературы по проблеме исследования позволило сформулировать цель — создание условий развития когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования — когнитивные процессы и сенсорика детей 3–5 лет.
Предмет исследования — влияние устного народного творчества и лего-конструирования на развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет. Решались задачи эмпирического исследования в соответствии с целью.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники 3–5 лет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25» г. Воронежа — три возрастные группы.
Методы исследования: наблюдение; эксперимент (образовательные события когнитивному и сенсорному развитию дошкольников)
Для диагностики уровня когнитивного и сенсорного развития детей дошкольного возраста использованы методики «Перенос кубиков», «По грибы, по ягоды», «Строим замок для себя», «Сказки с загадками», лего конструирование транспорта, лего-конструирование парка и др.
Результаты и их обсуждение
Исследование проходило с января 2019 г., последний мониторинг сделан в феврале 2020 г. Таким образом, реализация системного подхода в интеграции образовательных областей длилась чуть больше года. Свои достижения дети демонстрировали при проведении образовательных событий и непосредственной образовательной деятельности. Сравнительный анализ проводился с использованием тестовых заданий в группах, где применялись программы по развитию математических представлений, речи, сенсорики. Правильное решение диагностической задачи оценивалось — 1 балл, неправильное решение — 0 баллов, затрудненное решение или с ошибкой — 0,5 балла. Подсчитывалось среднеарифметическое значение по каждому ребенку и по всем исследуемым. Данные сравнительного анализа всех испытуемых отражены в таблице и диаграмме.
Таблица 1
Диагностика уровня когнитивного и сенсорного развития дошкольников
№ |
Название методики |
Эксперимен-тальная группа |
Контрольная группа |
Различия в сравнении |
1. |
«Перенос кубиков» |
2,55 |
2,34 |
0,21 |
2. |
«По грибы, по ягоды» |
3,57 |
3,44 |
0,13 |
3. |
«Замок из лего» |
4,21 |
3,93 |
0,28 |
4. |
«Сказки с загадками» |
3,78 |
3,56 |
0,22 |
5. |
«Покажи невербально пословицу или поговорку» |
4,54 |
4,03 |
0,51 |
6 |
Общий балл |
18,65 |
17,30 |
1,35 |
Сравнив разницу между данными экспериментальной группы детей и контрольной группы, мы видим явные различия, хотя они незначительные. Наибольший разрыв в игре ««Покажи невербально пословицу или поговорку», он составляет 0,51 балла. Проблема в том, что не все дети понимают смысл пословицы. Например, название рассказа А. П. Чехова «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», в быту используется как поговорка. Дети пяти лет с удовольствием показывают такой сюжет невербально, а наблюдающие дети должны назвать эту поговорку, отгадать ее. Перед проведением таких игр проводится большая подготовительная работа, изучается устное народное творчество, однако не всем детям удается запомнить и отгадать пословицу или поговорку. С детьми трех лет такая игра не проводится в силу их возрастных особенностей.
Самый лучший результат показала методика «По грибы, по ягоды». Смысл игры в командном соревновании, умении считать и иметь элементарное математическое представление, ориентироваться в цветовой гамме. Разница в успешности выполнения 0,13. Это хороший результат для обеих групп.
Сравнивая остальные показатели, мы приходим к выводу, что разработанные педагогами образовательные мероприятия эффективны. Это видно из диаграммы.
Рис.1. Диагностика уровня когнитивного и сенсорного развития дошкольников
Вывод: ведущую роль в организации работы по развитию когнитивных процессов и сенсорики посредством устного народного творчества и лего-конструирования играют следующие технологии: проектная деятельность, коллаборация, развитие детского речевого творчества, развитие математических представлений, организация группового взаимодействия детей, информационно-коммуникативные технологии.
Литература:
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.