Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано экспериментальное исследование и подведены итоги работы по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в условиях логопункта средствами современных коррекционно-педагогических технологий.
Ключевые слова: произносительная сторона речи, дети дошкольного возраста, логопедический пункт, коррекция нарушений
Произносительная сторона речи подразумевает под собой фонетическое оформление речи, а также совокупность речедвигательных навыков, с помощью которых оно определяется. Сюда входят навыки голосообразования, воспроизведения фонем и их сочетаний, речевое дыхание, логическое ударение и фразовая интонация, а также соблюдение орфоэпических норм [2, с.6].
По мнению лингвистов Л. В. Бондарко, Р. И. Аванесова, Е. Н. Винарской, язык позиционируется, как некая система разноуровневых знаков и единицы. В пределах двух наук о звуках — фонологии и фонетики к таким единицам принадлежат лексемы и фонемы.
С точки зрения М. Ф. Фомичевой, основными составляющими произносительной стороны речи служит система фонем, то есть звуки речи и ритмико-мелодическая сторона, в частности интонация.
Р. Якобсоном и Н. И. Жинкиным отмечено, что фонема является сегментной единицей, играющей большую роль смыслоразличителя и имеющей дифференциальные признаки, которые можно различить при помощи фонематического слуха.
Л. В. Бондарко и В. И. Бельтюков считали, что акустические свойства звуков обусловлены их артикуляторными позициями. Так как органы речевого аппарата имеют ненормированное положение, происходит искажение звука, его акустического образа.
С. Н. Цейтлин отмечает, что просодическая система языка, как комплекс интонаций и ударений, входит в структуру организации фонем. По мнению Л. Р. Зиндер, интонация является единым целом просодических компонентов, которые незаменимо вносят свой вклад в членение и организацию потока речи с целью передачи нужного и существенного смысла сообщения. В состав основных компонентов просодики входят: темп речи, мелодика, логическое ударение, тембр голоса, дикция, смысловые паузы, сила звука, интенсивность.
Этиология нарушений речевого онтогенеза ребенка может заключаться в следующем: наличие дефекта в речевом аппарате, недостаточность и малоподвижность органов артикуляции. Несомненно, органы артикуляции являются врождёнными у ребенка и готовы к функционированию. Однако проходит определённое время, прежде чем малыш начнёт говорить и озвучивать членораздельно речь. Первостепенная роль в этом принадлежит функционированию нервной системы, необходимой для развития нормальной речи ребенка. Если фонематический слух недоразвит, физический слух снижен, моторика речи притуплена, речь окружающих усваивается неправильно, это также может привести к недостаткам произношения.
Поэтому в школьном возрасте могут наблюдаться значительные затруднения при овладении письма и чтения детьми из-за недоразвития произносительной стороны речи. Кроме того, в грамматическом построении речи допускаются ошибки: замены букв и слогов, их искажения и смешения. Речь таких школьников отличается монотонностью, характеризуется невыразительностью, пунктуация на письме не соответствует действительности; высказывания теряют эмоциональную окраску речи, слова применяются неуместно.
Группа исследователей Н. А. Чевелёва, Л. С. Волкова, К. П. Беккер, Р. Е. Левина, Е. Ф. Рау, М. Ф. Фомичева, Г. Богомолова, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, работали над вопросом произносительной стороны речи аспектов её нарушения, а также анализировали пути её коррекции.
Формирование произносительной стороны речи у дошкольников в условиях логопедического пункта происходит с учетом специальных требований: перед формирующим экспериментом у детей обследуются все стороны речи — звукопроизношение, фонематическая сторона речи, лексико-грамматическая сторона, а также компоненты просодики. На основании выявленных речевых нарушений коррекционная работа строится поэтапно с учетом принципов комплексного, индивидуального и дифференцированного подхода.
В первой половине сентября 2016 года был проведен констатирующий эксперимент на предмет изучения произносительной стороны речи у дошкольников, посещающих МОУ д/с № 273 г. Волгограда. Была создана экспериментальная группа детей из 12 человек (дети, посещающие логопункт).
Применялись методики Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Е. В. Архиповой для определения состояния произносительной стороны речи дошкольников.
В ходе констатирующего эксперимента у дошкольников большей частью выявились отклонения произношения шипящих, свистящих звуков, а также сонорных. Причем дефект звука наблюдался у некоторых детей из нескольких групп сразу. В сонорной группе замечена особенность: одновременно выявлено нарушение звукопроизношения мягкого варианта и твёрдого. Произносимые звуки дети искажали с помощью смягчения, звук заменяли другим, имеющим, сходство по артикуляции. У некоторых детей имелись нарушения компонентов просодической стороны речи: недостаточно развита интонационная выразительность речи и фонационное дыхание, невозможность воспроизведения ритмического рисунка, изменения голоса по силе и высоте. Таким образом, нами было выявлено, что у 75 % детей экспериментальной группы средний уровень сформированности произносительной стороны речи, у 25 % — низкий.
В течение 7-х месяцев с детьми экспериментальной группы осуществлялась коррекционная работа по следующим направлениям:
‒ развитие артикуляционной моторики;
‒ формирование правильного звукопроизношения;
‒ развитие фонематического восприятия;
‒ формирование просодической стороны речи.
Работа включала в себя как индивидуальные, так и подгрупповые занятия. На занятиях применялся комплекс коррекционно-педагогических технологий таких авторов, как Г. В. Чиркина, Е. М. Ипполитова, Т. Б. Филичева, Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина и др. Однако доказано, что использование не только традиционных, но и нетрадиционных методов и средств оказывает положительное влияние на ход коррекционной работы, повышает ее эффективность. Поэтому на этапе формирующего эксперимента применялись компьютерные технологии: интерактивные игры и упражнения, мультимедийные презентации, обучающие видео, интерактивная доска.
Благодаря этому у дошкольников повышался интерес к занятиям, быстрее происходило формирование правильных артикуляционных укладов, сокращался срок автоматизации поставленных звуков, активизировался словарный запас, устранялись недостатки просодической стороны речи.
Умение гармонично сочетать традиционные и инновационные коррекционно-педагогические технологии позволило повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям, вследствие чего сократить время коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у дошкольников.
В середине апреля 2017 года было проведено повторное обследование дошкольников, посещающих логопункт, в ходе которого выявилась положительная динамика состояния произносительной стороны речи. У детей были поставлены и автоматизированы звуки в слогах, словах и предложениях (у 85 %), проведена работа по коррекции темпо-ритмической стороной речи, развитию фонационного дыхания, интонации и других компонентов просодики. Однако у некоторых детей отмечались нестойкие замены близких по артикуляции звуков, и работа с такими детьми была продолжена (15 %).
Таким образом, в процессе эксперимента был сделан вывод о том, что в работе по формированию произносительной стороны речи у дошкольников в условиях логопункта может быть достигнут положительный результат, если логопедическая работа будет проводиться с опорой на онтогенетический принцип и принцип индивидуального подхода, систематизировано и целенаправленно, с учетом ведущего вида деятельности согласно возрасту, формирования всех сторон речи в тесной связи с развитием высших психических функций.
Литература:
1. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие — Ставрополь, 2008. — 224 с.
2. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой,– 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2006.
3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду — Л., 2006. — № 6 (13).
4. Российская Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е. Н. Российская, Гаранина Л. А. — М.: АРКТИ, 2003.