В статье рассматриваются возрастные особенности формирования саморегуляции и необходимость ее развития у подростков.
Ключевые слова: развитие саморегуляции, саморегуляция, подростковый возраст.
В настоящее время актуальным для системы образования является одновременное решение двуединой задачи — обеспечение эффективного овладения обучающимися компетенциями при сохранении оптимального уровня психологического благополучия. Развитие осознанной саморегуляции у обучающихся позволяет приблизиться к решению этой задачи, поскольку она рассматривается как значимый ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса.
При всей актуальности роли данного аспекта в обеспечении психологического благополучия подростков, исследований данного вопроса крайне мало. К настоящему времени показана особая роль механизмов и факторов, связанных с актуализацией самопроцессов. Установлено, что значимый вклад в психологическое благополучие вносят самооценка; самоэффективность; самоконтроль; самонаправленность; внутренняя мотивация; саморегуляция. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится проведение исследований, в ходе которых ставится задача изучить прогностические факторы благополучия, такие как саморегуляция. Исходя из положений В. И. Моросановой, стратегии саморегуляции, а также целевая ориентация и внутренняя мотивация положительно прогнозируют психологическое благополучие обучающихся [2].
Вопрос выявления и изучения наиболее эффективных психологических механизмов развития саморегуляции в подростковом возрасте является также одним из недостаточно разработанных. Кроме того, потребность в достоверных научных знаниях о сущности, структуре, механизмах формирования саморегуляции человека на разных этапах его становления испытывают представители различных сфер деятельности, такие как педагоги-психологи, педагоги, социальные работники.
Найти ёмкое и исчерпывающее определение саморегуляции непросто ввиду сложности этого явления и разнообразия методологических подходов к его изучению. Исходя из положений М. Познера, саморегуляция определяется как способность произвольно приспосабливать поведение к требованиям ситуации, то есть инициировать, тормозить или изменять вербальные или моторные акты поведения, это внутренне направляемая способность регулировать аффект, внимание и поведение, которая нужна, чтобы эффективно реагировать как на внутренние, так и внешние требования [6].
Согласно Н. Г. Савиной, в определениях саморегуляции отмечается ее адаптивный характер (изменение поведения в соответствии с требованиями ситуации); указывается на процессы, подвергающиеся регуляции (моторное и речевое поведение, эмоции и внимание); отмечается характер изменения поведения (торможение, модуляция или инициация); и подчеркивается опосредующая роль образных и вербальных репрезентаций [5].
Кроме того, в настоящее время нестабильные социально-экономические условия жизнедеятельности человека, переоценка многих нравственных ориентиров, высокий ритм жизни подвергают личность возрастающим информационным и эмоциональным нагрузкам. Данные явления приводят к возникновению роста тревожности и отрицательных психических состояний человека, в связи с чем обостряется проблема формирования и совершенствования способностей индивида к управлению собственными ресурсами, регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним состоянием и формами поведения.
Обозначенные выше процессы оказывают прямое влияние на подростков, которым в силу возрастных особенностей свойственны повышенная возбудимость, импульсивность, совершение необдуманных действий и поступков. Это приводит к возникновению необходимости организационной целенаправленной психолого-педагогической деятельности по развитию саморегуляции у подростков, поскольку умение человека регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях является важным показателем зрелости личности, что во многом определяет успешность ее в процессе жизнедеятельности. Далее, в подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия. Развитие саморегуляции определяет формирование такого важнейшего качества личности, как самоэффективность.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в котором акцентируется значимость личностных и метапредметных результатов обучения, определяет четкие ориентиры в отношении приобретаемых компетенций — совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности [1].
Далее рассмотрим общевозврастные особенности в развитии личностной саморегуляции. Исходя из положений Д. Б. Петровой, на протяжении подросткового возраста происходят динамические прогрессивные изменения всех структурных компонентов личностной саморегуляции: внутренней активности, базовых ценностей и рефлексии, что свидетельствует о качественных сдвигах в ее развитии и повышающихся возможностях подростков в плане регуляции [3].
Становление личностной саморегуляции носит процессуальный характер, динамика развития ее показателей указывает на связь с этапами подросткового возраста. В соответствии с точкой зрения К. Н. Поливановой, в развитии личной саморегуляции можно выделить стабильный период (11–12 лет) и кризисный период (13–16 лет), что соответствует хронологии подросткового возраста [4]. Личностная саморегуляция характеризуется ведущими показателями активности: открытостью младших подростков во взаимоотношении с самим собой, мотивацией социального одобрения в регуляции поведения, при этом у части подростков доминирует ориентация на себя. Однако младшие подростки зачастую не ощущают себя уверенными, самостоятельными и волевыми, еще не могут осуществлять саморуководство и саморегуляцию в полном объеме, во многом зависят от средовых влияний. В нравственных представлениях младших подростков есть зависимость от взрослых, а ответственность в этом возрасте еще не является смыслообразующей ценностью, хотя уже включена в структуру регуляции.
Благодаря личностному регулированию в подростковый период закладываются основы социально-нравственного поведения, формируется общая направленность нравственных представлений и установок, обеспечивается становление нравственной активности и в целом социального развития подростка, что способствует его развитию как личности.
Таким образом, развитие саморегуляции представляет собой важный аспект социализации ребенка, и знание того, как развивается саморегуляция, является существенным для понимания как нормального, так и аномального развития. Саморегуляция снижает вероятность проявлений девиантного и делинквентного поведения подростков. В этом контексте обучение субъектов образовательного процесса эффективным стратегиям саморегуляции рассматривается как одно из ведущих направлений в области сохранения психического здоровья.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Текст: электронный // fgos.ru: [сайт].
- Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия / В. И. Моросанова. — Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2019. — № 4. — С. 5–21.
- Петрова, Д. Б. Роль рефлексии в саморегуляции произвольной активности подростков с трудностями общения со сверстниками 2012. — 23 c.: специальность 19.00.13 «Психология развития»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Петрова Дина Борисовна; Белгородский государственный национально исследовательский университет.. — Белгород, 2012. — 23 c. — Текст: непосредственный.
- Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. — 2-е изд. — Москва: Академия, 2000. — 184 c. — Текст: непосредственный.
- Савина Е. А. Проблема развития произвольной регуляции у детей в современной западной психологии / Е. А. Савина. — Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. — 2015. — Том 4. № 4. — С. 45–54.
- Posner M. I., Rothbart M. K. Developing mechanisms of self-regulation // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. № 3, P. 427–441.