Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста как фактор подготовки к школьному обучению

Педагогика
01.12.2025
4
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается актуальность развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается тезис о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта является не менее важным условием успешной адаптации и обучения в школе, чем интеллектуальная и когнитивная готовность. Анализируются структурные компоненты эмоционального интеллекта применительно к дошкольному детству. Представлена система педагогической работы, включающая цели, задачи, методы и приемы, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка. Статья адресована педагогам дошкольного образования, психологам и родителям.
Библиографическое описание
Абдряшитова, З. Р. Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста как фактор подготовки к школьному обучению / З. Р. Абдряшитова, Е. А. Гребенникова, Л. В. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 435-438. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130790.


Введение

Современная система образования переживает— сдвиг парадигмы от знание-ориентированного подхода к личностно-развивающему. В контексте дошкольной педагогики это означает, что подготовка ребенка к школе не может сводиться лишь к формированию академических навыков (чтения, счета, письма). Все более очевидной становится необходимость развития «мягких навыков», среди которых ключевое место занимает эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект— это способность человека распознавать, понимать, управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других людей, а также использовать эту информацию для управления мышлением и деятельностью [6, с. 45]. Для ребенка старшего дошкольного возраста, стоящего на пороге систематического обучения, развитие этой способности является критически важным. Школьная жизнь предъявляет высокие требования к его эмоциональной устойчивости: необходимо выстраивать отношения с одноклассниками и учителем, справляться с фрустрацией при неудачах, подчиняться правилам, концентрировать внимание — все это напрямую зависит от зрелости эмоциональной сферы.

Проблема исследования заключается в существующем противоречии между признанием важности эмоционального интеллекта и недостаточной проработанностью практических методов его целенаправленного развития в условиях дошкольной образовательной организации.

Цель статьи — теоретически обосновать и представить практическую систему работы по развитию эмоционального интеллекта у детей 5–7 лет как неотъемлемого компонента подготовки к школе.

Теоретические основы эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте:

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в научный обиход в 1990-х годах П. Саловеем и Дж. Мейером, а популяризировано благодаря работам Д. Гоулмана. Применительно к дошкольному возрасту структуру эмоциональный интеллект можно представить в виде следующих взаимосвязанных компонентов:

Восприятие и идентификация эмоций. Это базовый компонент, который включает в себя способность ребенка распознавать собственные эмоциональные состояния (радость, грусть, гнев, страх, удивление) и адекватно интерпретировать эмоции других людей по выражению лица, позе, интонации голоса. Дошкольник учится «считывать» эмоциональный контекст ситуации.

Понимание причин и последствий эмоций. Ребенок начинает осознавать, что определенные события, мысли или действия вызывают конкретные эмоции («я расстроился, потому что башня упала», «мама обрадовалась, потому что я убрал игрушки»). Он учится прогнозировать эмоциональные реакции окружающих.

Эмоциональная регуляция и управление эмоциями. Это способность контролировать интенсивность и выражение своих эмоций, особенно негативных (гнева, обиды, раздражения). Ребенок осваивает социально приемлемые способы выражения чувств, а не действует импульсивно.

Использование эмоций для решения задач. Высший уровень развития эмоционального интеллекта, который у дошкольников только начинает формироваться проявляется в способности использовать эмоциональный настрой для повышения эффективности деятельности (например, «сейчас я спокоен и сосредоточен, поэтому смогу собрать этот сложный пазл») или в способности мотивировать себя с помощью положительных эмоций. Старший дошкольный возраст (5–7 лет) является сенситивным периодом для развития эмоционального интеллекта. В этом возрасте эмоции становятся более осознанными, произвольными, формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические). Ребенок активно осваивает социальные нормы, регулирующие эмоциональную экспрессию [3, с. 112].

Влияние эмоционального интеллекта на успешность школьного обучения

Сформированность компонентов эмоционального интеллекта напрямую влияет на адаптацию и успехи первоклассника. Рассмотрим эту связь подробнее:

Взаимоотношения с (сверстниками). Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом умеет договариваться, сотрудничать, проявлять эмпатию, разрешать конфликты конструктивно, а не с помощью агрессии или слез. Это позволяет ему легко влиться в коллектив и занять комфортную социальную нишу, что, в свою очередь, создает благоприятный эмоциональный фон для обучения.

Взаимоотношения с учителем. Умение «считывать» эмоциональное состояние взрослого, понимать его инструкции и адекватно реагировать на замечания способствует построению позитивных отношений с педагогом. Такой ребенок воспринимается как «удобный», внимательный и отзывчивый.

Учебная мотивация. Дети с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают связь между усилиями и результатом. Они способны переживать радость от познавательного процесса и успеха, что является мощным внутренним мотиватором. Неудачи не вызывают у них проблему, а воспринимаются как задача, которую нужно решить.

Самоконтроль и произвольность. Школьное обучение требует умения управлять своим поведением и вниманием. Развитая эмоциональная регуляция позволяет ребенку сдержать импульс побегать на уроке, спокойно дождаться своей очереди, сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересное.

Снижение тревожности. Понимание своих эмоций и владение способами их регуляции помогают ребенку справляться со школьным стрессом и тревогой, которые неизбежно возникают в новой, непривычной обстановке.

Таким образом, инвестиции в развитие эмоционального интеллекта в дошкольный период являются надежным вкладом в будущие академические и социальные достижения ребенка.

Система педагогической работы по развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников

Целенаправленная работа по развитию эмоционального интеллекта должна быть интегрирована во все виды детской деятельности и осуществляться в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Ее основу составляют игровые технологии, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ эмоционального интеллекта для успешной социально-психологической адаптации к школьному обучению.

Задачи:

1. Обогатить эмоциональный словарь детей.

2. Научить распознавать, различать и называть собственные эмоции и эмоции окружающих.

3. Сформировать умение понимать причины возникновения эмоциональных состояний.

4. Обучить безопасным и социально приемлемым способам выражения и регуляции эмоций.

5. Развивать способность к эмпатии и сопереживанию.

Методы и приемы работы:

1. «Эмоциональный ликбез»: беседы и чтение художественной литературы.

Проведение бесед с использованием вопросов: «Как ты думаешь, что почувствовал герой?», «Почему он расстроился?», «А что бы ты почувствовал на его месте?».

Целенаправленный подбор литературных произведений, в которых ярко описаны переживания героев (например, сказки, рассказы Н. Носова, В. Осеевой, стихи А. Барто). Анализ поступков персонажей с эмоциональной точки зрения.

2. Игротерапия.

Сюжетно-ролевые игры: моделирование социальных ситуаций, требующих проявления эмпатии, договоренностей, разрешения конфликтов («Поликлиника», «Семья», «Школа»).

Игры-драматизации: проживание эмоций через воплощение в роли.

Дидактические игры:

«Угадай эмоцию» (по пиктограмме, фотографии, описанию).

«Эмоциональное лото».

«Зеркало» (один ребенок изображает эмоцию, другой повторяет).

«Солнечные зайчики» (релаксационное упражнение на снятие мышечного и эмоционального напряжения).

3. Проективная и изобразительная деятельность.

Рисование эмоций: «Радость — это желтый цвет, давай ее нарисуем», «Нарисуй свой страх, а потом мы его закрасим и прогоним».

Лепка «портретов» разных эмоций.

Использование «Коврика злости» — специального места, где ребенок может потопать, покричать, чтобы выплеснуть гнев.

4. Создание «Эмоциональной среды» в группе.

«Уголок настроения»: место, где ребенок с помощью пиктограмм, цветовых карточек или других символов может обозначить свое текущее эмоциональное состояние. Это помогает педагогу отслеживать настроение в группе и вовремя оказывать поддержку.

«Коробочка-мирилка»: предмет, способствующий примирению после ссоры.

«Мешочек/Сундучок добрых дел»: в него дети кладут фишки или записочки, когда совершают хороший поступок, что формирует положительную самооценку и мотивацию.

5. Работа с родителями.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций («Эмоциональный интеллект: что это и зачем его развивать?», «Как помочь ребенку справиться с гневом?»).

Организация совместных детско-родительских мероприятий (тренинги, мастер-классы).

Информирование через папки-передвижки и буклеты о важности эмоционального развития и конкретных приемах, которые можно использовать дома.

Пример занятия (фрагмент) по теме «Страх и храбрость»:

Ритуал начала: приветствие «Передай улыбку».

Беседа: «Что такое страх? Когда ты боишься? Бывает ли страх полезным?» (Обсуждение, что страх предупреждает об опасности).

Чтение и обсуждение: отрывок из сказки «Трусливый Заяц» или стихотворения о страхе.

Игра «Темная пещера»: ребенок заходит в импровизированную «пещеру» (из ткани и стульев), где находит «сокровище» (красивый камень, наклейку), преодолевая символический страх.

Рисование: «Нарисуй свой страх, а потом преврати его во что-то смешное или нестрашное».

Релаксация: упражнение «Воздушный шарик» (напряжение-расслабление мышц).

Ритуал окончания: круг «Я сегодня молодец, потому что.»...

Заключение

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста — это не модное веяние, а объективная необходимость, продиктованная запросами современной школы и общества в целом. Ребенок, наделенный способностью понимать и управлять своими эмоциями, понимать чувства других, обладает ключевым инструментом для построения гармоничных отношений с миром и самим собой.

Представленная в статье система работы, основанная на интеграции различных методов и приемов в образовательный процесс дошкольного образования, показывает, что развитие эмоционального интелекта — это управляемый и целенаправленный процесс. Систематические занятия, наполненные игрой, творчеством и доверительным общением, позволяют сформировать прочный фундамент для будущей успешной и счастливой жизни ребенка, начиная с самого важного ее этапа — школьного обучения. Задача дошкольной педагогики — обеспечить каждому ребенку не только интеллектуальный, но и эмоциональный багаж, необходимый для этого путешествия.

Литература:

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 78–86.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2009. — 478 с.

3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М.: Академия, 2004. — 288 с.

4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.

5. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение, 1995. — 291 с.

6. Холмс, П. Игра внутреннего ребенка / П. Холмс. — М.: Независимая фирма «Класс», 2014. — 320 с.

7. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г. Юдина. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 435-438):
Часть 7 (стр. 435-499)
Расположение в файле:
стр. 435стр. 435-438стр. 499

Молодой учёный