К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 10.04.2020

Статья просмотрена: 1374 раза

Библиографическое описание:

Сёмина, Р. Р. К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка / Р. Р. Сёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68722/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное развитие, эмоции, чувства, управление эмоциями, развитие, ребенок, ранее развитие, психологическое развитие ребенка, поведение ребенка.

В начале ХХ века значительное внимание в развитие личности уделялось умственному развитию (IQ). Большая часть тестов и программ обучения были направлены на развития когнитивных способностей (память, внимание, концентрация, восприятие, быстрота реакции и т. д.). Считалось, что развитие этих навыков повысит социальную значимость индивида и позволит улучшить качество жизни. Однако, лонгитюдные исследования личности показали, что повышенный уровень коэффициента умственного развития (IQ) не является залогом успешности и социальной адаптации [3 с.6–7]. Также ученые пришли к выводу, что развитие только элементов общего интеллекта, но игнорирование развития эмоциональной и социальной сферы, может привести к состоянию душевных беспокойств, эмоциональных взрывов, частых конфликтных ситуаций, к состоянию неудовлетворенности своей жизнью, к трудностям в построении взаимоотношений и получении социальной поддержки [1 с.20–27].

Эмоциональный интеллект рассматривается как способность, которая помогает не только определять свое эмоциональное состояние, понимать причину настроений, применять эмоции для стимуляции мышления и построение межличностных отношений, но и как способность определять эмоциональное (психическое) состояние других людей, влиять на поведение, предвидеть и выбирать оптимальные стратегии реагирования [2 с.22–26].

«Эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов» (Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R., 1997)

Родившись, ребенок уже испытывает базовые эмоции, но не может ими управлять и осознавать. Эмоции необходимы младенцу для выживания и взаимодействия с родителем. Благодаря проявлению эмоций, родитель определяет потребности младенца и удовлетворяет по необходимости. Х.Остер и П.Экман говорили о том, что уже с момента рождения младенец может проявлять эмоции через мимику. А с 20 недели беременности эмбрион способен менять выражение лица (Oster, Ekman,1978). Доказано, что значимую роль в освоении и проявлении эмоций в раннем детстве через освоение мимики играет мать. В зависимости от ее реакций, демонстрацию эмоций при общении, формируется эмоциональная экспрессия у ребенка. С появлением речи, ребенок начинает использовать вербальный канал для определения эмоционального переживания и состояния [3 с.62–63].

По мере взросления родитель обучает ребенка осознавать свое эмоциональное состояние, помогает определить испытываемую эмоцию, назвать ее, указать на причины возникновения. Таким образом ребенок знакомится с миром эмоций.

Безусловно, эмоциональная осведомленность родителя играет значительную роль в формировании навыков эмоциональной грамотности у ребенка.

Однако, бывает и такое, что родитель накладывает запрет на проявление «неприятных» эмоций, концентрируясь только на «приятных» надеясь на то, что ребенок обретет позитивный жизненный настрой, концентрируясь только на положительных эмоциях. Исследования показали, что, подавляя эмоции ребенка, разделяя переживаемые чувства на «приемлемые» и «неприемлемые» родитель блокирует «эмоциональную чуткость» ребенка на подсознательном уровне. Таким образом, подавление «неприемлемых» переживаний дестабилизирует психику ребенка. Признаками выступают: сложности в построении межличностных отношений, неспособность определить свои истинные желания и потребности, трудности в адаптационном процессе, соматизация. Например, подавление эмоции грусти и печали у мальчиков раннего возраста, может привести к отсутствию способности проявлять заботу, любовь, поддержку во взрослой жизни. Запрещая девочке испытывать эмоцию «злость», приписывая эту эмоцию только «нехорошим девочка», в будущем могут возникнуть проблемы с выстраиванием личных границ и способностью выражать свою потребность, не испытывая страха.

Ребенок, не имеющий опыта переживания отрицательных эмоций, в будущем может не испытывать эмоциональную реакцию на данные эмоции, возникает «эмоциональная холодность», что безусловно осложнит выстраивание социальных взаимодействий. Психическое здоровье ребенка зависит не от самого факта наличия приятных и неприятных эмоций в жизни, а от их равномерной периодизации (Крутицкая, Василенко, 2013; Мухамедрахимов, 2007). Доказанный факт, что дети, имеющие опыт переживания грусти, вырастут более эмпатичными, чем те, которых оберегали от этих эмоций (Hoffman, 1981) [3 с.68–69].

Ребенку необходимо понимать и проявлять свои эмоции в полном объеме — это учит понимать себя, свои потребности, определять личные границы свои и другого человека, выстаивать социальные взаимодействия.

Развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального интеллекта становится одной из актуальных проблем настоящего времени и взрослых, и детей. Ускорение темпа жизни, информативная насыщенность, увеличение числа факторов стресса и сокращение времени для восстановления и отдыха приводит к эмоциональной напряженности, повышению уровня тревожности, агрессивности, эмоциональному выгоранию [4 с.3].

С раннего возраста ребенок подвержен повышенной информационной нагрузке: программы раннего развития, иностранные языки, ранняя подготовка к школе, цифровые способы обучения. В большей степени все эти программы направленны на развитие интеллектуальных навыков ребенка. Однако эмоционально-волевая сфера не менее важна и поможет обрести следующие навыки:

– Понимание своих эмоций и чувств;

– Контроль над своим поведением;

– Способность определить эмоции другого человека и принять их;

– Коммуникабельность;

– Эмпатия;

– Способность использования эмоций для решения текущих задач;

– Развить гибкость мышления и восприятия;

– Способность установить личные границы и принять личные границы другого;

Все это элементы эмоционального интеллекта и именно эти навыки повысят социальную значимость и успешность во взрослой жизни [6 с.58].

Стоит отметить, что применение некоторых техник по развитию эмоционального интеллекта ребенка возможно использовать уже с 2–3 летнего возраста, совершенствуя и усложняя по мере роста ребенка. Так, например, домашние игры на определение эмоций у героев, позволят развить навык идентификации эмоций. Дискуссия и рефлексия после просмотра фильма, поможет с развитием эмпатии и понимании спектра эмоций, позволит расширить эмоциональную лексику.

Вариантом развития эмоционального интеллекта может являться приобретение жизненного опыта ребенка. Доказано, что эмоциональный интеллект ребенка значительно ниже, чем у взрослого человека, объективно он и не может быть ему равен. Именно поэтому важность развития эмоционального интеллекта с раннего детства неоспорима [5 с.37].

Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать и использовать этот ресурс для достижения успеха в личной, профессиональной и творческой жизни, делая эти сферы успешнее, счастливее и гармоничнее.

Литература:

  1. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. No 4.
  2. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск: СГПУ, 2004.
  3. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С., Мигун Ю. П. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах //Учебно-методическое пособие: теоретическая часть. Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. — 135
  4. Андреева.И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. //-Новополоцк: ПГУ, 2011. — 388 с.
  5. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. — М.: “КСП+”, 2003. — 272 с.
  6. Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. — М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004. — 174 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоция, ребенок, развитие, эмоциональный интеллект ребенка, взрослая жизнь, раннее детство, ранний возраст, умственное развитие, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Воспитание эмоций и чувств дошкольника

В статье раскрывается проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка. Одна из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закон...

Семья как фактор психологического здоровья детей

Данная статья посвящена проблеме изучения семьи как фактора психологического здоровья. Автором рассмотрены негативные и позитивные влияния семьи на ребенка.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Похожие статьи

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Воспитание эмоций и чувств дошкольника

В статье раскрывается проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка. Одна из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закон...

Семья как фактор психологического здоровья детей

Данная статья посвящена проблеме изучения семьи как фактора психологического здоровья. Автором рассмотрены негативные и позитивные влияния семьи на ребенка.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Задать вопрос