Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
Автор: Савченко Юлия Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 01.03.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Савченко, Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте / Ю. В. Савченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9062/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: развитие, эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональное воспитание, технологии и методы развития эмоционального интеллекта у ребенка.
В дошкольном возрасте дети находятся на стадии активного развития своей личности, формируются их внутренние механизмы саморегуляции и эмоционального восприятия мира. Развитие эмоционального интеллекта, то есть способности осознавать и управлять своими эмоциями, важно для формирования психологической устойчивости, адаптации в обществе и успешного обучения. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты развития эмоционального интеллекта у дошкольников.
Эмоциональное воспитание является необходимой константой в формировании личности воспитанника ДОО. С появлением гаджетов дети все больше и больше времени стали проводить компьютером или смартфоном. Следствием этого стала раздражительность, импульсивность. Совершенствование кругозора и неумение его применять и объяснять на практике не является залогом будущей успешности в жизни маленького Человека. И не менее важно, чтобы он владел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
— умением контролировать свои чувства так, чтобы эмоции не «переливались через край»;
— способность сознательно влиять на свои чувства и эмоции;
— умением признавать свои чувства «как есть»;
— возможность использовать эмоции во благо себе и окружающим;
— эффективно общаться и находить с окружающими «общие точки соприкосновения»;
— способностью признавать чувства других;
— сочувствовать людям. [1]
Результаты исследований показывают:
— у воспитанников ДОО не сформированы эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе и окружающим;
— у ребят не выработаны черты характера, которые способствуют взаимопониманию в процессе игры;
— у детей не развиты навыки общения в разных жизненных ситуациях с окружающими людьми. [5]
Все эти нарушения мешают психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка, ведь эмоции — это главная составляющая психической жизни человека. [2]
Что же входит в понятие «эмоциональный интеллект»? Эмоциональный интеллект — это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. [1] У детей дошкольного возраста уже развиты некоторые виды эмоций. Такие как: зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение, застенчивость. И в этот главный в жизни период можно прививать эмоциональные привычки и навыки, которые имеют решающее значение для всей дальнейшей жизни человека.
Для развития эмоционального интеллекта дошкольников используют разные технологии и методы. Наиболее эффективные — это:
- Сюжетно-ролевые игры, в которых воспитанники учатся понимать других людей, их настроения и желания. Например, одна из форм таких игр — кукольный театр.
- Чтение сказок и произведений детской художественной литературы. В таких книгах добро и зло четко разделены, и четкая авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы «стать» положительным героем.
- Творческая деятельность: рисование, аппликация, конструирование, лепка. Любые поделки формируют «чувство вкуса прекрасного». Ребенок переносит увиденное затем на поступки и высказывания окружающих его людей.
- Специальные игрушки, обозначающие эмоции, и позволяющие придумывать вместе с воспитанниками истории приключений, при этом понимая, что чувствует их герой.
- Совместная деятельность педагога, родителей и ребенка дома или в ДОО.
Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей.
А именно:
- Умение расслабляться. (Дома или в детском саду можно и нужно свое место, где необходимо проводить время в одиночестве и спокойствии (своеобразный ритуал)).
- Умение замечать все вокруг и оценивать значимость этого в положительном ключе. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями.
- Беседы о том, что хорошего произошло за день.
- Укрепление психологической устойчивости посредством визуализации. Помочь представить ребенку неприятную ситуацию и обговорить все моменты того, как полностью побороть ее положительными эмоциями.
- Использование воображения для получения именно положительного конечного результата.
- Осознание своих мыслей и чувств. Работа с ними. Например, спрашиваем ребенка о том, что вызвало гнев. Учим понимать то, как воспитанник себя чувствует при этом. И как посредством положительных эмоций победить гнев. Здесь важно мнение и поведение родителей ребенка. Если родители дают хороший пример для подражания, то ребенок будет верить им и подражать.
- Социальные навыки и эмпатия. Развитие эмпатии, то есть способности воспринимать и понимать чувства других людей, также является важной составляющей эмоционального интеллекта. Дошкольники должны учиться уважать чувства других, проявлять доброту и заботу, а также уметь находить общий язык со сверстниками. Педагоги могут стимулировать развитие эмпатии через обсуждение различных ситуаций, ролевые игры и другие методы.
В заключение, развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании личности ребенка. Педагоги и родители должны уделять должное внимание развитию навыков осознания и управления эмоциями, саморегуляции, эмпатии и социальных навыков у детей, чтобы обеспечить им психологическую устойчивость и готовность к успешной социализации и обучению.
Литература:
- Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.:БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С.78–86.
- Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. — 2013. — № 5. — С.24–31.
- Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие дошкольников. // Начальная школа: плюс — минус. — 2001. — № 4. — С.12–14.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2008. — № 1 — С.12–20.
Ключевые слова
развитие, эмоциональный интеллект, эмоции, эмоциональное воспитание, технологии и методы развития эмоционального интеллекта у ребенкаПохожие статьи
К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка
В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.
К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания
В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка
В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...
Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития
В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.
Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)
В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.
Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...
Похожие статьи
К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка
В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.
К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания
В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка
В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...
Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития
В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.
Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)
В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.
Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...