Задачей современной школы является воспитание всесторонне развитой личности, способной к самообразованию и коммуникации. Любая успешная коммуникация предполагает взаимопонимание собеседников с целью выполнения задач общения. Успешность коммуникации зачастую зависит не только от заинтересованности сторон, темы разговора, уровня развития общего интеллекта человека, но и от уровня развития его эмоционального интеллекта.
Впервые рассматривать социальное взаимодействие людей как вид интеллекта учёные стали с начала ХХ века. Под эмоциональным интеллектом понимают совокупность навыков понимания своих и чужих эмоций, намерений, желаний и мотивов, умения управлять ими и использовать в конкретной ситуации. [2; 60] В некоторых случаях эмоциональный интеллект человека (EQ) может быть гораздо важнее коэффициента интеллекта (IQ). Высокий уровень эмоционального интеллекта считается одним из главных навыков выживания — благодаря ему человек быстро адаптируется в критических ситуациях, умеет договариваться с людьми, располагать к себе.
Вопрос о сензитивном периоде развития эмоционального интеллекта является спорным. По одной из наиболее распространённых точек зрения самым благоприятным периодом развития эмоционального интеллекта является детство. [1; 32] Так как именно в детстве ребёнок вступает в первые межличностные отношения и получает опыт коммуникации. От успешности первых социальных связей зависит дальнейшее формирование личности человека. В период раннего и дошкольного детства задачей родителя является отслеживание поведения ребенка при его взаимодействии с другими людьми и его реакции на сложившиеся ситуации. В дальнейшем, начиная с младшего школьного возраста целесообразно направленно работать с эмоциональной сферой жизни ребёнка, учитывая особенности его характера.
В статье «Влияние типа темперамента на уровень эмоционального интеллекта у старшеклассников» О. Т. Фялковская говорит о том, что «ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте является общение, а формирование тесных межличностных взаимоотношений невозможно без эмоционального компонента». [5; 4] На наш взгляд, для того чтобы к старшему школьному возрасту ребёнок мог беспрепятственно взаимодействовать с окружающими и не испытывать трудности с пониманием личностных переживаний, необходимо начинать работу над повышением уровня эмоционального интеллекта в начальной школе. Так как большую часть своего времени ребёнок 7–11 лет проводит в школе, соответственно, частично ответственность за развитие эмоционального интеллекта школьника ложится на учителя.
Эмоциональный интеллект условно делят на четыре компонента: восприятие, понимание, управление, стимулирование мышления [4; 40]. По нашему мнению, эмоциональный интеллект можно развивать как в спонтанных, так и в специально созданных ситуациях. Например, на уроках наиболее удобным и распространённым способом его развития является работа в команде. В сотрудничестве ребёнок учится воспринимать эмоции других людей по выражению лица, голосу, жестам.
На первых этапах работы в команде выявляется лидер, от поведения которого также зависит микроклимат команды — участники подстраиваются под общее настроение группы. В противном случае возникает конфликт, который также раскрывает уровень развития эмоционального интеллекта обучающихся. Для урегулирования конфликта необходимо затронуть второй компонент эмоционального интеллекта — понимание — установление причинно-следственной связи между эмоциями и событиями, её вызвавшими. На данном этапе учителю следует выступить в роли третейского судьи. Нельзя оставлять конфликт без внимания, учителю следует выслушать конфликтующие стороны и помочь им выяснить причину спора. В диалоге важно уделить внимание именно эмоциональной составляющей конфликта: устранить проблему, вызывающую негативную реакцию у ребёнка, сделать акцент на тех чувствах, которые испытывает школьник в данный момент, попросить проговорить вслух все обиды и недовольства, а также заострить внимание на чувствах собеседника. В диалоге могут быть использованы следующие фразы: «Меня оскорбили/задели/ранили слова о том, что…», «Мне стало обидно от того, что…», «Я понимаю, что ты хотел сделать лучше, но…». Высказывания должны быть основаны на чувствах и переживаниях ребёнка. Учителю важно выстроить ситуацию таким образом, чтобы школьники вели диалог друг с другом, а не с педагогом. Благоприятным исходом конфликта станет понимание и принятие своих чувств и чувств оппонента.
Работа с формированием следующих двух компонентов: управление эмоциями и стимулирование мышления подразумевают более тщательную подготовку. Под управлением эмоциями понимается умение контролировать собственные эмоции, а также использовать чужие эмоции для достижения определённых целей. Стимулированием мышления называют способность направлять эмоции и чувства в нужное русло (творчество, спорт учёба и т. д.).
В рамках учебного плана проблематично уделять внимание развитию эмоционального интеллекта, однако, интеграция уроков с внеурочной деятельностью упрощает этот процесс. Например, можно провести более глубокий анализ художественных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. В рамках учебного предмета на изучение произведения обычно отводится не более двух часов, где обучающиеся успевают проанализировать сюжет, образ героев, задумку автора. Продолжив работу с произведением на занятиях внеурочного курса общекультурной направленности, можно предложить школьникам разыграть спектакль по произведению. На этапе подготовке учителю следует обратить особое внимание на чувства и эмоции персонажей, чтобы ребёнок понимал и осознавал, почему герой поступает в сложившейся ситуации тем или иным образом.
Помимо спектакля можно предложить школьникам написать продолжение произведения от лица второстепенного героя, описывая его поведенческие мотивы. Затем ученик должен рассказать монолог классу от первого лица, чтобы максимально доступно и правдоподобно передать чужие эмоции. С помощью такого приёма ребёнок перенесёт личные чувства на вымышленного персонажа, тем самым транслируя и лучше переживая собственные эмоции. Этот способ можно также использовать в качестве диагностики психологического состояния школьника. Он неосознанно переложит свою модель поведения на героя.
Аналогичную работу с анализом эмоций можно провести с героями мультфильмов и детских фильмов. После совместного просмотра кино предлагается обсудить конкретные ситуации, в которых наиболее отчётливо прослеживаются эмоции актёров. Этот метод нагляднее предыдущего, так как есть возможность совместить интонацию голоса персонажа с его мимикой, жестами и охарактеризовать его эмоциональное состояние. Можно приостановить просмотр на кульминационном моменте и предложить детям угадать, что будет дальше и как поступит герой в том или ином случае, спросить, как бы они себя вели в похожей ситуации.
Несомненно, большую роль в становлении личности ребёнка играет учитель. [6; 5] Ребёнок неосознанно перенимает его модель поведения, поэтому учитель должен обладать высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и грамотно выражать свои чувства. Безусловно, уроки должны быть насыщены разными эмоциями, но не перегружены ими. В 1–2-м классах учителю стоит проговаривать вслух свои эмоции, так как не все дети в этом возрасте могут правильно их интерпретировать. Также нельзя забывать о том, что эмоциональную оценку можно давать только поступкам ребёнка, но не его личности. Например, «Твой сегодняшний поступок меня расстроил, так поступать нельзя, понимаешь?», «Я расстроена вашим поведением на уроке», «Я очень рада, что все наконец-то выздоровели», «Я довольна результатами ваших работ». При проговаривании этих фраз очень важна мимика, голос, жесты, между ними не должно быть разногласий. На начальных этапах обучения нельзя использовать сарказм, так как это может нарушить понимание детьми истинных эмоций. Наигранные и неискренние эмоции также легко считываются детьми, поэтому стоит вести себя с ними максимально искренне.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, то развитие эмоционального интеллекта является важным составляющим его развития, это необходимо учитывать в процессе воспитания. Результатом развития эмоционального интеллекта выступает гармонично развитая личность младшего школьника, осознающая свои эмоции и умеющая ими управлять, а также способная хорошо разбираться в эмоциях других людей и понимать их причину. [3; 25]
Литература:
- Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014
- Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57–65
- Андреева, И. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга / И. Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 4 международной научно-практической конференции, 10–11 апреля 2009 года, г. Санкт-Петербург: редкол. В. Н. Дежкин [и др.]. — Ч. 1. — СПб: СПбИУиП, 2009. — С. 24–26
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.
- О. Т. Фялковская Статья «Влияние типа темперамента на уровень эмоционального интеллекта у старшеклассников»
- С. М. Шингаев, Е. В. Юркова Статья «Формирование и развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте»