Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.11.2023

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Курбанова, Л. Р. Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе / Л. Р. Курбанова, Т. Г. Ганичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 102-103. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107257/ (дата обращения: 16.12.2024).



Введение:

В современном образовании, обучение не должно ограничиваться только передачей знаний, а должно предоставлять возможности для развития критического мышления и креативности учащихся. Один из подходов, активно применяемых в начальной школе, — метод моделирования. В этой статье мы рассмотрим, какой вклад может внести использование данного метода на уроках начальной школы и какие преимущества он предоставляет для развития учащихся.

Метод моделирования на уроках в начальной школе — это эффективное учебное средство, которое помогает детям активно учиться и формирует общеучебные умения.

Основная идея метода моделирования [1] заключается в том, чтобы представить учебный материал в форме модели или схемы, которая помогает детям лучше понять и запомнить обобщенный материал. Моделирование позволяет ученикам активно взаимодействовать с учебным материалом, а не просто его пассивно принимать. Это способствует более глубокому усвоению знаний и развитию критического мышления.

Основная часть:

Что такое метод моделирования и как он применяется в начальной школе:

Метод моделирования — это процесс создания учебных моделей или макетов для исследования сложных концепций или явлений. В начальной школе данный метод используется для обучения различным предметам, включая математику, науку, и даже искусство. Преподаватель помогает учащимся создавать модели, используя различные материалы, исследуя при этом концепции или явления в практической среде.

Преимущества использования метода моделирования в начальной школе :

— Развитие критического мышления: Создание моделей предполагает предварительное планирование и обдумывание их конструкции. Учащиеся учатся анализировать и синтезировать информацию, применять логическое мышление при создании модели, а также оценивать результаты своей работы.

— Развитие креативности: Стимулирование фантазии и креативного мышления — одна из главных целей использования метода моделирования в начальной школе. Учащиеся имеют возможность проявить свою индивидуальность и найти уникальные решения для создания моделей.

— Практическое применение знаний: Моделирование позволяет учащимся применять знания, полученные на уроках, в реальной жизни. Они могут создавать модели, которые демонстрируют концепции, изучаемые на уроке, и применять эту информацию в практике.

Примеры использования метода моделирования на уроках начальной школы:

— В математике можно использовать модели для исследования геометрических форм, строительства числовых последовательностей и решения задач.

— В науке учащиеся могут создавать модели механизмов или физических явлений, чтобы лучше понять их принципы работы.

— В искусстве учащиеся могут использовать модели для создания трехмерных композиций или изучения перспективы.

При использовании метода моделирования на уроках в начальной школе, учитель может представить учебный материал в виде трехмерных моделей, графических схем, или использовать интерактивные задания на компьютере. Дети могут активно участвовать в создании моделей или схем, что способствует их творческому мышлению и развитию пространственного восприятия.

Этот метод также помогает формировать общеучебные умения у детей. В процессе моделирования, они учатся анализировать информацию, выделять главное, и строить логические связи. Они развивают навыки работы в команде, общения и представления своих идей. Эти навыки будут полезны им не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Один из методов моделирования –это кластер.

Этот метод может быть включен в учебный процесс для улучшения качества образования и повышения интереса детей к учебе.

Кластеры — это инструмент, используемый при моделировании, который представляет собой группировку связанных понятий или идей вокруг определенной темы.

Кластеры [2] позволяют учащимся видеть связь между различными концепциями и помогают им организовать и структурировать свои мысли. Они также способствуют развитию критического мышления, аналитических и проблемных навыков, а также укрепляют понимание основных концепций предмета.

Одно из основных преимуществ использования метода моделирования и кластеров на уроках начальной школы заключается в том, что это делает процесс обучения более интерактивным и увлекательным. Ребята активно участвуют в создании кластеров, выражают свои мысли, делают выводы и анализируют информацию. Это помогает им запоминать материал и углубить свои знания.

Кроме того, кластеры развивают творческое мышление учащихся. При создании кластеров они могут использовать свою фантазию и представление, чтобы объединить идеи в уникальные и оригинальные комбинации. Это позволяет детям мыслить вне рамок, находить новые связи и решать задачи более эффективно.

Метод моделирования и кластеры также помогают детям развивать свои социальные навыки. При создании кластеров они работают в группах, обмениваются идеями, слушают мнения других и совместно принимают решения. Это помогает им развивать коммуникационные и кооперативные навыки, которые являются важными для их будущего успеха.

Конечно, использование метода моделирования [3] и кластеров требует определенной подготовки со стороны учителя. Он должен правильно выбирать темы и понимать, как они связаны друг с другом. Учитель также должен активно поощрять учащихся к участию и созданию своих кластеров. Он может предоставлять ребятам списки ключевых слов или концептов, с которыми они могут работать, а также привлекать их к обсуждению и обмену идеями.

Метод моделирования на уроках в начальной школе с использованием кластеров является эффективным учебным средством, которое помогает детям активно учиться и формирует общеучебные умения. Он развивает критическое и творческое мышление, способствует развитию социальных навыков и составляет основу для организации и систематизации информации. Этот метод является не только интересным и вовлекающим, но и полезным для развития учащихся на ранней стадии их учебного пути

Заключение:

Использование метода моделирования на уроках начальной школы играет важную роль в развитии критического мышления и креативности учащихся. Он предоставляет им возможность активно применять знания в реальной жизни, стимулируя их фантазию и способствуя формированию навыков анализа и синтеза информации. Реализация данного метода в образовательном процессе начальной школы помогает детям осознать свои способности и потенциал в различных областях знания.

Именно поэтому, использование метода моделирования в образовании педагогами позволит воспитать в подрастающем поколении личность, использующую в жизни критическое мышление. А это значит, что человек будет более самостоятельным, с обобщенным мышлением, используя проблемные и критические принципы. Данная личность легко применяет аргументированные доводы в общении и легко социализируется в обществе.

А наша задача как педагогов — воспитать всесторонне развитую и успешную личность, внедрить ее в «мир» и ежедневно создавать ситуации успеха. Именно это является залогом счастливого детства.

Литература:

  1. Алан Дж. Роу «Креативное мышление» / Алан Дж. Роу. М.: НТ Пресс, 2020. — 176с.
  2. Арасланова Анастасия «Кластерный подход» / Анастасия Арасланова. — М. LAP Lamber Academic Publishing, 2017. — 208с.
  3. Лемберг Борис «Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление» / Борис Лемберг. — М.: Вектор, 2017. — 246 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, метод моделирования, использование метода моделирования, критическое мышление, кластер, ребенок, создание кластеров, создание моделей, урок, учебный материал.


Похожие статьи

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Влияние когнитивного искажения на развитие навыков критического мышления на уроках истории: проблемы и пути решения

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование диалоговой технологии в процессе преподавания английского языка в школе

Развитие критического мышления на уроках английского языка

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Похожие статьи

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Влияние когнитивного искажения на развитие навыков критического мышления на уроках истории: проблемы и пути решения

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование диалоговой технологии в процессе преподавания английского языка в школе

Развитие критического мышления на уроках английского языка

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Задать вопрос