Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Подготовка к школе

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.09.2018

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Муляр, Н. В. Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3567/ (дата обращения: 21.11.2024).



В настоящее время педагоги дошкольного образования, активно используют в своей деятельности технологию моделирования. Эффективность применения моделирования в обучении дошкольников формировании математических представлений была доказано Л. А. Венгер, Е. Е. Сапогова, Г. А. Глотова и другими педагогами — психологами в ходе исследований. А также положительное влияние данной технологии на формирование перцептивных, интеллектуальных и практических действий, развития мышления, легкого и быстрого совершенствования ориентировочной деятельности.

Актуальность применения технологии моделирования подчеркивается развитием государственной политики в сфере образования — воспитание и формирование интеллектуально-развитого, успешного человека, с большим потенциалом умственных возможностей. Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных способностей. Существенным аспектом современного подхода к формированию математических способностей дошкольника является то, что развитие моделирующих представлений является предпосылкой последующего овладения теми видами моделирования, которые выступают в качестве учебных действий. Метод моделирования используется во многих науках, на всех этапах научного познания.

Четыре года педагоги, воспитанники, родители нашей группы осуществляют формирование математических способностей по методике Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой «Игралочка — ступенька к школе» частично, основывающегося на технологию моделирования. Педагоги отмечают, что ограниченое использование технологии только в рамках организованной образовательной деятельности по развитию математических способностей у дошкольников недостаточно, особенно детям с низким начальным уровнем.

Эффективное влияние на развитие моделирующих представлений и моделирующей деятельности, по мнению педагогов, оказывает технология наглядного моделирования, применяемая непосредственно как во время организованной образовательной деятельности, так в индивидуальной и самостоятельной деятельности по средствам специально разработанных игровых упражнений. Новизна работы заключается в апробирования единой системы: использования учебно-методического пособия «Игралочка» и разработка на основе данного пособия игровых упражнений, имеющих основу моделирующих представлений и моделирующей деятельности детей.

Основываясь на экспериментально изученном генезисе моделирования, учитывающем возрастные психологические особенности детей, педагогами была опробована методика поэтапного введения моделей в процесс познания:

1 этап. Ознакомление детей с самыми простыми моделями, обеспечивающими начальную систематизацию или дифференциацию сенсорных ощущений. Учитывая, что при использовании моделей, детей привлекает сам способ замещения, а не использование модели в познании свойств.

2 этап. Освоение замещения и операции означения, предшествующих овладению математическим знаково-символическим языком.

3. Развитие моделирования как знаково-символической деятельности; освоение детьми различных моделей (изменение их обобщенности, системности); их самостоятельное применение в познании различного содержания.

Первый этап реализуется в младшем дошкольном возрасте (3–4 года). На данном этапе решаются следующие задачи:

– развитие умений устанавливать отношение «обозначаемое-обозначающее»;

– овладение разрозненными действиями замещения;

– накопление опыта использования простейших форм символизации;

– развитие мыслительных операций.

Основное средство познания — сенсорные эталоны, именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется, прежде всего, на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов: цвет, форма, размер и т. д. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, выделение каждого из них, установление связи функционирования между ними.

Второй этап реализуется в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет). На данном этапе моделирование из процесса замещения предметов, становится средством познания.

На втором этапе решаются следующие задачи:

– выделение наглядных структур и структурных связей с помощью моделей;

– развитие умственных способностей путем усвоения действий с наглядными символами;

– формирование различных форм символизации (графические модели предметов, применяемые при решении конструктивных задач и графический план, используемый при ознакомлении с пространственными отношениями);

– развитие мыслительных операций.

Третий этап реализуется в старшем дошкольном возрасте (5–7 лет). На данном этапе развитие у детей моделирующих способностей происходит по нескольким взаимосвязанным линиям: развитие моделирования как знаково-символической деятельности; освоение детьми различных моделей; их самостоятельное, осознанное применение в познании различного содержания. Средства познания: использование графических и знаковых моделей, схем и таблиц.

На данном этапе решаются следующие задачи:

– освоение детьми моделирования как способа познания;

– целенаправленное развитие различных форм: знаково-символической, графической, схематической, символической деятельности;

– использование модели как опоры действий для выделения и удерживания основания группировки предметов и установления связей;

– использование схем для обозначения действий сложения и вычитания, равенства-неравенства, определение с помощью символов групп с большим-меньшим количеством предметов;

– развитие мыслительных операций;

– формирование предпосылок универсальной учебной деятельности.

Результаты четырехлетней работы показали, что применение метода наглядного моделирования при систематизации знаний дошкольников по ознакомлению с математическими способностями дает ощутимые положительные результаты:

– наблюдается способность детей строить и использовать модельные образы для изучения объекта, его структурных связей и взаимосвязей между объектами;

– наблюдается развитие знаково-символической деятельности;

– наблюдается формирование и развитие мыслительных операций: классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

– наблюдается улучшения в развитие словесно-логического мышления;

– наблюдается улучшения в развитие высших форм образного мышления;

– наблюдается улучшения в развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи, восприятия;

– наблюдается формирование предпосылок универсальной учебной деятельности;

– наблюдается развитие интеллектуальных способностей, самостоятельности в познавательной деятельности воспитанников.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М., Просвещение, 1989.-127с.
  2. Лукашевич В. К. Модели и метод моделирования в детской деятельности / В.К Лукашевич. — С-Пб.: Изд-во «Мозайка-Синтез», 2012. — 145 с.
  3. Студенческая библиотека онлайн. — Режим доступа: http://studbooks.net/1326435/psihologiya/osobennosti_prostranstvennogo_myshleniya
  4. Студопедия.- Режим доступа: https://studopedia.org/13–111819.html
Основные термины (генерируются автоматически): развитие, этап, знаково-символическая деятельность, освоение детьми, технология моделирования, формирование, наглядное моделирование, организованная образовательная деятельность, различное содержание, универсальная учебная деятельность.

Похожие статьи

Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Применение технологий больших данных в сфере подбора и оценки персонала

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Похожие статьи

Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Применение технологий больших данных в сфере подбора и оценки персонала

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Задать вопрос