Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 24.03.2023

Статья просмотрена: 737 раз

Библиографическое описание:

Жакупова, Г. Ш. Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников / Г. Ш. Жакупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100917/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы пытаются определить педагогические условия для формирования креативного мышления младших школьников.

Ключевые слова: креативное мышление, креативность, функциональная грамотность, младший школьник, педагогические условия.

Эффективность модернизации казахстанского образования во многом зависит от степени использования объективных данных, полученных в рамках мониторинговых исследований и оценочных технологий. Огромный массив полученной информации позволяет соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять наиболее существенные проблемы, требующие решения. Результаты таких исследований становятся ориентирами для корректировки направлений проводимых реформ и прогнозирования состояния образования на ближайшие годы. Высокий уровень знаний школьников в различных научных областях рассматриваются многими странами мира как показатель конкурентоспособности страны в сфере фундаментальных наук и новейших технологий. Участие Казахстана в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет стратегическое значение для развития образования в стране [1].

В исследовании PISA в 2022 году впервые была введена оценка креативного мышления. Результаты исследования PISA-2022 дадут объективную оценку того, насколько 15-летние казахстанские школьники могут применять имеющиеся знания и принимать эффективные решения в нестандартных ситуациях.

Стремление людей соответствовать динамичным запросам современного общества выдвигает необходимость обладать универсальными навыками, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в новой ситуации, креативно подходить к решению поставленных задач, уметь критически отбирать информацию, активно действовать, реконструировать старое и создавать новое. Основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей — это способность к креативному мышлению. Привычка размышлять и способность находить оригинальные решения практических задач привносят неоценимый вклад в развитие всех сторон личности. Креативное мышление помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы современной жизни. Поэтому креативное мышление является компонентом функциональной грамотности человека. Наряду с другими видами грамотности креативное мышление помогает человеку быть функционально грамотным — способным использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Креативное мышление — это компетентность, которая позволяет производить идеи, решения, продукты, одновременно оригинальные, новые и релевантные для контекста, в котором они производятся.

Таким образом, мы делаем вывод, что развитие креативного мышления — это необходимость, выдвинутая временем и формирование креативного мышления в школьный период целесообразно начинать в начальной школе. Способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования.

Понятие креативность (лат. Creatio — создание, образ) в переводе с английского языка означает творчество, т. е. в самом общем виде это создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

В связи с этим выделяют четыре критерия креативности:

1) Беглость — количество идей, возникающих в единицу времени.

2) Оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых.

3) Гибкость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

4) Метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.

Выбранные Дж. Гилфордом и П. Торренсом критерии креативности (особенно оригинальность и беглость), большим числом авторов ставятся под сомнение. Отмечается, что показатели по тестам креативности не всегда совпадают с её проявлениями в жизни [2]. Большинство учёных считают, что творческие люди по-особому смотрят на окружающий мир, по-своему воспринимают предметы и явления. В отличие от обычных людей креативный человек видит в объектах больше деталей, замечает необычные свойства, находит скрытые признаки, быстро схватывает существенное, интуитивно чувствует возможные изменения в предметах и т. д. — все это дает ему возможность проявлять творческий подход в познании действительности.

Педагогическая наука выделяет три этапа творческого процесса:

1) Этап возникновения творческой ситуации, на котором учащийся сталкивается с чем-то новым, необычным и осознает противоречие между знанием и незнанием.

2) Эвристический этап, на котором осознаются стратегия решения проблемы, идея, замысел.

3) Этап завершения, на котором используются как логические, так и эмоционально-образные, эстетические, а также практические критерии и средства доказательства правильности, ценности полученного результата.

Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Креативность, как умственные способности и способность обучаться, не является закрепленной характеристикой, которой люди либо обладают, либо нет. Развитие креативности требует от учителей и учащихся систематичности и целенаправленности и может приобретаться через учебные дисциплины.

Младший школьный возраст рассматривается нами как сенситивный период для развития креативности, так как среди преимуществ этого возраста можно отметить интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенную впечатлительность, склонность к фантазированию. В этом возрасте наблюдается также смена ведущего вида деятельности — от игры к учебной деятельности, что позволяет эффективно развивать творческие способности младших школьников [3]. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они изобретательны в передаче интонации, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности [4]. Все это является ценным источником развития их креативности.

На необходимость развития креативного мышления в обучении указывают известные психологи и педагоги: Р. М. Грановская, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, П. Торренс, Г.ښАйзенк, Э. Боно, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, А. Осборн, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, А. Танненбаум, К. Тейлор, Г. Фишер, К. Хеллер, Я. А. Пономарев, Н. Ю. Посталюк, Р. Л. Солсо, В. А. Якунин, И. Я. Лернер, В. Н. Дружинин, А. И. Савенков и др.

В современном Казахстане данную проблему исследуют ученые: А. С. Жупарова и А. К. Кожахметова, Ж. С. Темербулатова и А. А. Нусюпаева, изучавшие методологические основы в области креативных индустрий; А. К. Мынбаева и Н. Р. Галимова, исследовавшие развитие креативности студентов в образовательной среде вуза.

В то же время, по мнению Р. Л. Солсо, проблема креативного мышления остается малоизученной, так как за многие годы изучения мышления не возникло ни одной крупной теории, которая смогла бы объединить разрозненные и иногда конфликтующие исследования творчества [5].

В педагогической теории и практике не нашли должного освещения такие составляющие педагогических условий, как способы и средства формирования креативного мышления младших школьников в процессе их обучения.

Для активизации креативного мышления младших школьников необходимо, чтобы обучение носило развивающий характер, формировало продуктивную деятельность учащихся. Креативное мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразным процессом его получения и влиянием на развитие ученика. Оно предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и творческое применение прошлого опыта, отход от привычного восприятия предметов и явлений, разрешение противоречий между накопленными знаниями и требованиями проблемной ситуации. Основными показателями креативности в процессе обучения являются: генерирование идей, их оригинальность, быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей, способность найти, новые непривычные функции объекта или его части, применение субъективного опыта, нетрадиционное использование доступных материалов.

Важным условием формирования креативного мышления учащихся также является обучающая среда, основанная на сотрудничестве и доверии, обеспечивающая возможность анализировать ошибки и делать правильные выводы.

Когда учащиеся рассматривают свою способность обучаться в положительном ключе, а неудачи расценивают как опыт, они более расположены к креативному развитию [6].

Когда учащиеся считают, что уроки применимы в жизни, тогда сильнее их внутренняя мотивация к учебе и творческому использованию приобретенных знаний. Учеба и развитие учебных навыков, таких как постановка проблем и их решение, перенос знаний, комплексная коммуникация, знакомство с фундаментальными знаниями, тоже могут развивать креативность. Например, если учеников просят придумать что-то новое, им понадобится использовать свой запас знаний и креативность, чтобы выступить удачным проектом или составить интересную задачу. Стало быть, уроки в школе — это еще одна стратегия, применимая к развитию креативности у учащихся [6].

Поощрение и поддержка педагога помогают ученикам развивать креативность — способность создавать новые и наиболее эффективные решения практических задач. Выявление креативности может помочь учащимся распознать в себе креативные способности, которые иначе бы не обнаружились. Способствовать креативному развитию можно, рассказывая непосредственно о креативном процессе, о том, что вдохновляет его и что подавляет [7].

Следующим условием для пробуждения и развития творческого потенциала учащегося являются предоставление ему средств, обеспечивающих творческое развитие. Существует множество игр и упражнений для развития креативности. Их можно использовать на занятиях, на переменах, на праздниках в детском объединении. Часто это очень интересные и увлекательные игры, которые стимулируют интерес учащегося к творческому развитию. Задача педагога — использовать упражнения систематически: регулярно и последовательно, а также гармонично сочетая их с изучаемым учебным материалом.

Таким образом, педагогическими условиями развития креативности у младших школьников в процессе обучения являются:

— актуализация различных видов творческой деятельности в процессе учебных занятий;

— педагогически целесообразное стимулирование творческой активности учащихся;

— осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в процессе творческой деятельности младших школьников,

— организация обучающего контента в единую систему учебных упражнений и задач.

Литература:

  1. Международное исследование PISA. Методическое пособие — Астана: НЦОСО, 2012, 114 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2007 —https://scibook.net/obschaya-psihologiya-knigi/kontseptsiya-kreativnosti-gilforda-65819.html
  3. Основные концепции одаренности и творчества, под ред. Д. Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 214–2423.
  4. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. — М. Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 720 с.
  5. Солсо Р. Когнитивная психология /— 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  6. Sternberg, R. J. (2003). Creative thinking in the classroom [Творческое мышление в классе]. Scandinavian Journal of Educational Research, 47(3), 325.
  7. Niu, W., & Sternberg, R. (2002). Contemporary studies on the concept of creativity: The East and the West [Современные исследования понятия креативности: Восток и Запад]. Journal of Creative Behavior, 36(4), 269–288.
Основные термины (генерируются автоматически): креативное мышление, развитие креативности, способность, знание, решение, школьник, PISA, креативное развитие, творческая деятельность, творческое развитие.


Похожие статьи

Формирование креативности в современной теории и практике начальной школы

В статье автор анализирует суть понятия «креативность», обозначая одним из эффективных способов ее формирования у младших школьников — социально-воспитательную работу.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Развитие креативного мышления как важнейшее условие творческой активности подростков

В статье авторы раскрывают значение развития креативного мышления как важнейшего условия творческой активности подростков.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ

В статье авторы делятся опытом работы по развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.

Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров

Автором статьи затронут вопрос необходимости формирования профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров, а также описаны основные способы формирования мотивации у студентов-дизайнеров.

Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного ...

Похожие статьи

Формирование креативности в современной теории и практике начальной школы

В статье автор анализирует суть понятия «креативность», обозначая одним из эффективных способов ее формирования у младших школьников — социально-воспитательную работу.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Развитие креативного мышления как важнейшее условие творческой активности подростков

В статье авторы раскрывают значение развития креативного мышления как важнейшего условия творческой активности подростков.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ

В статье авторы делятся опытом работы по развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.

Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров

Автором статьи затронут вопрос необходимости формирования профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров, а также описаны основные способы формирования мотивации у студентов-дизайнеров.

Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного ...

Задать вопрос