Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 828 раз

Библиографическое описание:

Хижняк, О. А. Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение / О. А. Хижняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86240/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Ключевые слова: функциональная грамотность, функционально грамотная личность.

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами [1].

С 2000 года существует международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA— тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Составляющие функциональной грамотности (согласно PISA):

  1. Читательская грамотность.
  2. Естественно-научная грамотность.
  3. Математическая грамотность.
  4. Финансовая грамотность.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции [1].

Давайте посмотрим примеры открытых заданий PISA по информатике задание № 1 Флешка и по математике задание № 4 Пингвины (http://center-imc.ru/wp-cоntent/uplоads/2020/02/10120.pdf).

Для решения данных заданий учащиеся должны уметь анализировать графики и диаграммы, знать единицы измерения информации и уметь проводить математические расчеты.

Задание «Флешка» ответ: ДА.

Ему нужно удалить 198 МБ (350–152), чтобы можно было стереть любые два музыкальных альбома, которые занимают больше 198 МБ, например, альбомы 1 и 8. Да, он может удалить альбомы 7 и 8, что освободит 152 + 75 + 125 = 352 МБ памяти [2].

Анализируя данные задания, делаем вывод, что формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

— На уроках информатики процесс обучения включает в себя выполнение практических работ (проектов)

— Выявление творческих способностей, которые опираясь на IT — технологии показывали учащимся их социальную значимость в обществе.

— Развитие коммуникативных качеств.

Развитие функциональной грамотности на уроках информатики в 5–11 классах МБОУ СОШ № 4 осуществляется через развивающее обучение по следующим направлениям:

  1. Первое направление читательская грамотность .

Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью ПК.

На протяжении всего курса информатики основной и старшей школы присутствуют задания на поиск информации в сети Интернет и ее обработку. Примеры: 5 класс практическая работа «Памятник клавиатуре», 6 класс «Самые-самые», 6 класс работа с графиками и диаграммами (построение, чтение графиков).

  1. Второе направление — естественно-научная грамотность.

Возьмем задание из открытого банка ФИПИ для оценки естественно-научной грамотности «Мониторинг в музеи» (http://dоc.fipi.ru/оtkrytyy-bank-zadaniy-dlya-оtsenki-yestestvennоnauchnоy-gramоtnоsti/8_klass_2_var.pdf), для успешного выполнения данного задания необходимо уметь читать графики функций. Интерпретировать данные и использовать научные доказательства, данные темы в курсе информатики начинают изучаться в 5 классе.

Ответ: В промежуток времени с 6 до 10 ч относительная влажность, и температура были ниже нормы. После 22 ч только относительная влажность была ниже нормы. В течение дня увеличение влажности воздуха и температуры может быть связано с большим наплывом посетителей (дыхание которых увеличивает влажность и температуру), либо в течение дня был дождь, что увеличило влажность воздуха.

  1. Компьютерная грамотность включает в себя раздел «Экономическая грамотность». Достаточно широко экономическое воспитание осуществляется при изучении темы «Электронные таблицы», где учащиеся должны научиться строить таблицы и решать задачи с экономическим содержанием используя встроенные функции Excel. При использовании ЭТ школьники должны увидеть, что можно произвести большие математические расчеты, при этом затратить меньше времени, чем если бы они все это делали вручную. Задание № 14 ОГЭ 9 класс информатика содержит таблицу до 1000 строк. Решение задач данного типа формируют у учащихся экономическое мышление.
  2. Для формирования функциональной грамотности на уроках информатики используют программы тренажеры. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения и навыки. Я использую тренажеры при изучении темы «Клавиатура и ее назначение», в результате выполнения учащиеся изучают назначение клавиш и учатся применять на практике быстрый набор текста.
  3. Четвертое направление — это компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования не заменима для формирования естественнонаучной грамотности. Если бы задачи на переливание, перекладывание, взвешивание и черный ящик мы решали только в тетради, то многим детям они оказались не под силу. А как мы знаем, любая экспериментальная работа у детей вызывает восторг и удивление, поэтому я предлагаю при решении данных задач использовать Виртуальные лаборатории.

А знаете, чем мне нравится такая работа? Передача знаний в готовом виде не вызывает эмоций. Посмотрите на решение написанное на доске… Но стоит дать возможность детям провести эксперимент, понаблюдать и самостоятельно сделать открытие. Возникает буря эмоций и взрыв красок.

  1. Пятое направление — проектная деятельность, при которой учащийся постигает всю технологию решения задачи. Наиболее эффективно выглядят проекты, созданные с помощью современных компьютерных технологий (видеоролики, буклеты, презентации и т. д.). Для этого на уроках я использую различные творческие задания: оформить титульный лист книги, создать кроссворд, визитную карточку и т. д.

Таким образом, использование развивающего обучения на уроках информатики создает необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьника.

Модель формирования функциональной грамотности можно изобразить виде дерева, на котором растут яблоки:

Дерево — это функционально грамотная личность;

Вода, которой поливают — это педагогические технологии:

Яблоки — это ключевые компетенции;

Лейка — это учитель.

Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

Литература:

  1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2019.
  2. Акулова О. В., Писарева С. А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, функциональная грамотность, урок информатики, грамотная личность, естественно-научная грамотность, задание, развивающее обучение, относительная влажность, функциональная грамотность школьников, читательская грамотность.


Ключевые слова

функциональная грамотность, функционально грамотная личность

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка

Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.

Формирование функциональной математической грамотности

В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка

Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.

Формирование функциональной математической грамотности

В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Задать вопрос